• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Модель организации наставничества учителя-логопеда и молодого специалиста дошкольной образовательной организации в г. Владимире

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
09/2022
Модель организации наставничества учителя-логопеда и молодого специалиста дошкольной образовательной организации в г. Владимире

Назарова О.С.,

канд. пед. наук, учитель-логопед МБДОУ ЦРР — д/с № 24;

Лукичева Н.А.,

учитель-логопед МБДОУ д/с № 120, г. Владимир

Национальный проект «Образование» ставит одной из задач развитие системы наставничества в различных образовательных организациях. Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

В дошкольных образовательных организациях г. Владимира реализуются различные практики наставничества. Основная задача — достижение общественного признания учительского труда, стимулирование педагогического творчества, актуализации и популяризации опыта профессионального сопровождения молодых педагогов через систему наставничества в системе образования. Авторы предлагают рассмотреть систему наставничества учителя-логопеда и молодого специалиста, осуществляемую в МБДОУ ЦРР — д/с № 24, в процессе которого решались следующие задачи:

— помочь адаптироваться молодому учителю-логопеду в коллективе ДОО;

— выявить профессиональные дефициты молодого специалиста;

— оказывать методическую помощь в организации учебно-воспитательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи, применении различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с дошкольниками, организации взаимодействия с родителями и педагогами ДОО;

— оказать поддержку в формировании индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

— развивать мотивацию молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Процесс наставничества осуществлялся в течение 5 лет (табл. 1).

Таблица 1

Содержание наставничества

 

Учебный год

Наставник

Молодой педагог

2017/18

Руководитель практики ВлГУ, учитель-логопед группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24»

Студент ВлГУ, практикант в МБДОУ «ЦРР — д/с № 24»

2018/19

Учитель-логопед группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24»

Воспитатель группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24»

2019/20

— // —

Учитель-логопед на массовых группах МБДОУ «ЦРР — д/с № 24»

2020/21

— // —

Учитель-логопед на массовых группах в МБДОУ д/с № 120

2021/22

— // —

— // —

 

На начальных этапах наставником была составлена анкета по определению профессиональных дефицитов молодого педагога. Анализ результатов ответов позволил выстроить систему наставничества, которая определила содержание, формы наставничества и этапы. Итогом этой системы стал ежегодный образовательный маршрут молодого специалиста. Каждый год реализовывались вариативные формы наставничества в той или иной мере, но одна из представленных форм была доминирующей (табл. 2).

Таблица 2

Содержание традиционного наставничества

 

Выявленные профессиональные дефициты

Содержание работы

Форма работы

Сроки выполнения

1

2

3

4

Нормативная правовая база учителя-логопеда ДОО

Составление списка документов учителя-логопеда

Инструктаж, консультация

Сентябрь

Методическое оснащение коррекционной деятельности учителя-логопеда

Изучение оборудования логопедического кабинета.

Изучение и анализ АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи

Собеседование

— // —

Мониторинг речевого развития детей, выявление детей группы риска

Логопедическое обследование ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Семинар-практикум, диалоговая дискуссия

Октябрь

Планирование коррекционно-развивающей деятельности по устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Консультация, беседа

— // —

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности по постановке и автоматизации разных групп звуков

Посещение коррекционных занятий, проведенных педагогом-наставником.

Проведение индивидуальных занятий по постановке звуков

Консультация, семинар-практикум

Октябрь — февраль

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности по развитию фонематического восприятия

Посещение коррекционных занятий, проведенных педагогом-наставником.

Проведение подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха

— // —

Февраль — май

 

В 2021/22 уч. г. был заключен договор между детскими садами № 24 и № 120, в результате которого осуществлялось сетевое наставничество. Флэш- и виртуальное наставничество реализовывали средствами коучинг-технологии. Главная задача коучинга, по мнению автора, заключается в том, чтобы помочь учителю-логопеду понять себя, оценить свои профессиональные запросы, разобраться в своих методических проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

Благодаря этой интересной технологии и разнообрзным упражнениям молодой специалист выявил в себе ресурсы для дальнейшей деятельности, определил приоритеты и направления для профессионального роста, смог понять свои сильные и слабые стороны, поставить новые цели.

При таком тесном и плодотворном сотрудничестве наставника и молодого специалиста были получены следующие совместные результаты:

— положительная динамика в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;

— призовые места детей, участвовавших в конкурсе чтецов на уровне ДОО;

— совместная подготовка и проведение праздников чистой речи для детей и родителей;

— совместное проведение открытых занятий для родителей.

Это продуктивное взаимодействие в течение 5 лет позволило наставнику:

— активно использовать в работе учителя-логопеда социальные сети;

— пройти дополнительную профессиональную подготовку по проблеме, интересующей молодого специалиста: «Нейропсихологические технологии в профилактике речевых нарушений у детей младенческого и раннего возраста».

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению