• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Методика развития быстроты у детей подготовительной к школе группы в процессе занятия физкультуры

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
04/2022
В статье говорится о развитии быстроты у детей подготовительной к школе группы на занятиях физкультурой. Методика развития быстроты у детей подготовительной к школе группы в процессе занятия физкультуры

Полтарыхина Н.К.,

инструктор по физкультуре МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1», с. Каргасок Томской обл.

Один из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры — совершенствование методики физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Двигательные возможности детей, подростков и юношей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. Благоприятные предпосылки к целенаправленному развитию быстроты движений имеются в старшем дошкольном возрасте, но наиболее чувствительным считается возраст 6—7 лет.

Актуальность исследования заключается в том, что в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость. Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых занятий физической культуры в саду.

Цель работы — выявление эффективности методики развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на занятиях по физической культуре.

Объектом выступал процесс развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на занятиях по физической культуре.

Предметом исследования служила методика развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на занятиях по физической культуре.

Предполагалось, что показатели быстроты детей 6—7 лет могут быть существенно повышены за счет рационального использования в подготовительной части занятий, выполняемых из разных положений, а также игровых эстафет.

Педагогические наблюдения проводились на занятиях по физической культуре с учащимися детей подготовительной к школе группы в МБДОУ «Каргасокский д/с № 1» с целью выявления структуры и эффективности физических упражнений скоростной направленности, методов педагогического контроля.

Для выявления изменений, произошедших под влиянием разработанных комплексов упражнений, проводилось педагогическое тестирование. В качестве оценки уровня развития физической подготовленности использовались контрольные тесты для детей 6—7 лет на быстроту (бег 30 м, бег на месте, тест «Точки»).

Бег 30 м с высокого старта. Проводится по правилам легкой атлетики. Участники стартуют по 2 чел.

Бег на месте за 10 с. По сигналу испытуемый стремится как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура, подвешенного горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого.

Тест «Точки». Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 с ребенок наносит на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

Педагогический эксперимент стал основным методом исследования и проводился с целью обоснования эффективности разработанных комплексов упражнений в практике работы с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по физкультуре с сентября 2021 г. по март 2022 г. для проверки эффективности разработанной методики.

В проведении эксперимента участвовали дети двух групп, состав которых и организация занятий в них были одинаковыми. Далее проводилось тестирование детей с целью определения показателей быстроты с использованием тестов. Повторное тестирование было проведено через 2 мес., непосредственно после внедрения экспериментальной методики в учебно-воспитательный процесс одной из отобранных групп.

Тесты, определяющие показатели быстроты до эксперимента:

• Бег 30 м с в/с (секунды) для оценки скоростных способностей.

• Точки на листе — предназначен для оценки быстроты.

• Бег на месте (количество раз) — предназначен для оценки частоты движений ног.

Показатели до начала эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели быстроты в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента

 

Тесты

Группа до эксперимента

P

контрольная

экспериментальная

x

σ

m

x

σ

m

Бег 30 м

5,5

0,19

0,05

5,4

0,2

0,05

> 0,05

Точки на листе

4,7

17,5

4,7

47

19,1

5,1

> 0,05

Бег на месте

10,0

0,4

0,1

10,2

0,4

0,1

> 0,05

 

Проведенное тестирование до начала эксперимента показывает, что группы были на одном уровне подготовленности.

Распределение общей физической подготовки на экспериментальный период в группах «экспериментальной» и «контрольной» было одинаковым. Обе группы работали 2 ч в зале и 1 занятие на улице в неделю. Экспериментальная группа 2 раза в неделю уделяла внимание упражнениям для развития быстроты (табл. 2). Упражнения проводились в основной или заключительной части занятия.

Методика развития быстроты (упражнения):

— бег из положения стоя;

— из положения стоя спиной по направлению движения;

— из положения сидя;

— из положения сидя спиной по направлению движения;

— из положения лежа на животе;

— из положения лежа на спине;

— из приседа;

— из положения упор лежа сзади;

— встречная эстафета.

Таблица 2

Проведение занятий в экспериментальной группе

 

Средства

Дозировка

Методы организации

Количество раз в неделю

Методические указания

1

2

3

4

5

Бег из положения стоя, приседа, сидя, лежа на животе, спине

По 1 разу

Групповой

2

Выполнять упражнения строго по сигналу, стараться опередить соперников

Встречная эстафета

— // —

Групповой, поточный

— // —

Передавать эстафету по ладони с правой стороны

Бег из положения сидя спиной по направлению, стоя, лежа на животе, спине, из положения приседа

— // —

Групповой

— // —

Выполнять упражнения строго по сигналу, стараться опередить соперников

Встречная эстафета

— // —

Групповой, поточный

— // —

Передавать эстафету по ладони с правой стороны

Бег из положения седа, приседа, лежа на животе, спине, стоя спиной по направлению движения

— // —

Групповой

2

Выполнять упражнения строго по сигналу, стараться опередить соперников

Встречная эстафета

— // —

Групповой, поточный

— // —

Передавать эстафету по ладони с правой стороны

Бег из положения стоя лицом по направлению, спиной, лежа на животе, сидя, упор лежа сзади

— // —

Групповой

— // —

Выполнять упражнения строго по сигналу, стараться опередить соперников

Встречная эстафета

— // —

Групповой, поточный

— // —

Передавать эстафету по ладони с правой стороны

Бег из положения сидя, упор лежа сзади, лежа на животе, спине, стоя

— // —

Групповой

— // —

Выполнять упражнения строго по сигналу, стараться опередить соперников

 

Тесты, определяющие показатели быстроты после эксперимента.

• Бег 30 м с в/с (секунды) для оценки скоростных способностей.

• Точки на листе — предназначен для оценки быстроты.

• Бег на месте (количество раз) — предназначен для оценки частоты движений ног.

Показатели быстроты после эксперимента представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели быстроты в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

 

Тесты

Группа после эксперимента

P

контрольная

экспериментальная

x

σ

m

x

σ

m

Бег 30 м

5,5

0,18

0,05

5,3

0,16

0,04

< 0,05

Точки на листе

47

20

5,4

52

16,6

4,4

< 0,05

Бег на месте

10

1,2

0,3

11

1,9

0,5

< 0,05

 

Полученные результаты исследования позволили выявить положительную динамику изменения в проявлении быстроты у детей 6—7 лет. Положительный сдвиг отмечается в тестах бег на месте и теппинг-тест.

Таким образом, положительная динамика произошла за счет использования на занятиях бега из различных положений, а также эстафет с элементами баскетбола в основной части. В процессе исследования у детей отмечается повышение интереса к занятиям физической культуры за счет игрового и соревновательного метода, чувства соперничества между ними.

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. Проанализировав ряд литературных источников, мы выявили, что наиболее эффективными средствами развития быстроты у дошкольников являются упражнения беговой направленности, для развития быстроты используются такие методы: повторный, игровой, соревновательный.

2. Исследовав показатели быстроты у детей дошкольного возраста в КГ и ЭГ до эксперимента, мы выяснили, что группы были на одном уровне подготовленности. Различия по проведенным тестам оказлись не достоверны p > 0,05.

3. Разработана и внедрена экспериментальная методика развития быстроты у детей в подготовительной к школе группе, включающая беговые упражнения на скорость, выполняемые из разных положений, а также игровые эстафеты в учебно-воспитательный процесс.

4. Определена эффективность экспериментальной методики развития быстроты у детей 6—7 лет по тестам: бега на месте, теппинг-тест. Различия достоверны (p < 0,05).

Литература

Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. М., 2006.

Канакова Л.П., Загревский О.И. Подготовка, написание, оформление курсовых, дипломных и научных работ. Томск, 2003.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 2008.

Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: Моногр. М., 2010.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2005.

Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Омск, 2009.

Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 2010.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению