• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Обучение старших дошкольников езде на велосипеде

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2022
Обучение старших дошкольников езде на велосипеде Инструктор по физкультуре 02.2022 Подписаться на журнал

Руднева Л.В., профессор; 

Куликова М.В., доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Одна из задач физического воспитания детей дошкольного возраста — ознакомление дошкольников с различными видами спортивных упражнений, к которым относятся: ходьба на лыжах, катание на самокате или велосипеде, плавание и др. Спортивные упражнения не только способствуют развитию функциональных возможностей и двигательных способностей дошкольников, но и приобщают детей к занятиям физической культурой и спортом.

Езда на велосипеде совмещает в себе физические нагрузки и удовольствие от прогулок на свежем воздухе. Во время езды задействуются крупные мышцы ног, рук и спины, совершенствуется координация движений. Нагрузка циклического характера, которую испытывает ребенок во время езды, благоприятно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Езда на велосипеде — сложное двигательное действие, требующее от ребенка умения сохранять равновесие. С точки зрения биомеханики центр тяжести дошкольника расположен выше, чем у взрослого человека, поэтому удерживать и сохранять равновесие ребенку значительно сложнее, что вызывает определенные проблемы в обучении детей езде на велосипеде.

Большинство родителей пытаются научить своего ребенка езде на двухколесном велосипеде, при этом используют различные средства, которые не всегда способствуют правильному формированию двигательного навыка, а, можно сказать, еще в большей степени усложняют этот процесс.

Данное обстоятельство, на наш взгляд, обуславливает необходимость обучения детей дошкольного возраста езде на велосипеде в условиях ДОО. Основы обучения дошкольников катанию на велосипеде рассматривались в работах Э. Степаненковой, Б. Смирницкого, Э. Адашкявичене и других специалистов. Однако методические аспекты еще недостаточно изучены, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Обучение детей 5—6 лет езде на двухколесном велосипеде проходило на базе центра образования № 27 г. Тулы на протяжении весенне-летнего периода. Процесс обучения включал в себя шесть взаимосвязанных этапов.

Первый — беседа с детьми об основных правилах езды на велосипеде: расположение велосипедистов на дорожке, правила безопасности (при падении нельзя отрывать руки от руля, при езде смотреть вперед).

До начала обучения дошкольников езде на велосипеде мы проводили теоретические занятия. Их содержание соответствовало возрастным возможностям детей и сопровождалось наглядным материалом — презентацией. Всего было проведено три теоретических занятия с детьми. В рамках первого занятия дошкольникам рассказывали о велосипедном спорте, наших знаменитых олимпийских чемпионах по велоспорту, о Тульском велотреке (циклодроме) — самом древнем сооружении в Тульской области.

На втором теоретическом занятии дошкольников знакомили с велосипедом и его устройством: руль, рама, колеса, педали. Им показывали различные варианты велосипеда — трехколесный, беговел (ранбайк), двухколесный с педалями.

По данным наших наблюдений, особое внимание дошкольников привлекли фотографии самых первых велосипедов с различным диаметром колес.

На третьем теоретическом занятии детей познакомили с правилами езды на велосипеде. Основные из них:

—   ездить необходимо по дорожке только в одном направлении, только по правой сторо- не; по кругу следует ездить только по часовой стрелке;

—   при езде следует быть внимательным и осторожным, чтобы не столкнуться с другими велосипедистами или пешеходами; если на дорожке встретится кто-нибудь из детей, следует либо остановиться и пропустить пешехода, либо спокойно его объехать;

—   нельзя бегать, прыгать и играть в подвижные игры вблизи велосипедной дорожки.

Также перед началом обучения детей езде на велосипеде мы проводили консультацию для родителей. Очень важно, чтобы дошкольное учреждение и родители взаимодействовали в вопросах обучения дошкольников спортивным упражнениям.

Второй — подготовка оборудования и инвентаря (шлема, велосипеда, конусов) и участка дошкольного учреждения (ровной и довольно широкой, не менее 3 м, дорожки).

В рамках данного этапа мы подготовили необходимый инвентарь. В дошкольном учреждении, на базе которого проводился формирующий педагогический эксперимент, оборудование было обновлено, в частности, закуплены беговелы и шлемы. На дорожке была нанесена специальная разметка для движений велосипедистов, что облегчало процесс обучения, так как в дошкольном возрасте у ребенка должен быть яркий зрительный ориентир.

Третий — выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие без велосипеда (стойка на одной ноге, с различным положением рук; ходьба по ограниченной площади опоры и т.д.). Когда погодные условия не позволяли начать обучение непосредственно езде на велосипеде или беговеле, в спортивном зале в рамках физкультурных занятий раз в неделю дошкольники осваивали комплекс упражнений на статическое и динамическое равновесие.

Четвертый — обучение езде на велосипеде без педалей (беговеле): балансировка на велосипеде с перемещением по прямой дорожке и при поворотах. Детям объясняли, как называются части беговела, как правильно на него садиться, как следует правильно держать руль. Одно из первых заданий — стоя с боку от беговела и удерживая его двумя руками за руль, прокатить беговел вперед. Далее учились ходить с велобалансиром между ногами, не садясь на сиденье. И только после этого дошкольник пробовал ездить на беговеле, сидя на седле и держась за руль, попеременно отталкиваясь правой или левой ногой от поверхности земли.

Важно, чтобы ребенок почувствовал основные принципы езды: как поворачивать, тормозить, ехать быстрее или медленнее. Как только ребенок осваивал данные элементы, переходили к отталкиванию двумя ногами от земли, удержанию ног вперед — в стороны во время езды и сохранению равновесия.

Когда дошкольник освоил бег, сидя на велосипеде, предлагались упражнения в планировании: ехать по прямой, выпрямив ноги и балансируя в течение 2—3 с. Постепенно время увеличивалось. Как только ребенок научился отталкиваться ногами, затем «планировать» на велосипеде и получать удовольствие от такого катания, мы переходили к рулению и поворотам: объезжали различные фигуры из конусов, выполняли повороты разного радиуса.

После того как дошкольник освоит езду на беговеле, научится удерживать равновесие и «планировать», нужно переходить к следующему этапу обучения.

Пятый — езда на велосипеде с педалями: начало движения, руление при езде, остановка велосипеда.

Поскольку ребенок пересаживался с велосипеда без педалей на велосипед с педалями, следовало объяснить ему, где они расположены и для чего предназначены. Мы просили дошкольников закрыть глаза, сидя на велосипеде, и нащупать ногами педали, не открывая глаз. Педагог при этом удерживал велосипед. Затем переходили к обучению началу движения: правильной постановки ноги на педаль с дальнейшим продвижением вперед. Отдельно осваивали остановку, обучая ребенка аккуратно и плавно останавливаться, сохраняя равновесие. Когда ребенок осваивал педалирование по прямой, переходили к поворотам, учились ездить большими кругами и «восьмерками».

Шестой — проведение игр и эстафет: «Гонка за лидером», «Кто быстрее?», «Туннель» и др. Игры и игровые упражнения — важное средство закрепления навыка езды.

При обучении старших дошкольников езде на велосипеде важно подобрать контрольные упражнения для оценки уровня сформированности данного навыка. В своем исследовании мы использовали контрольные упражнения (см. ниже), разработанные совместно со специалистами по дошкольному физическому воспитанию.

«Равновесие»

Ребенок, держась за руль, поднимает ноги вперед и в стороны и старается удержать равновесие в таком положении на двухколесном велосипеде.

«Прямая»

«Прямая» — езда по прямой, крутить педали без потери равновесия (ребенок преодолевает дистанцию в 30 м).

«Конус»

«Конус» — выполнение поворотов в движении (ребенок едет по прямой, затем объезжает конус и возвращается обратно).

«Остановка»

«Остановка» — остановка велосипеда в заданном месте (ребенок едет по прямой, затем останавливается на специально очерченной площадке).

«Туннель»

«Туннель» — езда на велосипеде по узкой дорожке (ребенок едет по прямой, которая ограничена с двух сторон линиями), задача ребенка — перемещаться прямо, не заезжая за линии.

Проведенное нами исследование показало, что соблюдение определенных этапов в процессе обучения способствовало успешному формированию у старших дошкольников умений езде на двухколесном велосипеде.

Дошкольники освоили основные приемы езды: по прямой, крутя педали без потери равновесия, выполняя повороты в движении, останавливая велосипед в заданном месте, проезжая на велосипеде по узкой дорожке.

Для подготовки езды на велосипеде в домашних условиях можно использовать упражнения «Велосипед» и «Ножницы». Они легко выполняются и доступны каждому ребенку. Лягте на пол и делайте ногами круговые движения, будто крутите педали. Руки при этом должны находиться за головой. Не меняя исходного положения, скрещивайте в воздухе выпрямленные ноги. Данные упражнения можно повторить 7—8 раз. Можно после гимнастики в течение минуты повисеть на турнике — это разгрузит позвоночник.

Следует отметить, что изменилось и отношение дошкольников к спортивным упражнениям в целом, значительно повысился интерес к езде на двухколесном велосипеде, о чем свидетельствует опрос родителей дошкольников.

Литература

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. М., 2016.

Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у детей 4—7 лет: игры и упражнения. М., 2018.

Куликова М.В., Руднева Л.В. Педагогическая технология обучения дошкольников спортивным упражнениям (на примере езды на велосипеде) // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53).

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2008.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению