При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Виноградова а.а., заведующий;
Федорова а.Ä., заместитель заведующего Мбдоу д/с № 205 «новоград», г. Чебоксары, Чувашская республика
Аннотация. В статье раскрывается опыт реализации муниципальных проектов по взаимодействию педагогов ДОО с родителями воспитанников. Представлены перечень проектов по различным образовательным областям, цели, основные направления и этапы, а также опыт сетевого взаимодействия.
Ключевые слова. Муниципальный проект, взаимодействие с родителями, образовательный процесс.
В нашей стране особое внимание уделяется системе дошкольного образования как важнейшему звену единой системы непрерывного образования. Обратив внимание на любую сферу деятельности, понимаешь, что, не вырастив квалифицированные, здоровые и крепкие кадры, невозможно достичь каких-либо перемен или преобразований в благополучной и здоровой жизни. Именно подготовка таких необходимых кадров начинается, прежде всего, с системы дошкольного образования.
В дошкольном образовании г. Чебоксар — столицы Чувашской Республики с 2015 г. реализуются различные муниципальные проекты: «Энциклопедия профессий от А до Я», «Преемственность: детский сад — школа», «Юные чебоксарцы учатся плавать», «Мы выбираем спорт», «Счастливые дети — счастливые родители», «По родному краю с рюкзаком шагаю», «Театр глазами детей», «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», «От чистого истока» и другие, направленные на развитие муниципальной системы образования в интересах формирования компетентной, социально активной, творческой личности, на повышение доступности, качества и эффективности образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Основная задача любого проекта, связанного со сферой образования, — создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и положительной социализации всех категорий обучающихся и воспитанников образовательных организаций, обеспечение качественных условий обучения и воспитания. Такая успешная реализация муниципальных проектов невозможна в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка. Взаимодействие всех участников образовательного процесса (воспитанники, родители (законные представители), педагоги, администрация) в данных проектах в условиях детского сада позволяет создать единое образовательное пространство через сетевое общение. Многолетний опыт работы детских садов г. Чебоксар в данном направлении свидетельствует о том, что муниципальные проекты — мощный ресурс для активного включения, участия и вовлеченности родительской общественности в образовательном, воспитательном и управленческом процессах.
Безусловно, взаимодействие семьи и детского сада оказывает положительное воздействие на все стороны детской жизни:
• психологическую:
— малыш испытывает чувство защищенности, если он видит, что его родители и воспитатели относятся друг к другу тепло, уважительно; — если мама доверяет педагогу, значит и маленький ребенок доверяет ему также на примере своего родителя;
- благодаря чувству защищенности появляется чувство доверия к детскому саду, что непременно повышает эффективность образовательного процесса;
• образовательную:
— образовательное партнерство способствует осознанию родителями (законными представителями) того, что образовательный процесс носит комплексный и интегрированный характер и ориентирован, прежде всего, на раннее и дошкольное детство;
— и мамам и папам открываются широкие возможности для развития своей педагогической компетентности, благодаря активному участию в совместной деятельности с детьми и тесному сотрудничеству с педагогами;
— и, наоборот, благодаря образовательному партнерству сами педагоги детского сада лучше узнают особенности каждой семьи, что облегчает процесс индивидуализации. В частности, обратимся к опыту активного сетевого взаимодействия в рамках реализации муниципальных проектов детского сада № 205 «Новоград», где родители (законные представители) уже традиционно активно, по собственной инициативе делятся своими идеями и мини-проектами с педагогами и детьми детского сада.
Организация сетевого взаимодействия при участии родителей воспитанников проходит в различных формах — час игры, мастерклассы с родителями: «Строим вместе с папой», «Родительская гостиная», «Папина мастерская» и т.д. Так, в рамках реализации проекта «Энциклопедия профессий от А до Я» особенно эмоционально, в то же время очень познавательно, проходит родительский час «Моя мама — профессионал». С особым трепетом дети участвовали в музыкальной гостиной «Моя мама — музыкант», где Елена В., мама воспитанницы Даши, познакомила ребят с очень интересной профессией «гитарист». Ребята узнали историю не просто музыкального, а уникального инструмента, задействованного практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент имеет множество видов. В частности — акустическая, электрогитара. А человек, играющий на гитаре, называется гитаристом.
Также в рамках родительского часа «Моя мама — профессионал» дети познакомились с очень необычной, но очень важной и интересной профессией «эксперт-криминалист». Дети подготовительной к школе группы под руководством настоящего специалиста стали участниками инсценировки кражи. Выявили преступника с помощью снятия отпечатков пальцев с места преступления и сделали вывод, что нельзя брать чужое, что эксперты-криминалисты всегда на страже порядка. Кейс мамы-эксперта стал для детей предметом безграничного внимания и множества вопросов.
Проект, направленный на актуализацию патриотического воспитания «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», реализуется через организацию фестивального движения: «Карусель народного творчества», «Ярмарка счастья», «Народные забавы» и т.д. Ярко и красочно проходят народные гуляния, праздники с детьми и их семьями, обогащаются и оформляются национальные уголки в группах, фотозоны и выставки национальных поделок, вышивки в холлах, арт-объекты в холлах и на территории детского сада. В рамках данного проекта успешно работает мастерская бабушек «Наши руки не для скуки», где представители старшего поколения учат детей вышивать, знакомят с национальной кухней, рассказывают о своем детстве, об исторических фактах чувашского народа, связанных с ними, проводят кулинарные и творческие мастер-классы.
Бабушки активно помогают в духовно-нравственном воспитании детей в рамках проекта «От чистого истока», организуя семейные выходы и посещение храмов в выходные дни, приглашая детей на занятия в воскресные школы. Участие в муниципальных проектах зародило традиции в отдельных группах и в детском саду в целом. Например, ежегодно в рамках проекта «Здоровые дети — счастливые родители» в преддверии новогодних праздников проходит мастер-класс от мам по украшению новогодних пряников (группа «Карамельки»), перед Международным женским днем — кулинарный поединок «Лучше всех» (в группе «Мечтатели») и др.
В детском саду незадолго до Дня пожилых людей ежегодно открывается фестиваль «Бабушкины блины», где семейная пара внучка и бабушка проходят конкурсные испытания. В рамках проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» в детском саду функционирует волонтерское движение родителей. Активные натуралисты и туристы, мамы и папы ежегодно в сентябре организуют для дошкольников старшего возраста туристический слет на лесной поляне расположенного недалеко леса.
Проект «Мы выбираем спорт!» объединяет на волне здоровья родителей-спортсменов и любителей здорового образа жизни. Так, ежегодно проходят детско-родительские матчи по баскетболу «Оранжевый мяч», по футболу «Новоград футболу рад», Малые зимние олимпийские игры и др. Спортсмены проводят с детьмимастер-классы, знакомят их с разными видами спорта, демонстрируют свои достижения. Совместная деятельность с родителями оказывает особую эмоциональную мотивацию на детей, в связи с чем у них повышается интерес к деятельности.
Родители принимают активное и творческое участие в подготовке и проведении совместных встреч с педагогами, посвященных обсуждению организационных вопросов или тем, связанных с воспитательно-образовательным процессом. Формы таких встреч тоже разнообразны:
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания;
— тематические семинары;
— круглые столы;
— клуб активных родителей;
— утренние встречи;
— вечерние посиделки и т.д.
Такое общение в детском саду проходит как с глазу на глаз, так и дистанционно, с помощью Zoom-платформы, мессенджеров, персональных страниц детского сада в социальных сетях. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на ограничения в общении, связанные с пандемией и распространением коронавирусной инфекции, коллектив детского сада и родители с готовностью и интересом приняли новый формат коммуникации, взаимодействия и сотрудничества — дистанционно, что позволило не прерывать общения всех участников образовательного процесса, а, наоборот, найти новые формы для сотрудничества и участия в мероприятиях разнообразных проектов! Сами родители отмечают, что для них участие в образовательной деятельности, в жизни детей и группы — отличная возможность создать доверительные отношения с детским садом, со сверстниками своих детей, повысить свою педагогическую компетентность. Реализация муниципальных проектов в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников показывает, как активная и деятельная позиция всех участников педагогического процесса становится основой успешного образовательного партнерства. Она проявляется в равноправном взаимодействии семьи, детей и педагогов, культуре диалога, непредвзятом и уважительном отношении к индивидуальным различиям и социокультурному многообразию.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что участие в муниципальных проектах позволяет создавать условия для совершенствования иразвития системы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите и выполнению конституционных обязанностей. А это, в свою очередь, ведет к укреплению и развитию взаимодействия органов местной власти и населения (родителей, законных представителей), росту доверия к органам власти, открытости реализации проектов и контролю за ходом реализации проектов не только со стороны администрации, но и жителей города, республики. Мы растим новое поколение граждан и от нас взрослых зависит, как будут жить, творить и созидать подрастающие граждане своей страны, республики, города.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle