• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Муниципальные проекты дошкольного образования как условие успешного взаимодействия с семьями воспитанников ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
34/2021
Муниципальные проекты дошкольного образования как условие успешного взаимодействия с семьями воспитанников ДОО Журнал Методист ДОУ от 34.2021 Подписаться на журнал

Виноградова а.а., заведующий;

Федорова а.Ä., заместитель заведующего Мбдоу д/с № 205 «новоград», г. Чебоксары, Чувашская республика

Аннотация. В статье раскрывается опыт реализации муниципальных проектов по взаимодействию педагогов ДОО с родителями воспитанников. Представлены перечень проектов по различным образовательным областям, цели, основные направления и этапы, а также опыт сетевого взаимодействия.

Ключевые слова. Муниципальный проект, взаимодействие с родителями, образовательный процесс.

В нашей стране особое внимание уделяется системе дошкольного образования как важнейшему звену единой системы непрерывного образования. Обратив внимание на любую сферу деятельности, понимаешь, что, не вырастив квалифицированные, здоровые и крепкие кадры, невозможно достичь каких-либо перемен или преобразований в благополучной и здоровой жизни. Именно подготовка таких необходимых кадров начинается, прежде всего, с системы дошкольного образования.

В дошкольном образовании г. Чебоксар — столицы Чувашской Республики с 2015 г. реализуются различные муниципальные проекты: «Энциклопедия профессий от А до Я», «Преемственность: детский сад — школа», «Юные чебоксарцы учатся плавать», «Мы выбираем спорт», «Счастливые дети — счастливые родители», «По родному краю с рюкзаком шагаю», «Театр глазами детей», «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», «От чистого истока» и другие, направленные на развитие муниципальной системы образования в интересах формирования компетентной, социально активной, творческой личности, на повышение доступности, качества и эффективности образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Основная задача любого проекта, связанного со сферой образования, — создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и положительной социализации всех категорий обучающихся и воспитанников образовательных организаций, обеспечение качественных условий обучения и воспитания. Такая успешная реализация муниципальных проектов невозможна в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка. Взаимодействие всех участников образовательного процесса (воспитанники, родители (законные представители), педагоги, администрация) в данных проектах в условиях детского сада позволяет создать единое образовательное пространство через сетевое общение. Многолетний опыт работы детских садов г. Чебоксар в данном направлении свидетельствует о том, что муниципальные проекты — мощный ресурс для активного включения, участия и вовлеченности родительской общественности в образовательном, воспитательном и управленческом процессах.

Безусловно, взаимодействие семьи и детского сада оказывает положительное воздействие на все стороны детской жизни:

• психологическую:

— малыш испытывает чувство защищенности, если он видит, что его родители и воспитатели относятся друг к другу тепло, уважительно; — если мама доверяет педагогу, значит и маленький ребенок доверяет ему также на примере своего родителя;

- благодаря чувству защищенности появляется чувство доверия к детскому саду, что непременно повышает эффективность образовательного процесса;

• образовательную:

— образовательное партнерство способствует осознанию родителями (законными представителями) того, что образовательный процесс носит комплексный и интегрированный характер и ориентирован, прежде всего, на раннее и дошкольное детство;

— и мамам и папам открываются широкие возможности для развития своей педагогической компетентности, благодаря активному участию в совместной деятельности с детьми и тесному сотрудничеству с педагогами;

— и, наоборот, благодаря образовательному партнерству сами педагоги детского сада лучше узнают особенности каждой семьи, что облегчает процесс индивидуализации. В частности, обратимся к опыту активного сетевого взаимодействия в рамках реализации муниципальных проектов детского сада № 205 «Новоград», где родители (законные представители) уже традиционно активно, по собственной инициативе делятся своими идеями и мини-проектами с педагогами и детьми детского сада.

Организация сетевого взаимодействия при участии родителей воспитанников проходит в различных формах — час игры, мастерклассы с родителями: «Строим вместе с папой», «Родительская гостиная», «Папина мастерская» и т.д. Так, в рамках реализации проекта «Энциклопедия профессий от А до Я» особенно эмоционально, в то же время очень познавательно, проходит родительский час «Моя мама — профессионал». С особым трепетом дети участвовали в музыкальной гостиной «Моя мама — музыкант», где Елена В., мама воспитанницы Даши, познакомила ребят с очень интересной профессией «гитарист». Ребята узнали историю не просто музыкального, а уникального инструмента, задействованного практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент имеет множество видов. В частности — акустическая, электрогитара. А человек, играющий на гитаре, называется гитаристом.

Также в рамках родительского часа «Моя мама — профессионал» дети познакомились с очень необычной, но очень важной и интересной профессией «эксперт-криминалист». Дети подготовительной к школе группы под руководством настоящего специалиста стали участниками инсценировки кражи. Выявили преступника с помощью снятия отпечатков пальцев с места преступления и сделали вывод, что нельзя брать чужое, что эксперты-криминалисты всегда на страже порядка. Кейс мамы-эксперта стал для детей предметом безграничного внимания и множества вопросов.

Проект, направленный на актуализацию патриотического воспитания «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», реализуется через организацию фестивального движения: «Карусель народного творчества», «Ярмарка счастья», «Народные забавы» и т.д. Ярко и красочно проходят народные гуляния, праздники с детьми и их семьями, обогащаются и оформляются национальные уголки в группах, фотозоны и выставки национальных поделок, вышивки в холлах, арт-объекты в холлах и на территории детского сада. В рамках данного проекта успешно работает мастерская бабушек «Наши руки не для скуки», где представители старшего поколения учат детей вышивать, знакомят с национальной кухней, рассказывают о своем детстве, об исторических фактах чувашского народа, связанных с ними, проводят кулинарные и творческие мастер-классы.

Бабушки активно помогают в духовно-нравственном воспитании детей в рамках проекта «От чистого истока», организуя семейные выходы и посещение храмов в выходные дни, приглашая детей на занятия в воскресные школы. Участие в муниципальных проектах зародило традиции в отдельных группах и в детском саду в целом. Например, ежегодно в рамках проекта «Здоровые дети — счастливые родители» в преддверии новогодних праздников проходит мастер-класс от мам по украшению новогодних пряников (группа «Карамельки»), перед Международным женским днем — кулинарный поединок «Лучше всех» (в группе «Мечтатели») и др.

В детском саду незадолго до Дня пожилых людей ежегодно открывается фестиваль «Бабушкины блины», где семейная пара внучка и бабушка проходят конкурсные испытания. В рамках проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» в детском саду функционирует волонтерское движение родителей. Активные натуралисты и туристы, мамы и папы ежегодно в сентябре организуют для дошкольников старшего возраста туристический слет на лесной поляне расположенного недалеко леса.

Проект «Мы выбираем спорт!» объединяет на волне здоровья родителей-спортсменов и любителей здорового образа жизни. Так, ежегодно проходят детско-родительские матчи по баскетболу «Оранжевый мяч», по футболу «Новоград футболу рад», Малые зимние олимпийские игры и др. Спортсмены проводят с детьмимастер-классы, знакомят их с разными видами спорта, демонстрируют свои достижения. Совместная деятельность с родителями оказывает особую эмоциональную мотивацию на детей, в связи с чем у них повышается интерес к деятельности.

Родители принимают активное и творческое участие в подготовке и проведении совместных встреч с педагогами, посвященных обсуждению организационных вопросов или тем, связанных с воспитательно-образовательным процессом. Формы таких встреч тоже разнообразны:

— индивидуальные беседы;

— родительские собрания;

— тематические семинары;

— круглые столы;

— клуб активных родителей;

— утренние встречи;

— вечерние посиделки и т.д.

Такое общение в детском саду проходит как с глазу на глаз, так и дистанционно, с помощью Zoom-платформы, мессенджеров, персональных страниц детского сада в социальных сетях. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на ограничения в общении, связанные с пандемией и распространением коронавирусной инфекции, коллектив детского сада и родители с готовностью и интересом приняли новый формат коммуникации, взаимодействия и сотрудничества — дистанционно, что позволило не прерывать общения всех участников образовательного процесса, а, наоборот, найти новые формы для сотрудничества и участия в мероприятиях разнообразных проектов! Сами родители отмечают, что для них участие в образовательной деятельности, в жизни детей и группы — отличная возможность создать доверительные отношения с детским садом, со сверстниками своих детей, повысить свою педагогическую компетентность. Реализация муниципальных проектов в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников показывает, как активная и деятельная позиция всех участников педагогического процесса становится основой успешного образовательного партнерства. Она проявляется в равноправном взаимодействии семьи, детей и педагогов, культуре диалога, непредвзятом и уважительном отношении к индивидуальным различиям и социокультурному многообразию.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что участие в муниципальных проектах позволяет создавать условия для совершенствования иразвития системы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите и выполнению конституционных обязанностей. А это, в свою очередь, ведет к укреплению и развитию взаимодействия органов местной власти и населения (родителей, законных представителей), росту доверия к органам власти, открытости реализации проектов и контролю за ходом реализации проектов не только со стороны администрации, но и жителей города, республики. Мы растим новое поколение граждан и от нас взрослых зависит, как будут жить, творить и созидать подрастающие граждане своей страны, республики, города.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению