• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Опыт организации и проведения неформальных мероприятий для укрепления взаимодействия с родителями воспитанников

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
В статье затрагивается тема укрепления коммуникативных связей педагогов и родителей. Раскрываются особенности проведения неформальных встреч с родителями и приводится пример взаимодействия из практики работы ДОО. Опыт организации и проведения неформальных мероприятий для укрепления взаимодействия с родителями воспитанников

Акавова А.И., Блохина С.В., Борисова Е.А.,

воспитатели ГБОУ Школа № 1547, Москва

Совершенствование системы дошкольного образования в Российской Федерации, изменение педагогических условий, принципов и подходов к организации образовательной деятельности актуализирует необходимость взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. В соответствии с существующими на сегодняшний день нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций, одной из наиболее значимых целей, стоящих перед детскими садами, является создание и поддержание системы взаимодействия с семьей для обеспечения гармоничного развития личности детей, их полноценного интеллектуального и физического развития.

Взаимодействие — это установление партнерских взаимоотношений, позволяющих оптимизировать образовательный процесс за счет объединения усилий всех субъектов образования в вопросах воспитания детей, создавать благоприятную атмосферу общности интересов, активизировать педагогический потенциал родителей. Суть взаимодействия педагогов образовательной организации и семьи состоит в том, чтобы идти единым путем в развитии дошкольников, сформировать у родителей определенные знания об особенностях, принципах, методах и формах воспитания ребенка, научить их использовать данные знания в практической деятельности.

О.В. Харламова разработала систему взаимодействия ДОО и семьи, основанную на комплексе содержательных и организационных направлений развития партнерских взаимоотношений педагогов и родителей, объединившую:

• создание методического кабинета в образовательном учреждении, в котором представлены методические материалы, психолого-педагогическая литература по вопросам развития детей, их воспитания и образования;

• проведение бесед, круглых столов, семинаров, дискуссий, на которых происходило бы активное совместное обсуждение прочитанного материала с целью возможного практического использования полученных знаний о методах и приемах воспитания;

• создание, поддержание и расширение библиотеки детской литературы, необходимой как педагогам при обучении и воспитании детей в образовательной организации, так и родителям – дома;

• организация спортивных секций, различных клубов по интересам и т.д.

Еженедельные мероприятия

В нашей дошкольной организации системно проводятся мероприятия, ориентированные на укрепление взаимодействия ДОО и семьи. Многие из них организованы в максимально возможном неформальном ключе. Еженедельно мы проводим якорные мероприятия по укреплению интереса родителей к взаимодействию с педагогами.

Якорное мероприятие — любое, комфортное мероприятие для педагогов и родителей, главное условие которого — непринужденный формат общения с родителями (индивидуальный или групповой) стабильно раз в неделю (или раз в две недели). Во время встречи можно познакомиться с педагогами ДОО, другими родителями, пообщаться и получить ответы на любые волнующие вопросы.

В практике ДОО применяются два варианта мероприятий-якорей.

Чайный день. В этот день в группе проводится кулинарное занятие, где дети под руководством педагогов что-то готовят. Вечером родители собираются на беседу с воспитателями за чашкой чая.

Если нет возможности провести такое занятие, взрослые устраивают символичное чаепитие с минимумом еды.

Совместная прогулка. В этот день родителей просят прийти за детьми чуть пораньше или просят задержаться для совместной прогулки, на которой можно пообщаться с воспитателем индивидуально или обсудить какой-то вопрос коллективно.

К такому формату нет необходимости долго и специально готовиться. Это не отчетное мероприятие. Это просто небольшой временной интервал, когда можно подойти к педагогам с любым вопросом, и родители это знают. За день-два до планируемой прогулки в чате мессенджера анонсируется дата и время мероприятия, уточняется количество желающих, имеющих возможность прийти (чтобы минимизировать риск, что все в этот день не могут остаться, потому что забыли). Это весьма удобный формат, поскольку часто у воспитателей просто нет времени поговорить с родителями, и многие из них это тоже понимают, стараясь не отвлекать воспитателя.

Ежегодное мероприятие с элементами тренинга

В начале каждого учебного года в ДОО проводится неформальное мероприятие с элементами тренинга «Разговоры о цели воспитания», требующее специальной подготовки и планирования. Предлагаем план-конспект мероприятия такого формата.

План-конспект мероприятия «Разговоры о цели воспитания»

Цель мероприятия: выявление с родителями общих целей воспитания и ценности сообщества.

Задачи:

— выявить общую цель воспитания в ходе мини-тренинга;

— определить ценности сообщества с помощью мозгового штурма;

— познакомить родителей с алгоритмом проведения основных мероприятий;

— с концепцией и правилами еженедельного мероприятия-якоря.

Предварительная работа:

Создание группы для родителей и воспитателей в удобном мессенджере (WhatsApp, Телеграм, ВКонтакте).

Объявление о мероприятии в группе сообщества.

Оборудование и материалы:

флипчарт, презентация с выдержками из ФГОС ДО и иллюстрацией традиционных мероприятий детского сада, высказывания известных людей о сотрудничестве воспитателей и родителей.

Мероприятие проходит в группе или в музыкальном зале.

Ход мероприятия

Вступительная речь воспитателей.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время прийти на эту встречу и поговорить о важном — о цели воспитания. Сегодня поговорим о ценностях нашего нового сообщества и познакомимся с традициями и ценностями нашего детского сада, нашей группы.

На экране демонстрируется слайд презентации с цитатой из ФГОС ДО, где указано, что сотрудничество с семьей — один из основных принципов дошкольного образования.

Сегодня мы настроимся на сотрудничество в новом учебном году и поговорим о том, как сделать этот процесс интересным и увлекательным для всех.

Дорогие родители, дошкольное детство детей проходит очень быстро. А между тем это очень ценный и важный период, от которого зависит и учеба в школе, и дальнейшая жизнь. И детям, и нам, и вам важно полноценно вместе проживать этот дошкольный период. Как же мы предлагаем вам участвовать в образовательном процессе?

Далее воспитатели рассказывают, какое участие родителей в жизни ДОО возможно.

Например, с участием родителей: проводить дни профессий, украшать по сезону группу, готовить тематические выставки, организовывать совместные походы в парк / лес / на мероприятия, календарные праздники и т.д.

На экране слайд презентации с цитатой А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

Тесное взаимодействие педагогов ДОО и родителей в процессе воспитания детей подразумевает единство поставленных целей и выполненных задач. Какая цель воспитания у вас, уважаемые родители? Предлагаем пройти анонимный опрос. Напишите, пожалуйста, на листочках ваши цели и прикрепите их на доску.

Далее воспитатель зачитывает цели, размещенные на доске, и комментирует их.

Предлагаем объединить усилия родителей и воспитателей и поставить общую цель, которой необходимо придерживаться в любой воспитательной ситуации. В нашем саду и в нашей группе проходят досуговые мероприятия, ставшие традиционными.

На экран выводятся слайды презентации с фото-видео материалом по каждому мероприятию, сопровождаемые выступлением педагога. Особое внимание уделено роли родителей в подготовке и проведении мероприятий.

Если у вас есть предложения по темам проведения досуговых мероприятий в группе, будем рады с ними ознакомиться. Какие мероприятия вы хотели бы видеть в нашей группе? Напишите, пожалуйста, на листочках.

Родителям раздается бумага для записей. На экране слайд презентации с цитатами А. Макаренко «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира» и М. Горького «Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни».

Дети — наше будущее. Именно от нас с вами очень зависит, каким будет это будущее. Предлагаем обсудить ценности, которыми должно быть наполнить наше небольшое детско-взрослое сообщество.

Например, одна из ценностей нашего сада — это разумное потребление. Мы стараемся своим примером доносить детям, что лучше использовать многоразовую посуду, чем покупать одноразовую (на праздники приносим свои кружки, имеем в группе запас стаканов); бережно относиться к своим книгам и игрушкам (устраивать свопы по обмену игрушками / книгами).

Еще одна ценность нашего детского сада — вера в инициативы детей. Мы поддерживаем любознательность, проявление самостоятельности, естественную социализацию. (Дети могут попробовать осуществить любой задуманный проект, самостоятельно перемещаться по саду на занятия.)

Еще одна ценность – максимальное использование природных материалов в среде группы и на территории детского сада.

Просим вас немного подумать и написать ценности, которые созвучны вам и уместны, по вашему мнению, в развивающей среде нашей ДОО.

После того как родители сформулировали, обсудили и определились с ориентирами на ценности, можно запланировать и подготовить тематический выпуск стенгазеты для размещения на стенде группы.

Посмотрите, как мы плодотворно поработали!

Наша встреча «Разговоры о цели воспитания» заканчивается. Это мероприятие проводится один раз в год. Но у нас запланированы еженедельные мероприятия, предназначенные для общения воспитателей с родителями. Это досуговое неформальное общение. Каждую среду, в 18 ч, мы приглашаем родителей на общую прогулку, где можно пообщаться и обсудить какие-то волнующие темы, актуальные вопросы. Мы будем напоминать о встрече накануне в общем чате. Если на улице плохая погода, мероприятие будет проводиться в группе за чашкой чая. Просто знайте, что каждую среду, вы точно можете поговорить, о чем хочется.

Для общения между собой рекомендуем создать родительский чат без воспитателя (как показывает практика, это очень удобно). Предлагаем взять с собой материалы, которые сформулированы и озвучены сегодня (цели воспитания, ценности нашего сообщества), и резюмировать в чате. А мы рассмотрим варианты коммуникаций и целей, предложенные вами, уважаемые родители, и обсудим на педагогическом совете ДОО, когда и что можно провести. Спасибо вам за встречу и плодотворную работу!

* * *

Необходимо отметить, что неформальные мероприятия весьма эффективны для взаимодействия с родителями воспитанников, что объясняется рядом факторов:

— эмоциональный контакт, атмосфера. Всегда только положительные эмоции для всех участников процесса. И этот позитивный фон служит хорошей почвой для доверительных отношений в дальнейшем;

— непринужденное, неформальное общение;

— вовлеченность. Именно неформальные мероприятия позволяют родителям воспитанников проявить инициативу и стать сотворцами любого процесса ДОО. К таким форматам больше интереса, соответственно и вовлеченность родителей в образовательный процесс тоже выше;

— доступность, понятность;

— сообщество. Неформальные мероприятия настраивают на сотрудничество всех участников процесса. Родители знакомятся, общаются друг с другом, формируется сообщество.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению