• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Нейропсихологический подход в адаптивной физической культуре Физкультурные занятия для детей с ОВЗ

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2022
Нейропсихологический подход в адаптивной физической культуре Физкультурные занятия для детей с ОВЗ

Капырина Н.В., инструктор по адаптивной физической культуре ГБОУ Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова, Москва

В настоящее время в Российской Федерации на фоне относительной стабилизации в социальной и экономической сфере сохраняются признаки резкого снижения уровня здоровья подрастающего поколения. Особую тревогу у педагогов вызывает обстоятельство, что существующие программы физического воспитания в ДОО мало ориентированы на детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а у инструкторов по физической культуре нет достаточной квалификации для работы с такими детьми. Почему и зачем нужны нейропсихологическая профилактика и коррекция процессов развития?

Метод замещающего онтогенеза (МЗО), представленный в книге А.В. Семенович «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники», — базовая нейропсихологическая технология преодоления этих проблем. Само название МЗО отражает его суть. С помощью упражнений, представленных в каждой из программ, мы как бы «замещаем», конструируем заново те отрезки развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам. Формирование психомоторных координаций — несущая ось МЗО. Каждый из четырех этапов подпрограммы «Психомоторные координации» представлен понедельными упражнениями.

Сегодня хочу поделиться с вами опытом по проведению и организации нейропсихологического занятия по программе А.В. Семенович, которое эффективно при тесном сотрудничестве с педагогом, психологом и логопедом.

Сценарий нейропсихологического занятия включает:

—          приветствие и начало занятия;

—          разминку;

—          дыхательные упражнения;

—          основные движения;

—          глазодвигательную гимнастику;

—          игры с мячом и иные подвижные игры;

—          подведение итогов.

Первую неделю мы посвятили вхождению ребенка в ситуацию игровых занятий. Стояла задача — вызвать интерес к двигательным действиям. Мы выстраивали сюжетную линию, давали инструкции, проговаривая каждый шаг и побуждая детей к разговору. С первого дня определяли построение начала занятия с помощью приветствия.

Мы встаем в круг, желаем друг другу хорошего дня. Затем проходим через «волшебные ворота» (арка или дуга) и попадаем в Волшебную страну. Ведь волшебники умеют превращаться во что и в кого угодно, могут придумать разные игры, знают язык птиц и моря.

Оказавшись в Волшебной стране, мы опять образуем круг, хлопаем в ладоши и здороваемся с этой удивительной страной — каждый ребенок произносит свое имя, чтобы здесь знали, как его зовут. Далее мы обозначаем левую руку. На первом занятии дети услышали сказку про левую руку, в которой говорится, что когда-то давно люди не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет. И мы по сюжету сказки надели детям на левую руку ленточки.

Следующая часть занятия — разминка. Дети выполняют упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общесоматического баланса. В программе даны четыре варианта разминок, в них входят от 3 до 6 упражнений в зависимости от этапа программы (первый этап — 1—4-я недели; второй — 5—11-я; третий — 12—17-я; четвертый — 18—21-я).

Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Мы обязательно следим за правильным выполнением двигательных заданий, проговаривая, показывая и помогая ребенку, если у него не получается. После этого переходим к упражнению на дыхание.

Все дыхательные упражнения начинаются с исходного положения: лежа на спине, выдох. Затем, когда у детей появится потребность вдохнуть, предлагаем сделать приятный, глубокий вдох носом. Обращаем внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предлагаем ребенку положить на область диафрагмы руку, иногда кладем сенсорное кольцо или небольшую игрушку, чтобы ребенок смог контролировать себя при выполнении упражнения. Следим, чтобы грудь и плечи оставались спокойными. Усложняя данное упражнение, предлагаем задержать дыхание после вдоха (удержать животик надутым), затем сделать медленный и плавный выдох через рот.

Учим ребенка диафрагмальному дыханию. Такие упражнения позволяют детям снять тревожность, нервное напряжение, успокоиться и расслабиться.

Следующий этап — основные движения. При выполнении этих двигательных упражнений (ползание на животе, хождение на четвереньках, ползание на спине, перекаты) стремимся, чтобы ребенок преодолел дистанцию в 6—8 м. Данные упражнения имитируют все этапы развития ребенка. Через ползание стимулируются навыки равновесия, координации, ориентации. Поэтому им уделяется особое внимание. Все упражнения из этого блока также делаются по 5 раз.

Мы всегда придерживаемся главного правила нейропсихологического сопровождения: если у ребенка что-то не получается, не ждите, когда он «поймет»! В такие моменты мы подходим к нему, берем его руки (ноги, голову и т.д.) в свои и очень медленно и осторожно выполняем вместе с ним пассивные движения.

Учитывая, что мы занимаемся с детьми с ОВЗ, нам приходилось сталкиваться с тем, что ребенок в силу своих особенностей не может стоять на месте. В таком случае мы помогаем им оставаться на месте с помощью разметчиков — это могут быть следы, плоские резиновые круги, коврики, обручи различного диаметра.

Далее идет глазодвигательная гимнастика. При выполнении упражнений мы следим, чтобы голова была всегда неподвижна. На первых неделях эти упражнения выполняем лежа, потом сидя и стоя — в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются яркие предметы, мячик или маленькие игрушки. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, который перемещает взрослый, впоследствии приходим к тому, что ребенок передвигает его самостоятельно. Каждое из движений выполняем сначала на расстоянии вытянутой руки, затем — на расстоянии локтя и наконец около переносицы.

Мы следим за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, уделяем особое внимание, повторяя их несколько раз, пока движение и удержание не станут устойчивыми.

Данные упражнения дают способность мозгу планировать и осуществлять движения, позволяя нам тем самым развить внимание, подготовить ребенка к письму и чтению.

Важно отметить, что бывает у ребенка грубо несформированная глазодвигательная функция, в таких случаях мы прекращали данное упражнение, чтобы не навредить.

Следующий этап — игры с мячом и подвижные игры. Это самая любимая часть занятия у детей. Игры с мячом — составная часть профилактики и коррекции психомоторных координаций, а игры на внимание — фундамент психосоматической саморегуляции ребенка. Сначала мы используем мячи большего диаметра, а затем мячи с уменьшением его. Мы предлагаем детям игры: «Колобок», «Мяч по кругу», «Жонглер», «Боулинг», «Меткий стрелок».

В конце занятий подводятся итоги — мы обсуждаем все, что сегодня произошло. И, конечно, благодарим воображаемую страну, где нам было так интересно, прощаемся с ней до следующего раза. Затем предлагаем детям снова пройти через «волшебные ворота» и вернуться к повседневным делам.

Наш опыт показал, что лучше всего занятие проводить в мини- группе по 2—4 чел. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку, тем самым добиться положительной динамики и лучшего результата.

Литература

Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. М., 2006.

Бутко Г.А. Физическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. М., 2020.

Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка. М., 2010.

Семенович А.В., Ланина Т.Н., Вологдина Я.О. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М., 2014.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению