При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Назарова О.С.,
канд. пед. наук, учитель-логопед МБДОУ ЦРР — д/с № 24;
Лукичева Н.А.,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 120, г. Владимир
Национальный проект «Образование» ставит одной из задач развитие системы наставничества в различных образовательных организациях. Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
В дошкольных образовательных организациях г. Владимира реализуются различные практики наставничества. Основная задача — достижение общественного признания учительского труда, стимулирование педагогического творчества, актуализации и популяризации опыта профессионального сопровождения молодых педагогов через систему наставничества в системе образования. Авторы предлагают рассмотреть систему наставничества учителя-логопеда и молодого специалиста, осуществляемую в МБДОУ ЦРР — д/с № 24, в процессе которого решались следующие задачи:
— помочь адаптироваться молодому учителю-логопеду в коллективе ДОО;
— выявить профессиональные дефициты молодого специалиста;
— оказывать методическую помощь в организации учебно-воспитательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи, применении различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с дошкольниками, организации взаимодействия с родителями и педагогами ДОО;
— оказать поддержку в формировании индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
— развивать мотивацию молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Процесс наставничества осуществлялся в течение 5 лет (табл. 1).
Таблица 1
Содержание наставничества
Учебный год |
Наставник |
Молодой педагог |
2017/18 |
Руководитель практики ВлГУ, учитель-логопед группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24» |
Студент ВлГУ, практикант в МБДОУ «ЦРР — д/с № 24» |
2018/19 |
Учитель-логопед группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24» |
Воспитатель группы для детей с ТНР МБДОУ «ЦРР — д/с № 24» |
2019/20 |
— // — |
Учитель-логопед на массовых группах МБДОУ «ЦРР — д/с № 24» |
2020/21 |
— // — |
Учитель-логопед на массовых группах в МБДОУ д/с № 120 |
2021/22 |
— // — |
— // — |
На начальных этапах наставником была составлена анкета по определению профессиональных дефицитов молодого педагога. Анализ результатов ответов позволил выстроить систему наставничества, которая определила содержание, формы наставничества и этапы. Итогом этой системы стал ежегодный образовательный маршрут молодого специалиста. Каждый год реализовывались вариативные формы наставничества в той или иной мере, но одна из представленных форм была доминирующей (табл. 2).
Таблица 2
Содержание традиционного наставничества
Выявленные профессиональные дефициты |
Содержание работы |
Форма работы |
Сроки выполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нормативная правовая база учителя-логопеда ДОО |
Составление списка документов учителя-логопеда |
Инструктаж, консультация |
Сентябрь |
Методическое оснащение коррекционной деятельности учителя-логопеда |
Изучение оборудования логопедического кабинета. Изучение и анализ АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи |
Собеседование |
— // — |
Мониторинг речевого развития детей, выявление детей группы риска |
Логопедическое обследование ребенка с тяжелыми нарушениями речи. |
Семинар-практикум, диалоговая дискуссия |
Октябрь |
Планирование коррекционно-развивающей деятельности по устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи |
Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с тяжелыми нарушениями речи |
Консультация, беседа |
— // — |
Осуществление коррекционно-развивающей деятельности по постановке и автоматизации разных групп звуков |
Посещение коррекционных занятий, проведенных педагогом-наставником. Проведение индивидуальных занятий по постановке звуков |
Консультация, семинар-практикум |
Октябрь — февраль |
Осуществление коррекционно-развивающей деятельности по развитию фонематического восприятия |
Посещение коррекционных занятий, проведенных педагогом-наставником. Проведение подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха |
— // — |
Февраль — май |
В 2021/22 уч. г. был заключен договор между детскими садами № 24 и № 120, в результате которого осуществлялось сетевое наставничество. Флэш- и виртуальное наставничество реализовывали средствами коучинг-технологии. Главная задача коучинга, по мнению автора, заключается в том, чтобы помочь учителю-логопеду понять себя, оценить свои профессиональные запросы, разобраться в своих методических проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.
Благодаря этой интересной технологии и разнообрзным упражнениям молодой специалист выявил в себе ресурсы для дальнейшей деятельности, определил приоритеты и направления для профессионального роста, смог понять свои сильные и слабые стороны, поставить новые цели.
При таком тесном и плодотворном сотрудничестве наставника и молодого специалиста были получены следующие совместные результаты:
— положительная динамика в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями;
— призовые места детей, участвовавших в конкурсе чтецов на уровне ДОО;
— совместная подготовка и проведение праздников чистой речи для детей и родителей;
— совместное проведение открытых занятий для родителей.
Это продуктивное взаимодействие в течение 5 лет позволило наставнику:
— активно использовать в работе учителя-логопеда социальные сети;
— пройти дополнительную профессиональную подготовку по проблеме, интересующей молодого специалиста: «Нейропсихологические технологии в профилактике речевых нарушений у детей младенческого и раннего возраста».
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle