При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Новые методические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО
Митина А.М.,
старший воспитатель МДОУ д/с № 33 «Ромашка», го Воскресенск Московской обл.
Обеспечение качества образования — сегодня один из самых актуальных и обсуждаемых на разных уровнях вопросов для развития образовательной системы Российской Федерации. В современном обществе активно идет процесс качественного обновления дошкольного образования, реформирования и модернизации традиционных методов обучения детей. Это связано с переориентацией образования на активную позицию ребенка в процессе познания.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в целевых ориентирах этапа завершения дошкольного образования указаны такие особенности личности, как активность, овладение основными культурными способами деятельности, самостоятельность. Цель дошкольного образования — развитие познавательной активности ребенка через направленную деятельность. Ее формирование у дошкольников зависит от многих факторов: психофизического развития, условий процессов обучения и воспитания, степени вовлеченности в собственный исследовательский поиск, отношения взрослых к его познавательной деятельности и их взаимодействия с ним, педагогических средств для поддержания интереса ребенка к новому объекту изучения и др.
Познавательная деятельность на протяжении всего дошкольного периода преодолевает сложный путь развития от простых зарождающихся вопросов, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между имеющимися знаниями и неожиданными вопросами из повседневной жизни детей.
Поисковые формы познавательной деятельности
В нашей ДОО применяются различные формы познавательной деятельности — исследовательская, экспериментальная, проектная, преобразовательная, моделирующая.
Сегодня наиболее актуально и востребовано детское экспериментирование. Все больше педагогов детского сада включаются в этот процесс и проводят занятия на основе занимательных естественно-научных опытов (физические исследования материалов, объектов и явлений, разнообразные по тематике, степени сложности, доступные для воспроизведения дошкольниками).
Работая в данном направлении, педагогический коллектив пришел к единому мнению, что процесс овладения способами изучения окружающего мира (вещей, объектов природы и техники, людей и их взаимоотношений) — познавательные действия в ходе наблюдений и опытов, моделирования и конструирования, исследования и др. — относятся к метапредметным знаниям и умениям, а значит их сформированность будет востребована как в настоящем, так и в будущем. Эта методическая линия была принята за основу при планировании познавательно-исследовательской деятельности детей на все годы нахождения ребенка в детском саду.
Также, планируя методическую работу (табл. 1), нами сделан упор на трехуровневую систему исследовательского обучения, предложенную М.В. Клариным, автором инновационных моделей обучения, где на первом уровне перед детьми ставится задача и намечаются пути ее реализации, воспитанники принимают решение самостоятельно или с небольшой помощью. На втором уровне, когда уже выработаны некоторые исследовательские навыки, возможно предлагать детям проблему для самостоятельного или в группе со сверстниками решения. На третьем, высшем, уровне дети определяют проблему и отыскивают методы ее решения самостоятельно [1].
Таблица 1
Планирование познавательно-исследовательской деятельности
(система исследовательского обучения М.В. Кларина)
Уровень |
Ситуация / проблема |
Поддержка педагога |
Результат |
1 |
Почему фигурка из песка рассыпается? |
Предложить детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка |
В процессе исследовательских действий дети рассуждают и делают выводы, из какого песка можно слепить фигурки |
2 |
Можно ли пропустить песок через конус? |
Предложить мокрый и сухой песок |
Дети совместно со сверстниками опытным путем делают выводы о свойствах мокрого и сухого песка и способах его применения |
3 |
На прогулках предлагать детям оборудование, стимулирующее самостоятельную исследовательскую деятельность |
— |
Дети самостоятельно ставят перед собой проблему и решают ее |
Педагогические наблюдения позволили зафиксировать следующие положительные результаты.
1. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой (растения, животные) природы в группе и во время прогулок на детской площадке обеспечивает успешную адаптацию малышей к новым условиям их жизни. Тем не менее, этот процесс с учетом возрастных особенностей данного возраста носит дискретный характер, и поэтому требуется достаточно длительный промежуток времени для организации групповых форм работы с детьми. Педагоги первой и второй младших групп реализовали такие проекты, как «Отпечатки наших рук», «Цветные капельки», «Ледяные узоры», «Подушка из пены», «Поймай солнышко», «Птичка-невеличка». Младшим воспитанникам особенно полюбились магнитные игры — магнитная пирамидка, рыбалка, а также музыкальная лаборатория, игры в центре воды и песка.
2. Ближе к пятилетнему возрасту детям становится недостаточно слов и даже наблюдений за окружающими предметами, тем более незнакомыми, им важно соприкасаться с ними. Целенаправленная работа по непосредственному изучению воспитанниками объектов окружающей среды (наблюдения и опыты) оказывает положительное влияние на координацию, мелкую моторику; при этом расширяется словарный запас детей, совершенствуется планирующая функция речи, развивается образное и логическое мышление.
3. К семи годам у детей значительно повышается познавательный интерес, формируются предпосылки к учебной деятельности.
4. У детей с особенностями развития (ТНР, ЗПР) непосредственно в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышается активность таких свойств, как концентрация и распределение внимания. Детский интерес повышен, в поле его зрения может находиться больше предметов, за которыми он должен наблюдать, искать способы решения проблемы или задачи, что увеличивает объем и устойчивость внимания.
Однако продуктивные изменения в личностном развитии ребенка возможны при условии, если познавательная деятельность носит не стихийный или эпизодический характер, а планомерный.
Кроме того, для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности необходим должный уровень профессиональных знаний и компетенций в области естествознания, владения методикой и техникой постановки и проведения различного рода экспериментов (физического, химического, биологического). Педагогический коллектив нашей ДОО состоит как из опытных педагогов, так и начинающих воспитателей, в связи с чем создана единая база технологических карт (табл. 2) организации опытов, в которых сформулированы цели, проблемные ситуации, алгоритмы опыта, оборудование и выводы, доступные для понимания детей. Карты удобны для использования педагогами во всех возрастных группах.
Таблица 2
Пример технологической карты для организации опытов
Название опыта |
Где рисует, а где нет |
Участники |
Дети 2-3 лет |
Цель |
Изучить свойство мела оставлять след на разных поверхностях. Формировать интерес к простейшим опытам |
Материал |
Белый мел, доска для мела, белый картон |
Проблемная ситуация |
Воспитатель показывает детям мел, объясняет, что им можно рисовать. Берет белый картон и чертит линию и круги, но ничего не видно. Почему не видно? Где можно порисовать белым мелом, чтобы было видно |
Алгоритм опыта |
Можно представить в виде схемы: мел, разные поверхности |
Вывод |
Мел твердый, бывает разного цвета. Им можно чертить, рисовать. Мелом белого цвета можно рисовать на темной доске, темном картоне, чуть шероховатой темной поверхности (асфальте), а на белой поверхности, очень гладкой, мел не виден и скользит |
Еще один методический аспект личного опыта работы заключается в следующем. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности (в том числе игровую), пронизывает все стороны воспитания и обучения: игровую деятельность (игры с правилами и сюжетно-ролевые), познавательно-исследовательскую (экспериментальная, моделирующая, исследовательская, преобразовательная) и коммуникативную (деловое сотрудничество).
Перечислим наиболее эффективные методы организации исследовательской деятельности дошкольников, нашедшие отражение в ежедневной работе ДОО:
— проблемные вопросы педагога;
— эвристическая беседа;
— модель «трех вопросов»:
а) Что мы знаем? (детям необходимо рассказать, что известно);
б) Что мы хотим узнать? (определяются тема и план последующей познавательно-исследовательской деятельности);
в) Что нужно сделать, чтобы узнать? (совместно выбрать источники получения новых знаний);
— схематическое моделирование опыта (создание схемы проведения);
— стимулирование детей к коммуникации: «Спроси друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
— «первая проба» — проверка опытным путем;
— дидактический метод К.Д. Ушинского, который считал, что в процессе обучения дети под руководством воспитателя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке. Путь, которым шло развитие науки, — это изучение конкретных фактов и последующее их обобщение, формирование системы научных понятий. Этот же путь позволяет дошкольникам постепенно, начиная с первичных наблюдений и суждений, усилием собственной мысли обобщать знания, формировать свои первые научные понятия.
Техники организации исследовательской деятельности
Среди всего многообразия приемов организации исследовательской деятельности дошкольников хочется остановиться подробно на четырех техниках.
Техника постановки вопросов. Вопросы в начале занятия должны инициировать организованный поиск, установление чего-либо, пробуждение интереса к проблемам, развитие стремления к открытию, формирование способности ребенка сопоставлять ответы и явления в пространстве и во времени. Например: «Что может случиться, если…?», «Почему ты считаешь, что нужно экономить бумагу?», «Что позволяет создавать из глины разные формы?», «Что можно изменить, чтобы продлить жизнь вещам?», «Что ты хочешь узнать об этом?», «Как ты это докажешь?» Педагог в этом процессе выступает в роли консультанта, чтобы не дать ребенку «утонуть» и раствориться в море проблем и фактов.
Техника ведения дискуссии. Вводные дискуссии побуждают детей вспомнить о событиях, о том, что знают, стимулируют на постановку собственных вопросов. Дискуссии в малых группах ведут к экспериментированию, помогают научиться мыслить, принимать множество идей и ответов, правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, классификации: «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск «противоположных» предметов», «Поиск аналогов» и др.
Техника практического экспериментирования с предметами, материалами, веществами. Например, тонут или плавают в воде: «Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?» Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Техника «План-паутинка» — наглядно фиксируем все идеи, совмещая текст с картинками. Толчком для зарождения идей могут быть различные вопросы: «Почему изменяется жизнь зверей зимой?», «Почему на земле лужи?», «Почему растения весной растут быстрее?», «У нас закончилась вода для полива рассады, чем ее можно заменить?» [2]
Пространственно-предметный компонент поисково-исследовательской среды
Помимо базового наполнения среды центры науки и естествознания, зоны экспериментирования в группах нашей ДОО дополнены специально подготовленными фоновыми изображениями, картами и планами местности, кейсами-чемоданчиками юных ученых, мобильными лабораториями, техническими материалами, экспериментальными мини-огородами, пиктограммами роста растений, динамическими моделями, специально спроектированными развивающими стендами. Приведу примеры некоторых решений наших педагогов по созданию таких пространств.
Стенд-загадка (или коробка) «Зачем я?». В коробку, специальный мешочек или контейнер с определенной периодичностью погружается предмет, назначение которого неочевидно для дошкольника, например инструмент для вынимания косточек из вишни и т.п. Дети выдвигают гипотезы, что это за объект и что с его помощью можно делать?
Стенд «Подсмотрено у природы». На стенде размещаются фотографии объектов живой природы, которые человек когда-то мог использовать или использовал для изготовления реальных предметов быта, инструментов, механизмов, технологий и т.д. Рядом можно разместить настоящие объекты человеческой деятельности, а если такой возможности нет, фотографии таких объектов. Например: парашютики одуванчиков и зонтик, растение репейника и липучка для одежды и т.д.
«Загадка» на «живой стене». Проведя опыты, ребенок делится полученными знаниями со сверстниками и взрослыми. Например, дети, выполнившие исследование с луком, направленное на выяснение зависимости скорости роста культуры от посадочного материала, размещали «загадку» на «живой стене». Эта загадка вызывала различные предположения: одни предполагали, что лук прорастет раньше в воде, другие — в земле, третьи — в песке. После наблюдения в течение недели загадка была разгадана и сделаны выводы, касающиеся закономерностей роста растений.
Использование ресурсов цифровой образовательной среды
Внедрение в педагогическую практику дошкольного образования информационно-коммуникационных технологий — одно из условий совершенствования качества образовательного процесса. Инновационным в нашей работе считаем создание цифровой образовательной среды, использование ее ресурсов. В ДОО мы применяем интерактивное оборудование: песочницу, стол, «умное» зеркало, а также дополнительные ресурсы цифрового научно-познавательного центра «Экперикванториум», являющегося удачной формой введения дошкольников в мир науки и техники, раскрывающего возможности современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивного оборудования и интерактивно-познавательного материала. Центр размещен на международной облачной платформе Wix.com и позволяет в рамках обширной темы «Экспериментирование» дополнить и расширить взаимодействие всех участников образовательного процесса. В свободное время дошкольники и их родители имеют возможность посмотреть обучающие видео, поиграть в развивающие игры, поучаствовать в викторинах. Помощники Фиксики — герои мультфильма — помогают интересно и увлекательно провести элементарные эксперименты.
Улучшение качества дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада, а в дальнейшем семьи и школы. Опыт работы наших педагогов показал, что поисково-исследовательская деятельность «притягивает» к себе внимание не только детей, но и их родителей. Плодотворное педагогическое взаимодействие с семьями воспитанников дало свои результаты.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», где родителям предоставлена картотека элементарных опытов, которые можно провести дома; организуются тематические выставки «Экспериментируем дома»; создаются коллекции открыток о природе, мультимедийные обучающие презентации: «Круговорот воды в природе», «Путешествие в прошлое», «Полезные ископаемые» и пр. — все это служит залогом успеха детской деятельности. Такое взаимодействие с семьями сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным. У самих же родителей появляется уверенность в собственном ребенке.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого необходимо обеспечить продуктивное содержание развивающей предметно-пространственной среды, системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставление ему права реализации собственной инициативы.
В заключение хочется отметить, что современный мир меняется стремительно, и порой руководствоваться наработанными стереотипами становится уже невозможно, выручает умение команды педагогического коллектива проявлять свою собственную поисковую активность. Поэтому педагогам необходимо постоянно находиться в поиске новых форм и методов, программ и технологий.
Познавательно-исследовательская деятельность несет в себе огромный потенциал интеллектуального, личностного развития детей. Ее правильная, современная организация представляет собой целостную систему, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач учреждения, и, безусловно, способствует совершенствованию работы ДОО.
Приложение 1
Конспект ООД «Необычное путешествие по России»*
* Подготовлен А.М. Митиной, И.В. Осиповым, У.Ю. Меньшовой.
Цель: углубление знаний детей о природных зонах России в процессе познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования.
Задачи
Образовательные:
— познакомить с климатом и природными явлениями Камчатского, Заполярного и Забайкальского краев России, такими как извержение вулкана, северное сияние, образование песчаных барханов;
— закрепить знания детей о свойствах воды и льда (вода тяжелее льда);
— активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
— закрепить знания детей о сортировке мусора и негативном влиянии загрязнений на окружающую среду.
Воспитательные:
— воспитать интерес у детей к экспериментальной деятельности;
— продолжать прививать детям желание заботиться о природном мире.
Развивающие:
— развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
— познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
— познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Словарная работа: держава, профессор, перемещение, спящий вулкан, виртуальный, кратер, вулканолог, айсберг, полярник, барханы, береговая линия.
Оборудование и материалы: интерактивная песочница, ноутбук, мультимедийное оборудование, фотопрезентация, костюмы профессора Всезнамуса (белый халат, очки, парик, борода, черные брюки и ботинки), жителя Заполярья (бубен, юбка, сарафан, головной убор, валенки), Степана Колбочкина (символа завода ВМУ), медузы (синее платье, зонтик на голову, обшитый бахромой), макет вулкана из гипса, фигурки животных, людей, домики деревянные, атрибуты для опытов (стаканчики, трубочки, льдинки) (на каждого ребенка), сода, лимонная кислота, моющее средство, аквариум, макет кораблика, набор для рисования красками Эбру (лоток, краски, бумага, загуститель, гребешок, палочки), песок кварцевый, игра-сортер по сортировке мусора с фигурками, полотна для танца.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети входят в группу и приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята, сейчас … (имя ребенка) прочитает нам стихотворение, послушайте его внимательно.
Ребенок читает стихотворение:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
О чем это стихотворение?
Предполагаемые ответы детей (о нашей родине, о России).
Как вы думаете, почему автор называет Россию великой землей?
Предполагаемые ответы детей: потому что наша Россия очень большая, занимает огромную территорию, в ней много разных городов, много рек, лесов, проживают разные народы… Когда в одном месте наступает ночь, в другом — уже утро.
Хорошо, правильно, молодцы! Посмотрите на карту (обводит указкой границы России), какая Россия большая… Поэтому ее еще называют великой державой…
Ребята, а вам хотелось бы побывать в разных краях нашей необъятной Родины?
Предполагаемые ответы детей: да, очень хотели бы.
А где и почему?
Предполагаемые ответы детей: я бы хотел побывать на Севере, потому что там живут белые медведи. А я бы хотела побывать на море, потому что люблю купаться. А я хотела бы туда, где есть горы, потому что они красивые.
Как интересно… давайте сегодня исполним ваши желания! И сначала мы отправимся в самый дальний уголок России — на Камчатку.
Раздается стук и появляется профессор Всезнамус.
Всезнамус. Здравствуйте, ребята. Я великий ученый! Меня зовут профессор Всезнамус. Слышал, что вы собираетесь отправиться в необычное путешествие по самой удивительной невероятно интересной России.
Дети. Да!
Всезнамус. Тогда я хочу вам предложить отправиться в путь на моем новом изобретении, посмотрите, это машина мгновенного перемещения.
Дети нажимают на пульт от машины, закрывают глаза, включается фонограмма. Затем открывают глаза, на слайде включается изображение Камчатки.
Камчатка — это уникальный уголок нашей Родины, это земля огня и льда. Как вы думаете, почему так называют Камчатку?
Предполагаемые ответы детей: потому что там холодно, холодное море, покрытое льдом…
Хорошо, а почему огня?
Предполагаемые ответы детей: потому что там есть вулканы и они извергают огонь, лаву.
Какие вы умные, будущие мои всезнамусы, вы совершенно правы! Извержение вулкана — это очень грозное явление, давайте убедимся, проверим, так ли это?
Я приглашаю вас в свою виртуальную лабораторию.
Демонстрируется изображение лаборатории. Дети подходят к столу с макетом вулкана.
Вы догадались, что это за макет?
Дети. Да — это макет вулкана.
Всезнамус. Это пока спящий вулкан, и мы его сейчас разбудим. Вы знаете, как это можно сделать?
1-й ребенок. Надо взять 2 сосуда с водой. В первый сосуд положить 3 ч.л. соды.
Трое ребят кладут соду.
2-й ребенок. Теперь несколько капель моющего средства. И немного краски красного цвета. Все это нужно хорошо перемешать.
Всезнамус подыгрывает детям (вот у нас сода, пожалуйста… а тебе вот моющее средство… и т.д.).
3-й ребенок. Во второй сосуд нужно положить 2 ч.л. лимонной кислоты и тоже хорошо перемешать.
Всезнамус. Все у нас готово, выливаем содержимое первого сосуда в кратер, то есть в отверстие вулкана, добавляем к этому составу содержимое второго сосуда и … внимание, смотрите, наш вулкан проснулся. Что происходит?
Дети. Из него извергается лава, огненная жидкость, очень горячая.
Всезнамус. Ребята, посмотрите, бурлящая лава стекает вниз, по склонам вулкана, тот выбрасывает тучи пепла, извергает расплавленные камни, все это летит, течет вниз на далекие расстояния. Вот почему извержение вулкана называется грозным явлением. А всего на Камчатке 29 действующих вулканов. Ребята, как вы считаете, вулканы опасны для жителей Камчатки?
Дети. Да.
Всезнамус. Почему?
Дети. Извержение приносит вред людям и природе. Люди и животные остаются без дома, деревья и цветы погибают. Могут погибнуть домашние животные, разрушаются дома, мосты, дороги, станции. Раскаленные камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.
Всезнамус. Да, во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Вы молодцы, все знаете про вулканы, и возможно кто-то из вас точно станет будущим вулканологом, ученым, знатоком таинственных вулканов.
Скажите, что вы можете посоветовать жителям Камчатки? Где нужно возводить города?
Дети. Как можно дальше от вулканов.
Всезнамус. Правильно. Ну а сейчас моя машина перенесет нас, как вы и хотели, в Заполярье, на Север, в самый холодный уголок великой России.
Дети нажимают на пульт от машины, закрывают глаза, включается фонограмма.
Дети открывают глаза, на слайде включается изображение Заполярья.
Мы в Заполярье, вокруг нас льды и снега, дуют холодные северные ветры, здесь холодно, пустынно и просторно…
Слышится музыка, появляется коренной житель Севера Ясавэй.
Ясавэй. Ани' торова! Здравствуйте! Я рада приветствовать гостей в моем краю, который называется Арктика. Меня зовут Ясавэй. Тому, кто впервые окажется здесь и увидит землю, укутанную снегами, убаюканную метелями, она покажется Спящей царевной. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Жизнь в холодных условиях очень трудная, но интересная. А вы знаете, какие животные помогают нам, жителям Арктики справляться с трудностями?
Дети. Да, северные олени и собаки лайки.
Ясавэй. Да, они перевозят людей и грузы. Ой, ребята, вам, наверное, уже холодно, давайте подвигаемся, согреемся и поиграем в нашу национальную игру коренных жителей Севера — саамов.
Проводится физкультминутка.
У саама дом большой
Показывают руками «крышу».
Он глядит в свое окно
Изображают «окно».
Олененок пробегал
Показывают «рога», выполняют бег на месте.
В двери постучал:
Тук-тук-тук, дверь открой —
Стучат.
Там в лесу охотник злой!
Изображают ружье!
Олененок, забегай!
Манят руками.
Ягель мне давай!
Протягивают руки.
Ясавэй. Моря и Северный Ледовитый океан, которые омывают сушу, покрыты толстым слоем льда. Огромные горы льда откалываются от ледников, и течением их уносит в открытое море. Ледяные горы называются айсбергами. Что же происходит с ними в море? Они плавают или тонут? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы детей: плавают.
Всезнамус. Давайте сейчас снова отправимся в мою виртуальную лабораторию и выясним это.
Дети опускают кусочки льда в емкость с водой.
Да, дети, лед не тонет. Почему?
Предполагаемые ответы детей: лед не тонет, потому что он легче воды. Вода сильнее льда и выталкивает его на поверхность.
Теперь возьмем большой кусок льда, опустим его в воду, и что мы увидим?
Предполагаемые ответы детей: он тоже не тонет, часть льда над водой, а часть — под водой.
Ясавэй. Опасность айсбергов заключается в том, что большая часть айсберга скрыта под водой, а на поверхности воды видна лишь малая часть верхушки. Как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей, которые плавают по нашим морям и океану?
Предполагаемые ответы детей: корабли могут столкнуться с айсбергом и разбиться.
Да, они могут потерпеть крушение.
Всезнамус. Ребята, но есть специальные ученые-полярники, которые следят за движением айсбергов и предупреждают капитанов кораблей об опасности.
Ясавэй (смотрит на часы). Ой, ребята, я же совсем забыла рассказать вам о том, что сейчас начнется одно из самых красивых природных явлений — северное сияние, посмотрите, какая красота… красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. Оно выглядит как разноцветные полосы на небе, огромные переливающиеся занавески или радужные ленты.
Демонстрируется слайд с изображением северного сияния, включается цветомузыка.
Давайте создадим на память свое северное сияние?
Дети рисуют красками Эбру по подгруппам. В конце детям дают заранее ими нарисованный высохший рисунок, который они забирают с собой (передают профессору).
Воспитатель. Ребята, не пора ли нам побывать в теплых краях нашей необъятной Родины?
Дети. Да, пора!
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь…
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Дети машут руками, словно крыльями.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Дети делают плавательные движения руками.
Ну вот мы на юге… и сейчас увидим Россию с неожиданной стороны. Это только кажется, что пустыни — это где-то далеко — в Сахаре, но это не совсем так. В России тоже есть песчаные пейзажи — дюны на берегу Белого моря, пески в Забайкальском крае… Берега здесь покрыты толстым слоем песка, ветер перекатывает его с места на место, образуя на поверхности волны. Огромные волны песка называются барханами.
Показываются слайды.
Всезнамус: Хотите сами попробовать их устроить? Кто догадался, как это сделать?
Проводится опыт. Дети подходят к интерактивной песочнице, которая включена в режиме «Пустыня» и дуют на песок через трубочки.
Воспитатель. Что происходит с песком?
Предполагаемые ответы детей: когда мы дуем на песок, образуются песчаные волны, бугорки, получаются барханы.
Посмотрите, а за барханом — море. Ребята, ветер не только поднимает песок, но и создает огромные морские волны, поднимает их высоко, бросает на берег, вырывая с корнем прибрежные деревья. Поэтому после шторма на берегу остается много мусора. Морские обитатели страдают от этого. Можем ли мы им помочь?
Дети. Да, мы можем собрать мусор и рассортировать их по специальным контейнерам.
Интерактивная песочница включается в режим «Море». Воспитатель предлагает детям погрузить руки глубже в песок и найти там мусор (пакеты, пустые бутылки, которые загрязняют море). Дети ищут мусор и сортируют его по специальным контейнерам (пластик, стекло, бумага, пищевые отходы).
Воспитатель. Теперь на нашем море чисто и весело, давайте потанцуем!
Дети исполняют танец «Море».
Всезнамус. Ой, ой, ой, ребята, на моей машине мгновенного перемещения закачивается зарядка, нам как можно скорее нужно вернуться назад, в детский сад.
Дети закрывают глаза. Включается фонограмма, затем дети открывают глаза, их приветствует Степан Колбочкин (символ городообразующего завода).
С. Колбочкин. здравствуйте, ребята, ну наконец-то вы вернулись в родной город Воскресенск. Вы меня узнали?
Дети. Да! Вы — Степан Колбочкин! Символ нашего города химиков.
Всезнамус. О, да это же мой друг — профессор химической лаборатории!
С. Колбочкин. Здравствуй, друг Всезнамус. Ребята, расскажите, где вы побывали? Что увидели, что узнали?
Дети отвечают, С. Колбочкин хвалит их. Всезнамус достает рисунок и показывает его С. Колбочкину, вместе с детьми дарит его ему.
Спасибо. Ребята, нам пора возвращаться в свои научные лаборатории, а вам желаем новых открытий и достижений и дарим набор для опытов. До свидания!
Воспитатель. Спасибо, до свидания.
Приложение 2
Конспект ООД «Краски природы»*
* Подготовлен А.М. Митиной, Н.В. Смирновой, Е.П. Орловой.
Цель: формирование представлений об использовании природных материалов человеком, интереса к познанию окружающего мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи
Образовательные:
— формировать представления о способах получения тканей из природных материалов (растительных волокон), природных красителях,
— умение опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань;
— закреплять знания об элементах одежды в зимнее время года;
— обогащать словарный запас;
— расширять кругозор детей.
Развивающие:
— развивать связную монологическую и диалогическую речь;
— способствовать развитию интереса к окружающему миру.
Воспитательная: воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной познавательной деятельности.
Словарная работа: хлопок, лен, красители.
Оборудование и материалы: аудиозапись «Звуки моря», фонограммы (игры «Море волнуется — раз», песни «Чунга-чанга»); мультимедийная презентация (изображения: «шелуха лука репчатого — пасхальное яйцо», «стакан с соком — морковь, свекла»); стеклянная бутылка с запиской, коробочка хлопка, марля, емкости для замачивания тканей, кусочки белой ткани, перчатки, фартуки; тертые овощи (морковь и свекла), стакан с гранатовым соком, стакан с отваром лука; ширма, украшенная на тему «Остров»; кукла Робин, подвижная игра «Парашют», микрофон.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель. Сегодня у нас замечательный необычный день, потому что в нашем детском саду поселилась радость!
Дети выполняют движения, проговаривая слова:
Радость побежала по дорожке
Легко бегают на месте на носках.
Радость распахнула все окошки
Разводят руки, согнутые в локтях.
Радость разбудила всех детей.
Дотрагиваются до плеча друг друга.
Радость пригласила к нам гостей.
Разводят руки.
Здравствуйте, гости дорогие!
Говорят хором.
Радость не просто так заглянула к нам. За окном зима, а я приглашаю вас на теплый солнечный берег моря. Закрывайте глаза.
Звучит аудиозапись «Звуки моря». Для демонстрации включается анимационный слайд «море».
Ребята, посмотрите, вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
Чайками кричащее,
Чистое, соленое,
Теплое, рифленое!
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..
Вы знаете какие-нибудь игры про море?
Предполагаемые ответы детей (…да, знаем… морской бой, море волнуется раз…).
Давайте поиграем в музыкальную игру «Море волнуется — раз»?
Дети встают врассыпную, под музыкальное сопровождение выполняют движения и после слов «Морская фигура, замри» в зал выкатывается бутылка.
(удивлен и в недоумении). Ой, посмотрите, морская волна выбросила на берег какую-то бутылку.
В ней что-то есть, посмотрим?
Воспитатель берет ее, предлагает одному из детей достать записку.
Здесь записка, присаживайтесь, я вам ее прочту.
«Здравствуйте, дорогие друзья, я так рад, что вы нашли мою записку. Меня зовут Робин, я житель чудесного острова, здесь растут красивые деревья и цветы, много ярких птиц и разноцветных бабочек, но вот беда… моя одежда из листьев постоянно приходит в негодность, помогите мне, пожалуйста, мне нужна яркая одежда для карнавала…».
Ребята, я думаю, надо помочь Робину. Вы согласны со мной? Вы знаете, из чего шьют одежду?
Предполагаемые ответы детей (одежду шьют из тканей).
Правильно, а из чего же делают ткани?
Дети. Из ниток.
Воспитатель. Давайте мы об этом всем расскажем.
Дети выходят и рассказывают при помощи средств наглядности процесс получения тканей. Примерные рассказы детей:
…ткани можно делать изо льна. Для этого выращивают лен, до наступления холодов собирают урожай льна, берут стебли, отделяют волокна от стебля, вымачивают их, сушат, мнут, очищают, чешут и потом прядут пряжу, для получения ткани используют ткацкий станок. Получается льняная ткань.
А еще ткань можно сделать из хлопка. Для этого выращивают хлопчатник, когда хлопок созреет, собирают хлопковые коробочки, из которых делают хлопковую пряжу, на ткацких станках ткут ткань…
Молодцы, правильно. Но ткани изо льна и хлопка получаются серого и белого цвета. А Робину нужна яркая нарядная одежда… На современном производстве тканей одежду окрашивают специальными красителями. А раньше в далеком прошлом, как вы думаете, чем люди красили ткань?
Сложный вопрос… посмотрите, не наталкивают ли вас на какую-нибудь мысль вот эти картинки?
Обращает внимание детей на картинки, вывешенные на магнитную доску, — ассоциативный ряд: «шелуха лука репчатого — пасхальное яйцо», «стакан с соком — морковь, свекла».
Предположительные ответы детей: наверное, люди использовали овощи для окраски ткани.
Верно, вы правильно догадались. В старину люди обходились отваром растений, соком фруктов и овощей, использовали даже корни растений. Скажите, как, например, мы можем покрасить свеклой и морковью ткань?
Предположительные ответы детей: нужно отжать сок и окрасить им ткань.
Хорошо, а что нужно сделать с луковой шелухой?
Предположительные ответы детей: приготовить отвар из луковой шелухи.
Можем ли мы теперь помочь Робину?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда поспешим в детский сад и займемся делом. Один-два-три, покружись, повернись, в детском саду окажись!
Дети кружатся, проговаривая слова.
Мы пришли в наш «покрасочный цех», здесь есть все необходимое: натертые свекла и морковь, гранатовый сок, отвар луковой шелухи и белая ткань. Приступаем к ее окраске.
Дети подходят к столам с заранее подготовленными емкостями с тертой морковью, свеклой, стаканами с отваром луковой шелухи, гранатовым соком. Они надевают перчатки и фартуки, приступают к деятельности:
— отжимают через марлю тертую морковь и тертую свеклу,
— выливают сок из стакана в миску,
— выливают отвар из луковой шелухи из стакана в миску.
Затем берут кусочки белой ткани и погружают их в емкости с соком. Далее вынимают ткань и отправляют ее в «сушильный цех».
Молодцы, красивая ткань получилась, яркая, отправляем ее на сушку в «сушильный цех». Пока наши ткани сушатся, мы поиграем в игру «Назови одежду»: будем передавать по кругу мяч и называть одежду зимнего времени года
Один-два-три-четыре —
Мы считалочку учили.
Мячик мы передавали
И одежду называли.
Предполагаемые ответы детей (кофта, куртка, шарф, свитер, варежки, штаны, колготки и т.д.)
Пока мы играли, ткани наши подсохли, давайте сложим их в коробку и поспешим на остров Робина. А полетим мы на волшебном шаре…
Используется игра «Парашют».
Понесемся к облакам,
Побыстрей к чужим краям.
Хлопнем мы в ладоши раз —
Вот воздушный шар для нас.
Дети поднимают руки вверх.
Хлопнем мы в ладоши два —
Полетели мы, друзья.
Выполняют бег по кругу.
Ты, волшебный шар, лети,
К Робину нас привези.
Помоги нам, ветерок,
Шарик наш надуть, дружок.
Пусть летит волшебный шар
К неизвестным островам.
Останавливаются.
Раз, два, три, четыре —
Выполняют 4 шага вперед.
Вот мы в новом для нас мире…
Кладут «шар».
Появляется на ширме Робин, дети отдают ему коробочку с тканями.
Робин. Спасибо, мои друзья, какие они яркие, красивые (хлопает в ладоши), я приглашаю всех вас на зажигательный танец «Чунга-чанга»!
Дети исполняют танец.
Ребята, вы мне очень здорово помогли, и я дарю вам корзину с фруктами.
Воспитатель и дети (вместе). Спасибо, Робин! До свидания! Нас уже ждет корабль, пора возвращаться в детский сад.
Мы плывем на корабле
Дети имитируют плавание.
По большой морской волне
Изображают волну рукой.
Под тугими парусами
Соединяют вытянутые руки над головой.
Не страшны нам и цунами
Делают плавные движения руками перед собой вверх-вниз.
В детский сад мы держим курс,
Прикладывают руку ко лбу, смотрят вдаль.
Чтоб отведать фруктов вкус.
Круговыми движениями гладят живот.
В детском саду детей встречает журналист, чтобы взять у них интервью.
Журналист. Здравствуйте, ребята. Я телеведущий, мне нужно взять интервью для передачи «Удивительное рядом». Скажите, вам понравилось приключение?
Дает микрофон первому ребенку.
Чем оно тебя порадовало? Передавай микрофон другу.
Дети отвечают на вопросы, предавая микрофон следующему.
Где вы побывали?
Кому вы помогали? Как вы ему помогли?
Что запомнилось больше всего?
О чем ты расскажешь дома родителям?
Какое у тебя настроение?
Спасибо, я собрал интересный материал для передачи.
Воспитатель. Ребята, мне очень приятно, что у вас хорошее настроение. Вы меня порадовали своей добротой, отзывчивостью, хорошими знаниями. С прекрасным настроением я предлагаю вам пройти в группу и угоститься спелыми фруктами.
Литература
Дубовская Е.В. Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1(3).
Фартак Л.И. Дидактические основы поисково-исследовательской деятельности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11—4.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle