• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Картотека игр с «Прозрачным квадратом» В.В. Воскобовича. Для дошкольников 5—7 лет с нарушениями зрения

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
03/2023
В статье представлена система упражнений на основе игры В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» с учетом уровня развития ребенка, имеющихся трудностей, с опорой на активные анализаторы и тренировку визуального восприятия. Задания построены с учетом обогащения предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка. Картотека игр с «Прозрачным квадратом» В.В. Воскобовича. Для дошкольников 5—7 лет с нарушениями зрения

Федякина Г.Г., Щербакова Е.В.,

учителя-дефектологи МДОУ д/с № 283 Краснооктябрьского р-на, г. Волгоград

Предложенная картотека игр построена с учетом необходимости обогащения предметно-развивающей среды, окружающей слабовидящего ребенка. Она рекомендована к применению как педагогам в образовательном учреждении, так и родителям в семейном кругу для сопровождения развития и улучшения качества жизни слабовидящего ребенка в целом.

Авторы разработали и предлагают к применению систему упражнений на основе игры В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» с учетом актуального уровня развития ребенка, имеющихся трудностей, с опорой на активные анализаторы и возможность тренировки визуального восприятия.

Предложенные упражнения сопровождаются раздаточным материалом, карточками с заданиями разного уровня сложности. Особую ценность имеет мотивационная направленность для вовлечения слабовидящего ребенка в игровой процесс. Технология интеллектуально-творческого развития В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» максимально соответствует запросам и возможностям детей дошкольного возраста.

Формирование системы эталона цвета

Игра «Что бывает такого цвета?»

Задачи:

— формировать умение пользоваться представлениями о цвете, оперировать ими;

— совершенствовать навыки соотнесения представления о цвете со словом-наименованием;

— учить выбирать цвет в окружающей обстановке по слову.

Оборудование: игра «Прозрачный квадрат» (красный, желтый, зеленый); двухсторонняя карточка: с одной стороны картинка в контурном (или силуэтном) изображении, с другой — то же самое изображение, но в цвете.

Образовательные области: познавательное развитие, раздел программы «Формирование сенсорных эталонов».

***

Проблемная ситуация. Незримка Всюсь сделал предметы бесцветными. Необходимо с помощью цветных льдинок расколдовать их. Для этого надо прикоснуться нужной льдинкой к картинке и посмотреть — правильно ли «расколдован» предмет (используется двухсторонняя карточка). Ребенок может сам проверять правильность задания, перевернув карточку.

Вариант 1. Педагог показывает цветной вариант прозрачного квадрата. Дети находят контурные изображения объекта, которые могут быть такого же цвета. Например, показ красного квадрата. Ребенок находит изображения лимона, помидора, банана, вишни, клубники, малины и т.д

Игра «Прятки»

Задачи:

— развивать зрительное и слуховое внимание;

— совершенствовать умения сопоставлять и анализировать.

Оборудование: игра «Прозрачный квадрат» (желтый, зеленый, красный, синий) или «Прозрачный квадрат Ларчик».

Образовательные области: познавательное развитие, разделы программы: «Формирование сенсорных эталонов», «Ориентировка в пространстве».

***

Проблемная ситуация. Незримка опять проказничает. Спрятал пять деталей от игры «Прозрачный квадрат» и радуется. Думает, что мы не сможем их найти. Попробуем? (Отвечать на вопрос можно только словами «нет» или «да».)

Педагог прячет цветные квадраты в разных местах групповой комнаты. Обязательное условие — синий квадрат должен находиться с (под) синим предметом, красный с (под) красным и т.д. Затем с помощью вопросов дети отгадывают местоположение цветного прозрачного квадрата.

• Красный цвет под красным кубиком?

• Зеленый цвет в кармане зеленого платья? И т.д.

Игра «Что не так?»

Задачи:

— развивать внимание детей с опорой на цвет;

— совершенствовать умение устанавливать закономерность;

— формировать конструктивные навыки с опорой на цвет.

Оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»; игра «Прозрачный квадрат»; наборы: «Разноцветные веревочки», «Зажимы».

Образовательные области: познавательное развитие, разделы программы: «Формирование сенсорных эталонов», «Ориентировка в пространстве».

***

Проблемная ситуация. Незримка разбросал волшебные льдинки по разным дорожкам. Попробуй их найти и определить, что не так. Для этого нужно собрать целый квадрат одного цвета, проследив взглядом или проведя пальчиком по нужной дорожке (рис. 8).

Игра «Помоги пчелке Жуже»

Задачи:

— тренировать внимание детей с опорой на представление о цвете;

— развивать прослеживающую функцию глаза.

Оборудование: «Коврограф Ларчик»; набор «Разноцветные квадраты»; игра «Прозрачный квадрат» (разного цвета); комплект «Разноцветные веревочки».

Образовательные области: познавательное развитие, раздел программы «Формирование сенсорных эталонов».

***

Проблемная ситуация. Пчелка Жужа решила собрать нектар с цветов. Но, как мы знаем, лес остается бесцветным, и пчелке трудно найти нужный цветок. Помочь нам смогут цветные льдинки.

На Коврографе Ларчик» с правой стороны выкладываются цветные квадраты (набор «Разноцветные квадраты») — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. С помощью разноцветных веревочек прокладываются дорожки разной конфигурации. С левой стороны край дорожки остается пустым. С помощью цветных льдинок необходимо заполнить недостающие элементы.

Игра «Продолжи ряд»

Задачи:

— совершенствовать умение составлять последовательный ряд разными способами;

— развивать мелкую моторику.

Оборудование: для первого варианта игры: лист цветной бумаги или игровое поле «МиниЛарчика», «Прозрачный квадрат» (цветной вариант); для второго варианта: «Прозрачный квадрат Ларчик» (цветной вариант).

Образовательные области: познавательное развитие, разделы программы: «Формирование сенсорных эталонов», «Ориентировка в пространстве».

***

Проблемная ситуация. Чтобы пройти к озеру Айс, необходимо «наступать» на льдинки в определенной последовательности: синяя, красная. Какая льдинка будет следующая?

Вариант 1. Работа на микроплоскости (лист бумаги, игровое поле «МиниЛарчика»). Можно выкладывать в определенном порядке: веером, в ряд, волной.

Вариант 2. Работа на макроплоскости (групповое помещение). Один ребенок раскладывает прозрачные цветные квадраты самостоятельно, другой — идет следом, проверяя правильность выполнения задания.

В качестве усложнения задания можно использовать прозрачные квадраты разной конфигурации (добавляется опора на форму), также можно работать «на слух» (добавляется опора на слуховой анализатор).

Получение цвета путем наложения пластин

Игра «Экспериментаторы. Получение оранжевого цвета»

Задачи:

— закреплять представления детей об оранжевом цвете;

— учить получать оранжевый цвет с помощью красного и желтого квадрата.

Оборудование: игра «Прозрачный квадрат» (красный, желтый); стол с подсветкой.

Образовательные области: познавательное развитие, раздел программы «Формирование сенсорных эталонов».

***

Проблемная ситуация. Охле очень обижается, что предметы оранжевого цвета стали бесцветными. Но льдинок оранжевого цвета Луч Владыка не оставил. Как помочь гному?

Дети экспериментируют с цветными прозрачными квадратами, накладывая один на другой и получая нужный цвет (рис. 9).

Для лучшей визуализации взять прозрачные квадраты красного и желтого цвета в форме флажка. Наложить друг на друга так, чтобы получился большой треугольник оранжевого цвета и два средних — красного и желтого цвета. При таком способе визуально видны основные цвета (красный, желтый) в сравнении с получаемым цветом — оранжевым.

Игра «Экспериментаторы. Получение фиолетового цвета»

Задачи:

— закреплять представления детей о фиолетовом цвете;

— учить получать фиолетовый цвет с помощью красного и синего квадрата;

— упражнять в дифференциации красного, синего и фиолетового цветов.

Оборудование: игра «Прозрачный квадрат» (красный, синий); стол с подсветкой.

Образовательные области: познавательное развитие, раздел программы «Формирование сенсорных эталонов».

***

Проблемная ситуация. В саду созрели сливы, в огороде поспели баклажаны. Но жители «Фиолетового Леса» так и не получили свой любимый фиолетовый цвет. А у волшебных льдинок такого цвета нет. Так и останется все бесцветным?

Дети экспериментируют с цветными прозрачными квадратами, накладывая один на другой и получая нужный цвет.

Можно показать способ получения фиолетового цвета с помощью красной и синей гуаши, смешав ее на палитре. Дети повторяют порядок действий и самостоятельно убеждаются в правильности решения. Закрашивают фиолетовые овощи и сливы полученным цветом, сравнивая оттенки.

Игра «Экспериментаторы. Получение коричневого цвета»

Задачи:

— закреплять представления детей о коричневом цвете;

— учить получать коричневый цвет с помощью синего, желтого и красного цветных квадратов.

Оборудование: игра «Прозрачный квадрат» (красный, желтый, синий, зеленый); стол с подсветкой.

Образовательные области: познавательное развитие, раздел программы «Формирование сенсорных эталонов».

***

Проблемная ситуация. Настала пора собирать орехи. Какого они цвета? Но такого цвета у нас нет. Что будем делать?

(Игра проводится так же, как в предыдущих вариантах.)

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению