• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Методы использования материнского фольклора в практике воспитания детей раннего возраста в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
37/2022
В статье проводится обзор исследований по проблеме использования материнского фольклора в воспитании детей дошкольного возраста, подчеркиваются его потенциал и возможность в решении задач нравственного воспитания. Анализируются опыт и задачи его использования в условиях ДОО Методы использования материнского фольклора в практике воспитания детей раннего возраста в ДОО

Буланова В.П.,

заместитель руководителя;

Лобова Т.Н.,

музыкальный руководитель МДОУ № 22 «Сказка», г. Лыткарино Московской обл.

Материнский фольклор принадлежит к тем феноменам культуры, которые, несмотря на их глубокую традиционность в повседневной жизни населения, все чаще вытесняются более новыми формами межличностного взаимодействия, новыми современными жанрами. Многие исследователи бьют тревогу относительно того факта, что сегодня материнские песни сохраняются преимущественно в памяти женщин старшего возраста, прабабушек нового поколения, забываются и предаются забвению целые жанры материнского фольклора. Тем не менее, на наш взгляд, наблюдается и противоположная по своей направленности тенденция возрождения интереса к исконным формам коммуникации с детьми при помощи прибауток, потешек, песенок и др.

Интерес к феномену материнского фольклора с точки зрения его использования в педагогическом процессе имеет достаточно длительную историю. Впервые к теме роли материнского фольклора обратились антропологи, которые осознали важность кросскультурных исследований практики воспитания детей в разных обществах для совершенствования собственной системы воспитания. Именно в рамках таких исследований впервые была выявлена воспитательная функция материнского фольклора. Среди исследователей, внесших вклад в разработку данной проблемы, следует указать имена А.А. Абрамовой, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Г.Л. Дайн, И.Н. Котовой, А.С. Котовой, И.А. Морозова, В.И. Слободчикова и др. Также нужно отметить роль Г.С. Виноградова, который одним из первых указал на тот факт, что ребенок подвергается педагогическому воздействию уже с первых дней своей жизни, а средством наиболее значимого влияния в ранний период его существования традиционно является материнский фольклор [1].

В дальнейшем материнский фольклор и его роль в воспитании детей, все больше привлекали педагогов-теоретиков и исследователей-психологов. Были написаны работы, посвященные вопросу применения фольклора в педагогике. Следует назвать авторов наиболее значимых в данном отношении работ: Ю.П. Азаров, Г.Г. Ананьев, Г.М. Андреев, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

В частности, К.Д. Ушинскому принадлежит идея обязательного использования и средств народной педагогики в воспитательном процессе. Выступая за обращение к фольклору на всех этапах воспитательной деятельности, он отстаивал позицию, согласно которой фольклор является источником культурных ценностей и смыслов для ребенка, а значит, имеет высокий педагогический потенциал.

Теоретические разработки Г.С. Виноградова, К.Д Ушинского и других российских педагогов в дальнейшем были положены в основу педагогических программ, которые рекомендовали использовать материнский фольклор в качестве средства воспитания детей раннего возраста.

Исследование О.С. Ушаковой подтвердило, что потешки, стишки, пословицы служат богатейшим материалом не только для развития речи в целом, но и для становления поэтического слуха у детей на самом раннем этапе их жизни. Эти же заключения присутствуют в работах Н.В. Гавриш, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной и др.

Обратившись к рассмотрению практики включения элементов материнского фольклора в педагогический процесс дошкольных организаций, следует отметить, что в истории развития дошкольного воспитания не единожды ставился вопрос о необходимости их включения в систему инструментов педагогического воздействия воспитателей. Однако в начале дискуссий по данной теме решения всегда имели скорее отрицательные, чем положительные следствия.

Так, первые программы для дошкольных учреждений, создаваемые в Советском Союзе концентрировали внимание педагогов на необходимости развития речи и представлений детей раннего возраста путем их ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Особый акцент делался на развитии общественных представлений у детей.

Одним из наиболее значимых средств развития речи, эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста, наряду с наблюдениями окружающей жизни, было признано использование художественной литературы на занятиях. В этот период истории остро обсуждался вопрос формирования круга чтения для детей, делалась выборка тематической и сюжетной направленности произведений. Закрепленный в программах и методических пособиях материал на долгие годы определил круг средств, с помощью которых осуществлялось воспитание, в том числе детей раннего возраста. Таким образом, обращение к материнскому фольклору было практически полностью исключено из практики воспитания в детских садах.

Сегодня подход, согласно которому использование средств народной педагогики в дошкольном образовании активно приветствуется, набирает свою популярность. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в ходе проведения занятий с помощью различных средств воспитания и обучения с детьми раннего возраста часто объяснения взрослого, длинные беседы, демонстрация причинно-следственных связей оказывались малоэффективны, а чаще и вовсе бесполезны для детей третьего года жизни. Была осознана необходимость организовать работу таким образом, чтобы стала возможной актуализация эмоционального отклика ребенка. Поскольку только так педагог оказывался способным сообщить малышу какие-то знания, сведения об окружающем его мире. По этой причине внимание было перенесено на материнский фольклор, который в концентрированном виде содержит самые простые и эмоционально насыщенные, а также проверенные временем способы взаимодействия с маленькими детьми.

Ниже даны задачи, которые решаются в современных образовательных программах при помощи обращения к элементам материнского фольклора:

— обеспечивать эмоционально-положительное общение педагога с каждым ребенком;

— сокращать период адаптации ребенка к условиям нахождения в детском саду;

— воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д.;

— следить за гармоничным физическим, психическим и умственным развитием малышей;

— формировать уравновешенное активное поведение детей раннего возраста;

— представления и первичные понятия о предметах, качествах и явлениях;

— развивать игры и другие виды деятельности ребенка;

— создавать основы морального воспитания, настроения мажора как одного из условий полноценного развития детей раннего возраста.

В данных программах использование материнского фольклора реализуется во время занятий и игр с детьми, включается в различные режимные моменты, используется в повседневном общении с детьми.

Однако, несмотря на признание статуса и роли материнского фольклора в процессе воспитания, сегодня все еще не сформирована единая и общая методика использования материнского фольклора в детском саду. Применение материнского фольклора является точечным и скорее связано с персональной инициативой воспитателей дошкольных учреждений.

Рассмотрим несколько примеров таких инициатив. Особый интерес представляет опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шахтерска» Углегорского муниципального района Сахалинской области. Там педагоги использовали материнский фольклор, интегрируя его в подавляющее большинство практик и видов активности дошкольников. Педагогическая находка состояла также в том, что воспитатели вели альбом, куда записывали уже известные детям поговорки, потешки, прибаутки, песенки. Они создали также альбом-передвижку, в который записывали все новые фольклорные произведения. Таким образом, не только сами педагоги, но и дети и их родители намного обогатили свои знания. Педагоги отмечают высокий интерес детей и родителей к чтению данного альбома. Большое педагогическое значение имел опыт включения форм материнского фольклора в игры детей.

Также педагоги признают особую значимость использования материнского фольклора в первые дни пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении: особенно в период адаптации. В это время малыш очень сильно скучает по дому, маме, он еще не может общаться со сверстниками. Поэтому он долгое время пребывает в угнетенном состоянии духа, что будет иметь негативные последствия для его дальнейшего эмоционального и когнитивного развития. Педагоги рекомендуют в таких случаях использовать потешки, которые помогают установить первоначальный контакт воспитателя с малышом, создать доверительное, радостное настроение.

Для целей адаптации М.В. Швалева в своем педагогическом опыте использует следующие формы работы:

— создание фольклорного центра, содержащего различные виды атрибутов для ряженья (маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в разных героев потешек, песенок и сказок);

— книжный уголок, содержащий книги с произведениями материнского фольклора с яркими иллюстрациями;

— разработка специальных игр на основе произведений материнского фольклора, помогающих детям самостоятельно воспроизводить доступную возрасту пестушку, загадку, потешку, народную песенку.

В результате, правильно подобранная и воспроизведенная педагогом и ребенком потешка может помочь малышу переключить внимание на какую-то деятельность, погасить в ребенке зарождающиеся негативные эмоции, а также возбудить чувство симпатии к пока еще чужим и незнакомым для него новым людям: педагогу и другим детям. Другими словами, такие формы работы (игры, чтение, воспроизведение известных песенок, потешек и др.) помогают ребенку раннего возраста отвлечься и успокоиться. Также действуют песенки, прибаутки и другие жанры материнского фольклора, полные мелодичности и лиризма: они помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Поскольку словарный запас детей этого возраста еще не отличается полнотой, а реальный мир воспринимается ими достаточно своеобразно, потешки, пестушки, приговорки помогают ребенку развивать речь адекватными средствами.

Также педагоги целенаправленно включают произведения материнского фольклора в режимные моменты. Например, во время умывания используют потешки и попевки, которые учат детей раннего возраста не бояться воды, прививают им культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания:

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды...

Кран, откройся…

Нос, умойся...

Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке — ладошки,

А пальчики — Алешке.

Помогает потешка и в процессе кормления:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку...

Ай ту-ту-ту-ту,

Не вари кашу круту... [2].

Также педагоги отмечают, что материнский фольклор эффективен при необходимости призвать детей к послушанию. Например, дети любят причесываться, заплетать косички. Веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса...». Эта же потешка призывает детей к спокойствию. Воспитатели отмечают, что использование элементов материнского фольклора способно произвести корректировку поведения детей, создать у них хорошее настроение, развить понимание необходимости уважительного отношения к людям и окружающему миру:

Топ-топ по земле —

Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша [3].

Не меньший интерес вызывает опыт О.А. Ипатовой, разработавшей проект «Ладушки, ладушки...» для детей раннего возраста, включающий в себя элементы материнского фольклора. Цель данного проекта состоит в создании благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста при использовании потешек, песенок, стишков и других жанровых форм. Положительным достижением проекта, на наш взгляд, является последовательное и систематическое включение произведений материнского фольклора в процесс коммуникации на занятиях с детьми и в повседневное взаимодействие.

Так, под прибаутки и песенки проходят занятия по развитию двигательной активности детей: «Большие ноги шли по дороге...», «Скачет зайка маленький около завалинки...». Разучивая колыбельные песни, дети развивают речь. Обыгрывая потешку «Пальчик-мальчик, где ты был...» учатся трудолюбию, доброжелательному отношению друг к другу, заботе о своих младших братьях.

Опыт работы педагога Т.И. Черненко подтверждает эффективность использования материнского фольклора в воспитании детей раннего возраста. Педагог указывает, что помимо речевого развития материнский фольклор положительно влияет на эмоциональное и социальное развитие малышей. Так она подчеркивает, что фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Проявляется это в том, что, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть...» [4].

Т.И. Черненко подчеркивает высокий потенциал использования в воспитательной практике игр-забав: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко...», «Дождик-дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др. Включаясь в такие игры, дети раннего возраста не только учатся говорить, но и узнают много нового об окружающем мире.

Поскольку, как указывает Т.И. Черненко, «устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком» [4], постольку материнский фольклор способствует усвоению культуры народа, в которой родился и в которой предстоит жить ребенку. Среди богатства народного эпоса, по мнению исследователя, особую фольклорную форму представляют сказки, прочитанные матерями своим детям. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме такие сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности, развивают речевые навыки. Таким образом, создаются предпосылки для вербализации речевого общения, познавательной деятельности.

Практика использования элементов материнского фольклора в ДОО присутствует при проведении утренников, фольклорных праздников, театральных народных представлений, театрализованных спектаклей, т.е. во всех формах ознакомления с различными видами устного народного творчества. Наблюдая за детьми в процессе их участия в таких мероприятиях, педагоги отмечали живой интерес детей к данному процессу, указывали на повышение их познавательной активности.

В частности, И.К. Разина, изучая роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства при подготовке диссертации, в проводимом ею педагогическом эксперименте использовала произведения материнского фольклора для ознакомления детей с народной культурой, а также для формирования чувства принадлежности своему народу, чувства родного языка [3].

Подобные выводы были представлены Р.В. Тюмирековой при исследовании роли фольклора в формировании этнокультурной личности. Педагоги доказали, что в результате проведения мероприятий, основанных на сюжетах материнского фольклора, у детей раннего возраста рождается ответное душевное чувство, пробуждается интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки могут быть определены в качестве формы древней логопедии, поскольку прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Не претендуя на исчерпывающий анализ всех существующих в современной педагогике наработок, подчеркивающих положительное влияние произведений материнского фольклора на развитие детей раннего возраста, укажем, что все воспитатели и исследователи признают необходимость систематического, целенаправленного их использования.

Ценность материнского фольклора в ДОО, таким образом, заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду, применяет соответствующие возрасту и уровню психологического развития ребенка инструменты воспитания и обучения. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы как особые художественные произведения, которые слышит ребенок, способствуют его эмоциональному, познавательному, социальному развитию. Ознакомление с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Отметим, что ситуации, когда во время занятий в детском саду ребенок внезапно теряет интерес к прибауткам, стишкам, песням и пр., а также, когда он начинает отвлекаться или под их влиянием действовать неадекватно (бросает куклу, грызет, сосет игрушку), не оцениваются педагогами как достаточное основание для прекращения их использования в воспитательной практике. В таких случаях педагоги рекомендуют предложить ребенку другие игрушки, отвлечь другой песенкой, содержащей иной сюжет, близкий тому состоянию, в который необходимо перевести ребенка. Тот факт, что подобные ситуации случаются время от времени, не могут считаться поводом для исключения элементов материнского фольклора из педагогического процесса [4].

Итак, можно сделать вывод, что материнский фольклор — феномен народной педагогики с длительной историей своего применения в воспитании детей раннего возраста. Несмотря на то, что влияние различных форм и жанров материнского фольклора на развитие детей раннего возраста долгое время не имело своего научного обоснования, эффективность их использования подтверждалась многовековой практикой обращения матерей к фольклорным произведениям для достижения различных целей: речевого, познавательного развития, успокоения, налаживания эмоционального контакта, игр и т.д.

Научное изучение данного феномена подтвердило оправданность включения малых фольклорных форм в педагогический процесс, что связано с выделением ряда значимых функций, реализующихся при использовании данного средства воспитания.

Имеются существенные теоретические и методические наработки, указывающие на востребованность и целесообразность включения элементов материнского фольклора в процесс воспитания детей раннего возраста. Это обусловлено потенциалом материнского фольклора в обеспечении физического и психического, а также интеллектуального и эмоционального развития детей.

Ввиду того, что культура отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир, материнский фольклор может быть оценен как эффективное средство формирования у ребенка представлений о межличностном взаимодействии, законах окружающего мира, а также о культуре, в которой ему предстоит жить. В этом состоит особая педагогическая ценность малых фольклорных форм.

Литература

1. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура Сибири. М., 2009.

2. Детский фольклор / Сост., подгот. текста и коммент. М.Ю. Новицкой, И.Н. Райковой. М., 2002.

3. Разина И.К. Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства (в системе демографической проблемы): Автореф. ... выпуск. квал. раб. Специальность Белгород, 2009.

4. Черненко Т.И. Использование фольклора в целях речевого развития детей дошкольного возраста: Из опыта работы. Томск, 2012.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению