• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Методическое сопровождение педагогов по коррекционной работе с детьми средствами детской художественной литературы

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2023
В статье с опорой на научные исследования раскрывается проблема условий речевого развития дошкольников, где детская художественная литература выступает одним из средств коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, описываются основополагающие принципы, цель и задачи организации данной работы. Методическое сопровождение педагогов по коррекционной работе с детьми средствами детской художественной литературы

Методическое сопровождение педагогов по коррекционной работе с детьми средствами детской художественной литературы

 

Недашковская М.В.,

старший воспитатель;

Никитина М.В.,

учительлогопед ГБОУ «Школа № 1359

им. авиаконструктора М.Л. Миля», Москва

В настоящее время педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически определяющие суть и смысл связного речевого развития в полноценном развитии детей дошкольного возраста. В основу многих изданий заложена концепция деятельности, разработанная Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем и др. Опираясь на нее, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, В.И. Яшина и другие проанализировали общение как основу речевого развития, акцентируя внимание на том, что оно содействует психическому развитию детей дошкольного возраста.

Критерии развития связной речи дошкольников

Своевременное и полноценное овладение речью считается одним из главных и первым условием полноценного развития психических познавательных процессов ребенка и последующего правильного интеллектуального развития. Своевременное — значит начатое согласно возрастным нормам речевого развития, а полноценное — означает достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его способностей и индивидуальных особенностей на каждой возрастной ступени его развития. Закономерностью усвоения языка именуется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды — натуральной (в бытовом обучении) или же искусственного происхождения, т.е. языковой среды, специально подготовлен ной методическими средствами в дошкольных образовательных организациях

На сегодняшний день значительно возрос показатель требований к развитию речи дошкольников. Дети должны достичь определенного уровня активности речи и ее развития, а также овладеть достаточным, в соответствии с возрастом, словарным запасом, своевременно сформировать грамматический строй речи, способность переходить от диалогической речи к связному выражению. Критериями оценки речевого развития являются как правильность, так и выразительность речевого высказывания.

Речь

Одно из средств развития связной речи ребенка дошкольного возраста — детская художественная литература — литература для детей и юношества, включающая произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг детского и юношеского чтения.

Цель детской литературы — всесторонне е образование и воспитание подрастающего по коления. Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.

Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Ее назначение — приобщать читателя к универсальным ценностям человеческого бытия [1].

Большую роль для развития связной речи старших дошкольников играют сказки, а также общение с педагогом и другими детьми по их сюжетам. Разные сюжеты сказок, где основным является моделирование системы человеческих взаимоотношений, сотрудничества, приводят к качественно новому этапу развития всех сторон речи и в итоге — к формированию связной речи, которая лежит в основе диалогической и монологической речи детей и педагога (Н.В. Антохина, Т.Л. Богданова, Н.Н. Журавлева, И.В. Козина, Т.В. Кулакова, Л.В. Лебедева, Т.В. Львова, Т.С. Павлова, С.П. Прокопова, И.Н. Чернышова). Известно, что при обучении дошкольников необходимо использовать разные формы, средства и методы восприятия литературы ребенком. При этом важна активность самого дошкольника. В качестве средства, способного повысить интерес к обучению, многие педагоги рассматривают именно сказку.

Научить дошкольника учиться с интересом и удовольствием и верить в свои силы — главная цель образования. Правильно организованный педагогический процесс, соответствующий возрастным возможностям (особенностям) детей, выполняет познавательную и воспитательную функции, способствует развитию речевой деятельности ребенка в целом и связной речи, в частности, что приводит к эффективному полноценному его развитию.

Общее недоразвитие речи

Группа детей с общим недоразвитием речи неоднородна по своим личностным проявлениям, как это отмечают ученые: небольшая их часть близка к норме, для большинства характерны проявления тормозимости, неуверенность в себе, замкнутость, речевой негативизм [3].

Для остальных, занимающих по численности промежуточное положение, свойственны повышенные возбудимость, стремление к контактам, многоречивость, отсутствие переживания своего дефекта. Некоторые специалисты отмечают проявления агрессивности, страхов, неадекватную самооценку (Г.X. Юсупова, К.Е. Панасенко, В.Г. Колягина), но поскольку это первичные данные, необходимо дальнейшее рассмотрение их в сравнении с новыми возрастными нормами.

«Общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста» рассматривается как понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, проявляющиеся в системных нарушениях формирования всех компонентов (сторон) системы речи — импрессивного, фонетико-фонематического, лексического и грамматического — при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития. При этом объектом исследования избирается связная развития детей дошкольного возраста, способствующая становлению произвольности психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления и др.), что служит одними из важных показателей готовности детей к школе.

Сензитивный возраст развития связной речи у дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы — старший дошкольный. Так как именно в этом возрасте в соответствии с психолого-педагогическими особенностями отмечаются высокая потребность в общении, повышенный интерес к реальным, художественным объектам мира и субъектам коммуникации (детям, взрослым), подражательность, наличие некоторого опыта и средств общения друг с другом, сформированность элементов нравственных, эстетических понятий «хорошо — плохо», «красиво — безобразно» и др. Более того, дети старшего дошкольного возраста начинают готовиться к школе и отсутствие коррекции в речевом развитии и связной речи в этом периоде может отразиться проблемным обучением в начальной школе. Значение связной речи становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Л.И. Божович, Б.С. Волков, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.), умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом [2].

О.С. Ушакова в это понятие включает способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же она относит и способность к различению жанров, понимание их особенностей, осознание связи компонентов художественной формы с содержанием литератур ного произведения [3].

В трудах педагогов и пси хо логов О.И. Никифоров ой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.С. Ушаковой, Е.А. Флёриной и др. рассматриваются особенно сти восприятия художественной литературы ребенком дошкольно го возраста.

Особенности восприятия литературы ребенком

Корней Иванович Чуковский считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чем они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы миро вой детской поэзии.

Известно, что Чуковский пристально изучал речь и психологию ребенка —этому посвящена его книга «От двух до пяти» (1928). В сказках же сама ткань повествования вбирает в себя та кие особенности детской речи, как короткие простые предложения, обилие восклицаний («Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!»), повторы слов («Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо»), параллелизм синтаксических конструкций («Не стерпел медведь, заревел медведь и на злого врага налетел медведь»). В целом все особенности поэтики стихотворных сказок писателя рассказывают ребенку о серьезных и сложных вещах в легкой, игровой манере.

Стихотворные сказки Корнея Чуковского, прежде всего, адресованы самым маленьким читателям. Автор доступным языком повествует ребенку, только познающему мир взрослых, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. Художественный мир Чуковского эти задачи блестяще решает с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично емким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребенку.

Сказка — один из ярких жанров литературы, близка и понятна детям дошкольного возраста. Восприятие ее оказывает сильное воз действие на эмоциональное развитие, а процесс ознакомления с ней создает реальные психолого-педагогические условия при коррекционной работе с ребенком. Пересказ как вид художественно-речевой деятельности дошкольника является мотивом к речевой деятельности (осуществляется речевое развитие детей, совершенствуется связность речи).

Сказка — жанр близкий и понятный детскому возрасту, в ней много привлекательного для до школьников: и сюжет, и персонажи, и поразительные превращения, происходящие с героями, и счастливый конец, чему ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть пре грады, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и познавательные ситуации. Слушая истории о приключениях героев, попадающих в самые невероятные ситуации и нуждающихся в помощи, дошкольник вовлекается в решение ряда задач, озвучивая и выражая свои мысли. Он учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Ход сказочного сюжета располагает к спокойному сов местному обсуждению, доброжелательному общению, в процессе которого взрослые и дети эмоционально сближаются.

Применения сказочных сюжетов

В педагогических целях привлекают воспитателей, и они пытаются использовать их в работе с детьми разного возраста. В настоящее время мы видим всплеск интереса к использованию сказок в речевом развитии дошкольников. Об этом свидетельствует анализ сайтов для педагогов образовательных учреждений и усвоение норм общения и др.

Восприятие сказки как литературного жанра, эмоциональная отзывчивость на нее, участие творческого мышления и воображения в понимании и самостоятельном сочинении сказки образуют психологический (общий) блок ядра в структуре способности к сочинению сказок у ребенка старшего дошкольного возраста. Восприятие, мышление, воображение развиваются во взаимосвязи с речью ребенка. Поскольку способность к сочинению сказок у старших дошкольников непосредственно связана с художественно-речевой деятельностью, то в ядре ее структуры целесообразно выделить психолингвистический (специфический) блок, представленный речевой активностью, уровнем освоения ребенком родного языка.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что эффективность коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР происходит при следующих условиях:

— использовании различных форм работы с детьми;

— организации предметноразвивающей среды, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать коррекции нарушений связной речи;

— создании единого ценностно смыслового сотрудничества логопеда с педагогами и родителями на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной коррекционной работы;

— создании коммуникативно диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта речевого развития ребенка и работы над связной речью при регулярной включенности в сказку.

Литература

1. Литературный энциклопедиче ский словарь (электронный ресурс) http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/ articles/23/detskayaliteratura.htm.

2. Ушакова О.С. Знакомим до школьников с художественной литера турой. М., 2010.

3. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Кор рекционное обучение и воспитание детей 5летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2011.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению