При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Слепова О.Н., старший воспитатель;
Гаращук О.Н., учитель начальных классов, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова», Москва
В современном информационном обществе математика необходима для освоения практически всех областей научных и практических знаний и умений. Без строгой математической логики трудно представить работу менеджера, логиста, юриста, психолога и представителей других специальностей. Математическое образование позволяет человеку ориентироваться в повседневной жизни и способствует воспитанию всесторонне развитой личности.
Основы математического мышления закладываются уже в дошкольном детстве. Уровень математического развития ребенка в значительной степени определяет успешность обучения математике в начальных классах в дальнейшем. Как показывает жизненный опыт, многие родители ошибочно считают (отчасти, и определенная часть педагогов дошкольного образования), что при подготовке к школе главное — научить ребенка писать цифры, считать, складывать и вычитать. Взрослые не подозревают о способности детей механически заучивать наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10. Механически заученные результаты сложения и вычитания оцениваются ими как проявление математического мышления.
Такой подход совершенно не отвечает требованиям развивающего обучения как в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО, так и в начальной школе. Овладение программным содержанием начального общего образования в значительной степени зависит от того, насколько у детей развиты общелогические мыслительные операции: умение сравнивать, систематизировать и анализировать, классифицировать и обобщать результаты своей деятельности, находить причинно-следственные связи явлений и событий.
Данная тема очень актуальна в условиях модернизации и инновации образовательного процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Именно в дошкольный период развития ребенка закладываются основы первичных математических представлений, развиваются речь и математическое мышление, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, которое будет составлять основу математического развития детей, его математической грамотности.
Математические представления формируются у ребенка дошкольного возраста, опираясь на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой усваивается необходимый объем знаний и умений, начинает складываться осознанное овладение навыками счета, измерения, ориентировки в общих математических понятиях, в том числе и ориентировка в пространственных отношениях. Поэтому особо важно содержание дошкольного образования, главной целью которого должно являться обеспечение условий для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
В связи с чем на базе образовательного комплекса Школы № 1208 проводится дополнительное образование в группах раннего интеллектуального развития для дошкольников «Совенок». В рамках программы дополнительного образования реализуются следующие задачи:
— формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность;
— развивать индивидуальные способности детей;
— развивать мелкую моторику, координацию действий;
— формировать навыки социального поведения;
— повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
— развивать коммуникативные навыки;
— формировать позитивное отношение к сверстникам;
— сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей, готовящихся к школьной жизни.
Курс «Развитие математической логики» направлен на формирование элементарных математических представлений дошкольников, развития умения детей в определении основных пространственных направлений и ориентировки в пространственных отношениях с окружающим миром.
Цель данного курса — формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи данного курса:
— закрепить знания детей о цифрах;
— научить соотносить число и количество предметов, сравнивать количество последних;
— помочь детям освоить математические действия сложения и вычитания;
— развить умение определять состав числа;
— научить составлять и решать простые примеры и задачи;
— закрепить знания о размере, форме, пространственных отношениях;
— развить внимание, память, логическое мышление.
Предметные результаты освоения курса заключаются в том, чтобы научить ребенка:
— ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
— устанавливать пространственно-временные отношения;
— сравнивать группы предметов по величине и количеству с помощью составления пар;
— различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, писать цифры 0—9, соотносить цифру с количеством предметов;
— выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
— составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие с помощью наглядного материала.
Посильность выдвигаемых перед детьми трудностей составляет основу развития внутренних стимулов познавательной деятельности детей. Поэтому, чтобы обучение было развивающим, необходимо ориентироваться на те возможные перспективы усвоения детьми материала, которые под руководством педагога реализуются в действительность, т.е. ориентироваться на «зону ближайшего развития», как указывал Л.С. Выготский.
Последовательность применения заключается в постепенном усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, что позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.
Следующим педагогическим условием раннего интеллектуального развития для дошкольников является разработка методических рекомендаций по организации и проведению дидактических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на их математическое познавательное развитие. Задача заключается в том, чтобы усвоение учебного материала шло в определенном порядке, системе, в доступном для данного возраста объеме знаний, обеспечивая адекватное обучение детей.
Для успешного обучения детей математическим представлениям и развития на их основе познавательных способностей необходимо использовать поэтапность в словесных инструкциях в ходе выполнения детьми обучающих действий.
Реализация программных требований связана с разработкой системы математических игр и упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования математических знаний детей.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle