• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Музыкальная гостиная «Итальянская и русская музыка в творчестве П.И. Чайковского»

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
03/2023
В статье представлен опыт работы детского сада по организации «Музыкальной гостиной», посвященной творчеству П.И. Чайковского. Именно в рамках такой формы взаимодействия с дошкольниками можно реализовать основные задачи художественно-эстетического развития Музыкальная гостиная «Итальянская и русская музыка в творчестве П.И. Чайковского»

Для детей подготовительной к школе группы

Слепова Е.А.,

музыкальный руководитель МДОУ д/с № 14, г. Жуковский Московской обл.

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми, как «Музыкальная гостиная».

В рамках данной работы можно запланировать цикл литературно-музыкальных занятий с комплексным применением различных искусств во взаимосвязи с музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельностью. Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области по художественнно-эстетическому развитию дошкольников.

В процессе взаимодействия педагога с детьми можно решить следующие задачи:

— формировать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, собственному творческому самовыражению;

— познавательный интерес и воспитывать любовь к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению;

— развивать эмоциональную отзывчивость, т.е. умение переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием;

— музыкальное восприятие и музыкальные способности, обеспечивающие возможность более тонко слышать музыку, различая ее главные компоненты в звуковой фактуре произведения;

— обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их ознакомления с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.

Перечисленные задачи достаточно сложные, но сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Художественное и музыкальное восприятие детей формируется постепенно. При первом ознакомлении (прослушивании) мелодии — происходят целостное восприятие произведения, осознание его общего характера. При повторном прослушивании — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении. При завершении прослушивания мелодии приходит осознание выразительной роли отдельных средств, которое порождает музыкальный образ и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной» предполагают обучение детей внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них. В качестве примера приведем конспект занятия «Музыкальной гостиной» на тему «Итальянская и русская музыка в творчестве П.И. Чайковского».

План ООД

1. Дети входят в музыкальный зал. Приветствие. Организация внимания детей.

2. Ознакомление с нотным станом.

3. Пение с детьми песенки про ноты и закрепление знания о расположении нот на нотном стане.

4. Закрепление знаний детей о группах музыкальных инструментов.

5. Исполнение детьми песни «Музыкальные инструменты».

6. Показ детьми знакомых музыкальных инструментов из всех четырех групп.

7. Закрепление знаний детей о группе струнных смычковых инструментов.

8. Работа с предметными карточками: поиск картинок с изображением конкретных инструментов (скрипки, виолончели и контрабаса).

9. Формирование у детей понятия «оркестр».

10. Исполнение детьми песни «Музыкальные инструменты» и имитация игры на различных инструментах (гитаре, трубе, барабане, фортепиано).

11. Беседа о композиторе П.И. Чайковском, продолжить знакомить с его произведениями из «Детского альбома».

12. Слушание народной итальянской песни «Санта-Лючия» в исполнении виолончели и фортепиано, беседа о характере музыки.

13. Слушание «Итальянской песенки», «Неаполитанской песенки» П.И. Чайковского, беседа о выразительных средствах музыки, сравнение пьес.

14. Русская музыка в творчестве П.И. Чайковского.

15. Ознакомление со свирелью, исполнение музыкальным руководителем на свирели пьес: «Во саду ли в огороде, «Во поле береза стояла»

16. Беседа о русских народных инструментах.

17. Игра на шумовых инструментах «Коробейники» (русская народная мелодия, далее — рус. нар. мелодия).

18. Исполнение детьми танца «Веселая кадриль».

19. Подведение итогов «Музыкальной гостиной».

Цель занятия:

— ознакомление детей с творчеством П.И. Чайковского (произведениями из «Детского альбома»);

— с итальянской и русской музыкой

— закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра;

— обучение навыкам игры на детских музыкальных инструментах;

— совершенствование музыкально-ритмических движений в русском танце «Кадриль»;

— доставить детям радость.

Задачи.

Образовательные:

— закреплять знания детей о группах музыкальных инструментов;

— знания их названий;

— знакомить детей с виолончелью, свирелью;

— учить вслушиваться и различать в мелодии звучание различных инструментов.

Воспитательные:

— уметь, не отвлекаясь слушать инструментальную музыку;

— отвечать на вопросы;

— слушать ответы товарищей.

Оборудование: магнитная доска, указка, мультимедиа-оборудование, портрет П.И. Чайковского, нотный стан, набор нот. Дидактический материал — карточки с изображением музыкальных инструментов (виолончель, фортепиано, свирель), детские инструменты: ложки, бубны, румбы.

Ход ООД

Под «Русскую песню» из «Детского альбома» П.И. Чайковского дети входят в зал и рассаживаются на места.

Педагог. Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в нашу музыкальную гостиную.

У меня в руках нотный стан. А сколько всего нот?

Педагог

Ровно семь лишь нот на свете,

До-ре-ми-фа-соль-ля-си…

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку запиши

Давайте возьмем наши ноты и споем про них песенку.

Педагог раздает предметные карточки.

«Песенка про ноты»

Педагог. Существует много музыкальных инструментов. Некоторые из них вы уже знаете. Мы знакомились с ними на музыкальных занятиях. Они делятся на группы: струнные, духовые, ударные, клавишные. О некоторых из них мы сегодня поговорим.

Демонстрируется мультимедиа-презентация «Музыкальные инструменты» про четыре группы инструментов.

Сейчас я попрошу … (называет имя ребенка) найти на магнитной доске картинки с инструментами, относящимися к группе клавишных.

Теперь выйдет … (называет имя ребенка) и найдет инструменты группы ударных.

А … (называет имя ребенка) найдет и покажет духовые инструменты.

И наконец, … (называет имя ребенка) покажет и назовет нам струнные музыкальные инструменты.

На музыкальных инструментах можно играть одному и можно сыграть целым оркестром. Что такое «оркестр»?

Ответы детей: это когда много инструментов играют все вместе.

Давайте представим, что мы музыканты, споем песенку и сыграем на инструментах.

Трем ребятам-солистам раздаются инструменты: три гитары, труба, барабан. Одну девочку выбирают для игры на фортепьяно (фо-но).

Песенка—игра «Музыкальные инструменты»

(в сопровождении мелодий канала «Кукутики»)

Педагог. Давайте разберемся, какие виды оркестров бывают. Это оркестр детских музыкальных инструментов, джазовый, симфонический и др. В симфоническом оркестре много представителей струнной смычковой группы инструментов. Какие инструменты этой группы вы знаете?

Дети отвечают.

Кто мне скажет, почему она так называется?

Дети отвечают: потому, что звук извлекается с помощью смычка.

Верно. Смычок — это трость, палочка, на которую натянут конский волос. К этой группе относятся: скрипка, виолончель и контрабас.

Скрипка — самый маленький смычковый инструмент. Во время игры ее держат у плеча. Звук у нее высокий, ясный.

Виолончель — средний по размеру инструмент. Ее звук похож на красивый женский голос. На ней играют сидя.

И наконец самый большой инструмент этой группы — контрабас. На нем играют стоя. У него самый низкий, похожий на мужской, голос.

Ребята. Покажите на магнитной доске скрипку, виолончель, контрабас.

Ребенок выходит к доске и показывает на верную карточку указкой.

Ребята, посмотрите на портрет. Это известный русский композитор. Кто знает, как его зовут?

Ответы детей. В случае, если детям незнакомо лицо с портрета, педагог помогает с ответом.

Он написал «Детский альбом». Для кого он его написал? Почему он так назвал его? С какими произведениями из «Детского альбома» мы знакомились в прошлом учебном году?

Возможные ответы детей: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Сладкая греза», «Немецкая песенка», «Камаринская», «Итальянская песенка».

Петр Ильич Чайковский любил путешествовать по разным странам. Однажды, когда он приехал в Италию, в одном приморском городке он услышал песню с очень красивой музыкой.

Эту мелодию нам поможет услышать наша гостья — виолончелистка Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Августина Михайлова.

Артистка выходит, здоровается с детьми.

А. Михайлова. Ребята, П.И. Чайковский услышал неаполитанскую народную песню «Санта-Лючия». Мы сейчас ее исполним вдвоем (дуэтом) с вашим музыкальным руководителем на фортепиано и виолончели.

Дети слушают пьесу «Санта-Лючия» в исполнении фо-но и виолончели.

Педагог. Петр Ильич был очарован красотой Италии, сочинил для «Детского альбома» «Итальянскую песенку». Послушайте наш дует.

Дети слушают «Итальянскую песенку» в исполнении фо-но и виолончели.

Сколько частей в этой мелодии? (Две.) Какая музыка по характеру? (Плавная. Нежная.)

Она веселая или грустная? Быстрая или медленная? (Неторопливая.)

А теперь послушайте «Неаполитанскую песенку».

Дети слушают «Неаполитанскую песенку» в исполнении фо-но и виолончели.

Давайте поговорим об этом музыкальном произведении.

Сколько в нем частей? (Три.) Какая мелодия по характеру? (Музыка веселая, жизнерадостная, задорная, танцевальная.)

Какая пьеса вам больше понравилась: «Итальянская песенка» или «Неаполитанская песенка»?

Дети отвечают.

Петр Ильич очень любил Россию. Ему очень нравились русские народные праздники, такие как Масленица, Святки, Праздник урожая. По народным мотивам он создал веселую «Камаринскую». Помните, мы в прошлом году ее слушали и даже играли на инструментах.

Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети отвечают.

Ребята, я хочу познакомить вас со свирелью. К какой группе инструментов относится свирель?

Дети отвечают.

Да, это духовой инструмент, звук извлекается с помощью дыхания. Изготавливали свирель из дерева.

Конечно, каждому из вас известно много сказок,

Где персонажи — дед пастух и внук его подпасок.

Искусство дудки мастерить — крестьянское наследство,

Был должен сын крестьянина пасти коз и барашков с детства.

Тяжелый кнут старик пастух ребенку не давал,

Учил его, чтоб дудочкой, он стадо созывал.

С. Есенин

Воспроизводятся мелодии игры на свирели «Во саду ли в огороде» и «Во поле береза стояла» (рус. нар. мелодия).

Вам понравилась мелодия?

Дети отвечают.

Давайте возьмем инструменты и оркеструем русскую народную песню «Коробейники». Педагог просит одного ребенка раздать ложки, бубны, румбы.

Ребята воспроизводят шумовой оркестр «Коробейники» (рус. нар. мелодия).

На Руси в честь праздника сбора урожая устраивались народные гулянья с песнями и плясками. Приглашаю вас на кадриль.

Мы танцуем с настроеньем,

Как, кадриль, ты хороша!

Заиграла вдохновеньем

Наша русская душа

Ребята танцуют «Веселую кадриль» (муз. В. Темнова, сл. О. Левицкого).

Ребята, вам понравилось в нашей музыкальной гостиной? Что интересного и нового вы узнали?

Дети отвечают.

Спасибо всем вам за внимание. Нам пора прощаться. До свидания, до новых встреч!

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению