При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Корлатяну И.Н.,
заведующий;
Яковлева Т.В.,
старший воспитатель;
Ефремова А.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128», г. Чебоксары Чувашская Республика
Программа воспитания и календарный план к ней — новые документы в ДОО. Необходимость в них появилась после внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Программа воспитания в ДОО — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка. Согласно приказу Минпросвещения от 20.11.2020 № 655 и Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ, рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы стали частью ООП ДО. Для детского сада — это нововведение.
Отныне концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать чувство патриотизма, представление о гражданственности, правопорядке и законе, воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам. В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
— формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
— овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
— приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основа воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств — усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно ответить еще на один — зачем? Приобщая дошкольников к истории России, педагоги пробуждают у них интерес к Родине, воспитывают гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.
Ознакомление с историей позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.
Наш город Чебоксары полностью оправдывает свое имя «Культурные Чебоксары» — в столице Чувашии работают два десятка музеев. В их числе — музейный комплекс под названием «Сделано в СССР», открывшийся в марте 2019 г. Но его экспонаты были собраны давно: частично они хранились в Музее г. Чебоксар, частично — в музее деревни Верхняя Кумашка Шумерлинского района. Они объединились и образовали культурный кластер из трех музеев: Музей г. Чебоксар, советского быта, деревни Верхняя Кумашка.
Музейный комплекс «Сделано в СССР» сейчас находится в новоюжном районе г. Чебоксар на улице Ленинского Комсомола неподалеку от нашей ДОО. В основе экспозиций музейного комплекса — предметы старины, школьные тетради по чистописанию, парты и перьевые ручки, патефон с грампластинками, арифмометр «Феликс», ткацкий станок, детские гусли и гармонь, картинная галерея, электрочайник 1954 года выпуска (работающий!), телефонные аппараты, радиоприемник «Родина», самодельная гармонь, фотоаппараты и радиолы, а также предметы крестьянского быта чувашей (фото 1).
Юные посетители музея не просто созерцают предметы старины под стеклом, а могут потрогать их руками, послушать звучание патефона, бой часов с кукушкой. Дошкольникам нравится играть на пионерских барабанах, горне, гармошке, гуслях, они даже пробуют писать чернилами. Отрадно, что работники музея разыгрывают призы на знание истории, назначений диковинных аппаратов и предметов. Дети любят примерять на себя одежду, в которой ходили их бабушки и дедушки (фото 2).
Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. Дети с удовольствием слушают рассказы экскурсовода об истории и предназначении незнакомых для современных детей предметов.
Дети — самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре.
Музейный комплекс дает возможность детям погрузиться в прошлую эпоху:
— рассмотреть игрушки СССР и сравнить их с современными;
— пролистать старые буквари и другие книги;
— примерить на себя одежду, которую могли носить их мамы и папы, бабушки и дедушки (фото 3);
— посмотреть старое детское кино и мультфильмы, послушать грампластинки, познакомиться с предметами быта времен СССР и сравнить их с современными.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств обучающихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И детский сад — тот начальный этап, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle