При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Комарова Т.П.,
учитель-логопед ОГБОУ «Школа-интернат № 26», г. Рязань
Отечественными тифлопедагогами (Н.С. Костючек, В.З. Денискиной и др.) показано, что для успешного овладения рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Брайля у слепого ребенка должен быть развит ряд умений и навыков. Среди них выделяют:
— развитие ориентировочной деятельности, осязания и мелкой моторики;
— координированную работу обеих рук.
Стоит напомнить важный момент: при недоразвитии тонкой моторики страдает и моторная сторона речи. Логопедическая работа с незрячими детьми строится с опорой на сохранную функцию. Таковой у наших детей является моторная функция. Поэтому свою работу, особенно на первых этапах обучения, мы стараемся строить на развитии тонких движений пальцев рук, поскольку при тренировке мелкой моторики речь детей может развиваться интенсивно. Если пальцы у ребенка сгибаются и разгибаются все вместе, не дают изолированных движений — это неговорящие дети. Совершенствование мелкой моторики способствует совершенствованию речи.
Учащиеся, у которых не сформированы вышеуказанные навыки, испытывают трудности при письме и чтении рельефно-точечного шрифта. Перечислим те, которые чаще наблюдаются у наших учеников:
— трудности ориентирования в приборе для письма по системе Луи Брайля, в том числе при нахождении грифелем нужных мест для наколов точек;
— несоблюдение строки при письме;
— «графические ошибки», проявляющиеся в смешении зеркальных пар букв (чаще е — и, д — ф, ж — х, р — в, у — м и др.) и цифр (4 — 6, 0 — 8);
— «переколы», «недоколы», несоблюдение при письме правила пропуска клетки между словами;
— трудности ориентировки в учебнике при нахождении каких-либо заданий;
— неумение находить и исправлять ошибки.
Для предотвращения и сглаживания ошибок больше внимания нужно уделять именно подготовительной (пропедевтической) работе. На данном этапе необходимо тесное взаимодействие логопеда, тифлопедагога, психолога и учителя, проводящих коррекционные занятия. Нашим детям тяжело сразу запомнить нужную информацию, но если каждый педагог отрабатывает подобные задания на своих занятиях — детям гораздо проще дается материал. Специалисты организуют различную предметно-практическую деятельность учащихся (работа с мелкими предметами, конструктором, пластилином и др.), таким образом проводятся упражнения на преодоление трудностей овладения чтением и письмом по системе Брайля.
Адаптированные и сгруппированные упражнения
На подготовительном этапе мы выделяем три основных блока упражнений, необходимых нам на этапе подготовки слепых первоклассников к обучению грамоте. Одновременно проводится работа по развитию речи учащихся, в том числе над преодолением вербализма у слепых обучающихся (употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым).
1-й блок «Развитие навыков осязания, тактильной чувствительности и мелкой моторики, координированной работы обеих рук»
«Цилиндры-вкладыши»
Задачи:
— развивать осязание, соотносящие и точные движения;
— обучать действиям обеими руками.
Коррекционно-логопедическая направленность:
— обогащение активного словаря: фигура, форма, размер (большой, маленький, средний, поменьше, побольше);
— преодоление вербализма (блок, цилиндр);
— накопление пассивного словаря (расположение фигур, сходство, различие).
Оборудование: 4 деревянных блока, в каждом по 5 цилиндров-вкладышей. Сверху каждого цилиндра имеется небольшая кнопка, за которую его вынимаем из блока. Цилиндры различаются по высоте, размеру, толщине.
***
Выньте цилиндры из одного блока и поставьте возле этого блока. Затем продемонстрируйте ребенку различия размера и возвратите цилиндры обратно в блок. При этом проговаривайте новые понятия активного словаря и познакомьте ребенка с понятиями «блок», «цилиндр».
Перемешайте цилиндры. Ребенок берет любой цилиндр, внимательно изучает при помощи осязания, затем таким же образом исследует отверстия в блоке. Вставляет цилиндры в соответствующие отверстия, обращая внимание на координированную работу обеих рук при обследовании цилиндров и отверстий блока.
«Доски и фишки для осязания»
Задачи:
— улучшать осязательные ощущения, находить пары табличек, одинаковых на ощупь;
— развивать поисковые движения руками, культуру активного осязания.
Коррекционно-логопедическая направленность:
— обогащение активного и накопление пассивного словаря существительными и качественными прилагательными (мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум; шершавый, пушистый, твердый, мягкий, жесткий, холодный, колючий, гладкий);
— преодоление вербализма при ознакомлении с новыми словами и материалами («фактура» — характер поверхности объекта, его рельефность; «текстура» — свойство предмета, характеризующее визуальную и тактильную особенность его поверхности).
Оборудование: доски с разными тактильными поверхностями (фото 1) и дощечки с отверстиями круглой формы и кружочками (фото 2).
***
Фото 1. Доски с разными тактильными поверхностями
Фото 2. Дощечки с отверстиями круглой формы и кружочками
Предложите ребенку ощупать поверхности досок, одновременно вводите соответствующие понятия. Затем обсудите с ребенком в диалоге, где ему в быту встречались те или иные материалы.
При ощупывании дощечек с кружочками предлагайте ребенку найти одинаковые.
«Доски Сегена»
Задачи:
— развивать тактильные функции, поисковые движения кисти;
— отрабатывать одновременно лексику, например, по теме «Осень».
Коррекционно-логопедическая направленность:
— обогащение активного словаря (осень, небо, сентябрь, октябрь, ноябрь);
— накопление пассивного словаря (листопад, урожай).
Оборудование: деревянные прямоугольники с вырезанными отверстиями в виде фигурок (зонтик, листья, капля, облако и др.) (фото 3). В отверстия вложены фигуры-вкладыши.
***
Фото 3. Деревянные прямоугольники с отверстиями в виде фигурок
На столе разложено несколько прямоугольников по заданной лексической теме. Например, прямоугольники с листьями (2 варианта) или фигурами (зонт, туча, гроза, снег). Ребенку дается по одной каждая фигурка.
Ребенок обследует фигуру листика и его рамку.
Обращайте внимание на культуру осязательного восприятия, последовательную и координированную работу обеих рук.
2-й блок «Формирование навыков ориентировки на приборе Брайля и в клетках прибора»
«Что? Где? Куда?»
Задача: развивать навыки ориентировки на плоскости.
Коррекционно-логопедическая направленность:
— обогащение активного словаря по теме «Транспорт»;
— накопление пассивного словаря (наземный, воздушный, водный).
Оборудование: магнитное панно или «чудо-планшет» (пособие на липучках) (фото 4).
***
Фото 4. Упражнение на магнитном панно
Дети выкладывают магнитные предметы (машинка, светофор, автобус и др.). Например, машинку кладут в правый нижний угол, светофор — в правый верхний, автобус — в левый нижний угол, человечка — в середину, маршрутку — в левый верхний.
Подобные упражнения даются и по другим лексическим темам, например «Осень» (фото 5) или «Геометрические фигуры» (фото 6).
Фото 5. Упражнение по теме «Осень»
Фото 6. Упражнение по теме «Геометрические фигуры»
«Важнейшее шеститочие»
Задачи:
— формировать понятие «шеститочие»;
— знакомить с расположением точек в клетке прибора Брайля.
Коррекционно-логопедическая направленность: обогащение активного словаря (клетка, ряд, строка, параллельно).
Оборудование: магнитное панно с изображением кружков, обозначающих точки (фото 7, 8).
***
Фото 7. Магнитное панно с точками
Фото 8. Точки в клетке прибора
Познакомьте ребенка с расположением точек в клетке прибора — первоначально на большом пространстве, затем — постепенно уменьшая размер клетки.
С помощью магнитов дети тренируются в расположении точек в клетке.
3-й блок «Формирование осязательной памяти»
«Что изменилось?»
Задачи:
— развитие осязательной памяти;
— формирование культуры осязательного обследования.
Коррекционно-логопедическая направленность: обогащение активного словаря по теме «Мой дом».
Оборудование: карточки для осязательного обследования на магнитном панно (фото 9).
***
Фото 9. Карточка-образец для осязательного обследования
Предложите детям карточку-образец для осязательного обследования. Затем уберите ее и предложите другую.
Ребенок при помощи осязания определяет, чем отличается изображение этого варианта от первоначального. Затем проводится работа над лексической темой «Мой дом» и преодолением вербализма в речи незрячего ребенка.
«Найди такой же предмет»
Задачи:
— формировать навыки последовательного осязательного обследования предметов (например, школьных принадлежностей);
— развивать осязательную память.
Коррекционно-логопедическая направленность: обогащение активного словаря по теме «Школьные принадлежности».
Оборудование: линейка, пенал; приборы по Брайлю: грифель (фото 10), азбука-колодка (фото 11), прибор для письма (фото 12).
Фото 10. Грифель по Брайлю
Фото 11. Азбука-колодка по Брайлю
Фото 12. Прибор для письма по Брайлю
Предложите незрячему ребенку предмет для осязательного обследования. Затем уберите его и предложите другой.
Ребенок при помощи осязания определяет, что было первым и что — вторым предметом, чем отличается этот вариант от первоначального. Аналогично со всеми предметами. Параллельно проводите с ребенком работу над лексической темой «Школьные принадлежности».
Данные упражнения необходимы в логопедической работе с незрячими школьниками в профилактический период.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Денискина В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 5.
Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение //Дефектология. 2011. № 5.
Костючек Н.С. Особенности восприятия у слепых детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1957. Вып. 90.
Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы). М., 1967.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle