• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Лучшее в профессии логопеда: работа с детьми

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
02/2021
Лучшее в профессии логопеда: работа с детьми Подписаться на журнал

Здравствуйте, Екатерина Николаевна! Насколько системным был выбор Вашей профессии и кем Вы мечтали стать в детстве?

Когда я училась в школе, то я сообщила родителям, что решила стать воспитателем детского сада. За годы обучения в Тольяттинском государственном университете на факультете дошкольного образования мое желание работать с малышами только набирало силу. Тогда же я осознала важность получения специального образования. Выбранный профессиональный путь к работе с особыми детьми был продолжителен, извилист, но оказался верным. Сегодня я веду коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения или задержку речевого развития, осуществляю научное руководство региональными инновационными площадками Самарской области по направлению «Речевое развитие», делюсь практическим опытом с педагогами в рамках образовательной и методической деятельности кафедры дошкольного образования СИПКРО.

Получая профессиональное удовлетворение и радость от работы с детьми, родителями и педагогами, понимаю смысл и убеждаюсь в важности дальнейшей самореализации в образовании.

Чем можно объяснить «спрос» на логопеда сегодня, и какими знаниями он должен обладать?

Объективной причиной «спроса» является ухудшение показателей здоровья детей, рост числа детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации. Часто соматические проблемы ребенка сопровождаются различными речевыми патологиями.

Ежегодный мониторинг, проводимый кафедрой дошкольного образования СИПКРО, подтверждает дефицит педагогов, имеющих специальное образование и готовность работать с детьми с ОВЗ, при постоянном росте числа таких детей, в том числе в группах общеразвивающего вида. Ситуация осложняется непониманием родителей важности своевременной диагностики и раннего начала коррекционной работы. Выжидательная позиция родителей неговорящих детей, а также ошибочное мнение, что ребенок заговорит, когда пойдет в детский сад, приводит к осложнениям развития и вторичным нарушениям психогенного характера.

Участвуя во многих мастер-классах, конференциях в Самаре и Тольятти, я обратила внимание на интересные пособия, разработанные практиками. Есть ли поддержка Института в рамках трансляции профессионального опыта сотрудников учреждения и в чем она проявляется?

Кафедра дошкольного образования СИПКРО во главе с заведующей, канд. пед. наук Ю.В. Карповой уделяет особое внимание и методическую поддержку активным творческим педагогам Самарской области. В рамках государственного задания кафедра ежегодно проводит более 10 профессиональных конкурсов, фестивалей профессионального мастерства и других мероприятий, где каждый желающий педагог может представить авторские методические продукты, а также опубликовать свои разработки в Альманахе и электронных сборниках методических разработок.

Что касается реализации образовательных программ: тематики и содержания, как процесс сочетания теории и практики происходит в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в Самаре?

Сочетание теории и практики обеспечивается высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Программы курсов повышения квалификации разрабатывают и реализуют ведущие специалисты, имеющие собственные научные разработки, практический опыт работы в системе образования, опыт преподавательской деятельности в дополнительном профессиональном и высшем образовании. Современные достижения науки обобщаются и экспериментально апробируются в образовательных учреждениях, имеющих статус площадок: региональных инновационной, пилотной по ФГОС ДО, стажировочной.

Специфика дополнительного профессионального образования имеет практико-ориентированный характер и связана с обучением специалистов новым методам и современным эффективным технологиям, проверенным на практике. Инструмент, который получает педагог, обучаясь, всегда может быть использован в профессиональной деятельности. Практические задания и итоговые работы по курсам — это образцы методических продуктов или дидактических пособий. В дальнейшем они становятся полноценными авторскими разработками.

Ранее Вы сотрудничали с несколькими практическими учреждениями в рамках региональной инновационной площадки «Мотивация речевой деятельности у неговорящих детей», расскажите об этом нашим читателям подробнее.

Региональная инновационная площадка «Мотивация речевой деятельности у неговорящих детей» создана приказом Минобразования Самарской области на базе МБДОУ ЦРР — д/с № 402.

Идея проекта состоит в создании методического центра для педагогов ДОО, который объединит всех специалистов отрасли в решении проблем повышения доступности и качества образования детей раннего и дошкольного возраста, оказания ранней помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Целевой результат деятельности площадки — освоение и применение педагогами Самарской области современных образовательных технологий мотивации речевой деятельности и запуска речи. Для педагогов области проведено более 10 образовательных мероприятий, среди которых особый интерес вызвали обучающий семинар С.Ю. Танцюры, супервизия Т.Г. Визель.

В соавторстве с коллегами детских садов № 56 г. Сызрани и № 173 «Дельфин» г. Тольятти подготовлены к изданию учебно-методические пособия: «Маленькая умница», «Мотивирующая среда развития речи», «Вкладыши».

Сегодня деятельность площадки активно продолжается, расширяется профессиональное сообщество педагогов, заинтересованных в использовании современных технологий работы с неговорящими детьми раннего и дошкольного возраста, появляются новые площадки опытно-экспериментальной работы в рамках данного направления. Так, например, в 2020 г. детский сад № 56 г. Сызрани получил статус пилотной площадки по внедрению альтернативной системы коммуникации Макатон в работу с неговорящими детьми. Это уникальный опыт для Самарской области, который получит широкое распространение благодаря взаимодействию ДОО с кафедрой дошкольного образования СИПКРО и участию ведущих специалистов Самарской области и России.

Дальнейшие перспективы развития проекта я вижу в расширении профессионального сообщества организаций и заинтересованных педагогов Самарской области, развитии межведомственного взаимодействия в интересах ребенка, совершенствовании методической базы запуска и развития речи.

Есть ли в планах создавать новые проекты, и на что они будут направлены?

Появление нового проекта — это всегда ответ на запрос педагогов-практиков в изменяющейся или сложной ситуации педагогической деятельности. Появляются дети со сложными нарушениями в общеразвивающих группах, а подготовка педагога к работе с ними требует времени и обучения. Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка утверждены ФГОС ДО. В сложившихся условиях переполнения групп сегодня эта актуальнейшая проблема, требующая научного и практического решения, может стать перспективным проектом.

Специфика работы с особым ребенком определяется его состоянием, типом нарушения, особенностями развития, образовательными потребностями и возможностями. Так, например, у детей с гиперактивностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, РАС в связи с неравномерностью развития психики встречаются самые разные особенности, а значит и условия должны быть разные для каждого. Индивидуальные формы работы должны стать основными в коррекционно-развивающей деятельности специалистов. С них должна начинаться работа, а далее может быть осуществлен очень медленный и постепенный переход к фронтальным формам.

Для каждого ребенка своя нужна социальная и предметно-пространственная среда в соответствии с особенностями восприятия, внимания, эмоциональной сферы, сформированными умениями и навыками. Перенасыщенность среды, характерная для детских садов, не способствует развитию особых детей, может приводить к психо-эмоциональным перегрузкам, что дополнительно усугубляет состояние ребенка. Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды для инклюзивной группы также может стать педагогическим проектом.

Что служит вдохновением творческих идей в работе с разными дошкольными организациями?

Источник вдохновения — люди. Общение со специалистами-коллегами и учителями наполняет новыми идеями и зажигает энергией. Результаты работы, динамика развития ребенка дают силы и желание продолжать работу, искать новые методы и средства, создавать новые пособия.

Теория и практика, наука и исследования, как сочетаются данные понятия в сотрудничестве с учреждениями?

Сотрудничество научно-педагогических кадров с педагогами-практиками в рамках опытно-экспериментальной работы — это традиционная модель развития науки и образования. Крупные научно-исследовательские институты и отдельный педагог-исследователь имеют базу проведения экспериментов и апробации своих теоретических разработок. Могут быть разные названия и статусы (пилотная, инновационная), но главное — наличие ресурсов у организации и заинтересованность педагогического коллектива в изменениях, которые обязательно последуют.

Работа с родителями — сложный, но необходимый процесс педагогического взаимодействия, как это реализуется в разных учреждениях. Расскажите об этом, пожалуйста.

При всеобщем понимании важности включения родителей в педагогический процесс реальная практика зависит от конкретного педагога, корпоративной культуры, принятой в конкретной образовательной организации. Также как нельзя начинать коррекционную работу с ребенком, не установив с ним эмоционального контакта, невозможно и конструктивное общение с родителем без установления доверительных отношений. Моя работа начинается с участия родителя в занятии, где родитель получает образцы простых и эффективных практик, которые должны быть применены дома в играх и свободной деятельности. Далее идет постоянная консультационная поддержка семьи, обсуждаются проблемы и достижения ребенка с обязательной видеофиксацией результатов.

Взаимодействие с родителями важно вести целенаправленно, системно, постоянно, начиная еще до прихода ребенка в группу. Ждете очереди в детский сад — готовьтесь к адаптации в нем, соотносите условия воспитания в ДОО с возможностями ребенка, познавайте методы и приемы домашнего образования. Привели ребенка — готовьтесь к тесному сотрудничеству с воспитателем, развивайте культуру общения со специалистами и родительским сообществом, учитесь нести ответственность за своего ребенка и его развитие.

Что бы Вы хотели пожелать тем, кто только начинает свой профессиональный путь?

Вдохновения и творчества, ведь творчество — это самый надежный источник жизненных и профессиональных сил и ресурс собственного развития.

Спасибо за интервью!

Беседовала С.Ю. Танцюра

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению