• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Опыт реализации регионального компонента в условиях дошкольной образовательной организации

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
04/2022
Опыт реализации регионального компонента в условиях дошкольной образовательной организации

Попирайко Л.А., зам. заведующего по УВР, педагог дополнительного образования, детский сад № 81 «Мальвина»;

Якоб С.А., старший преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО — Югра.

Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям — матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным до мом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения и удивления тем, что видит перед собой маленький ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Несмотря на то, что многие маленькие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие исторически является одной из приоритетных позиций. Она отражается и в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве...». Основная цель работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей и культурой родного города заключается в воспитании у ребенка чувства гордости и уважения к месту его проживания. Дети должны знать различные факты об истории и природе родного края.

Реализация регионального компонента в системе дошкольного образования — неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения. В «Региональной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на период до 2025 года» отмечено, что приоритетным направлением работы являются содействие этнокультурному развитию народов РФ, проживающих на территории автономного округа, развитие системы образования, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, совершенствование системы этнокультурного образования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

В связи с этим приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, приоритетным направлением государственной политики. Значимость патриотического воспитания молодого поколения в Югре подчеркнута в распоряжении Правительства ХМАО — Югры «О концепции гражданско-патриотического воспитания граждан автономного округа Югры», в которой отмечена целевая группа в системе гражданско-патриотического воспитания в регионе — это дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества.

Основные цели регионального компонента:

—          создание педагогических условий для успешной социализации личности, ее профессионального самоопределения и непрерывного образования;

—          ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

—          обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

—          развивать вариативность общеобразовательных программ и образовательных услуг;

—          обновлять содержание общего образования;

—          способствовать овладению детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

—          воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у подрастающего поколения.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к нему, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. При этом огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, район, улица, леса, озера, т.е. что нас окружает.

Цель краеведения в ДОО — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры. Для дошкольника край — прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город, природа, люди, дома, окружающие его, которые он видит повседневно. Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Что же такое краеведение? Это

полное изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь к повышению качества воспитания и обучения. Знакомясь с малой родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в настоящее время.

Краеведение в дошкольном учреждении — один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, патриотических чувств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной, служит важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве, истории родного края, об особенностях его современной жизни.

Педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович — организатор первого детского сада в России придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и не живой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

МБДОУ д/с № 81 «Мальвина» работает в статусе опорной образовательной организации, а также является участником приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «Современный детский сад» в единичном проекте «Мой край родной — Югра». Образовательный процесс в ДОО по освоению программного материала строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, экспериментирование, продуктивной, двигательной, коммуникативной, трудовой, музыкальной, чтение художественной литературы).

В период обновления дошкольного образования значительно возрос познавательный интерес к малой родине, что находит свое отражение во ФГОС ДО, определяющем содержание работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие».

Использование регионального компонента предполагает:

—          ознакомление с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал;

—          введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому (культурно- историческим фактам);

—          деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают мероприятие, в котором они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы);

—          осознанный выбор методов ознакомления с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

—          создание разноплановой развивающей предметно-пространственной среды;

—          подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента;

—          организация эффективного взаимодействия ДОО и социума, семьи.

Развивающая предметно- пространственная среда во всех группах нашего детского сада представлена центром патриотического воспитания «Моя Родина — мой край». В центрах представлены растительный и животный мир Югры, открытки о г. Сургуте и столице нашего округа — г. Ханты-Мансийске, художественная литература. Имеются уменьшенные копии, макеты. Есть настольные, дидактические игры, часть из которых изготовлена педагогами. Широко используется интерактивная панель в группах как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми, а также при включении и просмотре виртуальных экскурсий. Благодаря материалам, представленным в центрах, у детей пробуждается интерес и появляется уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города.

В центрах патриотического воспитания много художественной литературы о родном крае, стихи, загадки, сказки. В группах старшего дошкольного возраста дети иллюстрируют хантыйские сказки и оформляют их вместе с воспитателем и родителями в форме книги. Они любят просматривать и рассказывать сюжеты из хантыйских сказок, а также проигрывать их.

Естественно, помимо оформления групповых помещений, тема родного края продолжается и за пределами групп, а именно в коридорах, в фойе детского сада и на его территории.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада с помощью педагогов и родителей воспитанников пополнилась различными макетами, мини-музеем, лэпбуками, практическая значимость которых заключается в активизации интереса детей к семье, детскому саду, малой родине, родному краю.

Педагоги в работе с детьми широко применяют пособие «Моя Югра, край в котором я живу» — комплект, состоящий из двух книг, плакатов и дидактики.

Изучение культуры, истории родного края стало актуальной задачей нашего учреждения. Воспитывая детей на событиях, тес но связанных с историей, мы тем самым формируем глубокую привязанность к своей малой родине. В нашем учреждении трудятся педагоги разных национальностей и культур. Но все мы живем, работаем и воспитываем детей в Югре. И каждый из нас заинтересован в изучении истории, традиций, культуры Югорского края, чтобы передать эти знания своим маленьким воспитанникам.

В рамках реализации проекта «Я шагаю по Югре» перед нами были поставлены цели и задачи, выбраны направления деятельности, методы и приемы работы с педагогами. Именно педагог, находящийся рядом с ребенком, познавая удивительный мир Югры, сможет сам повести за собой своих любопытных воспитанников.

В 2020 г. состоялось ознакомление с парциальной программой «Наследие Югры: на пути к истокам» для формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры. Ее мы включили в основную образовательную программу дошкольного образования в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Цель — создание благоприятных условий для формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в занятиях с детьми, а также в совместной деятельности, в процессе интеграции через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, а также во взаимосвязи с семьями воспитанников. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать работу интересно, разнообразно, чтобы все, что хотелось донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

В этот же период часть педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, прошла курсы повышения квалификации на базе Сургутского государственного педагогического университета по дополнительной профессиональной программе «Реализация регионального компонента образовательной программы дошкольного образования (на примере парциальной программы «Наследие Югры: на пути к истокам» и интегративного курса «Моя Югра. Край, в котором я живу»).

На начальном этапе реализации проекта и внедрения программы познавательные и увлекательные экскурсии, а также мастер-классы, организованные работниками музеев, позволили нам погрузиться в тему истории и культуры коренных жителей Югры. Педагоги детского сада активно включились в реализацию проектов по краеведению. Большую помощь и поддержку педагоги получают в рамках сотрудничества с Сургутским государственным педагогическим университетом. Обучающие практикумы, семинары, мероприятия — все это помогает педагогам еще больше «окунуться» в интересный и увлекательный мир родного края, нашей Югры...

Правильно организованная методическая работа позволила настроить педагогов к инновационной деятельности, не бояться постигать новое, двигаться дальше к намеченным целям, тем самым способствовать повышению профессиональной компетенции педагогов.

Специфика работы по региональному компоненту заключается в том, что в данном процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители.

Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, родительские собрания, экскурсии, совместные мероприятия. Родители наших воспитанников активно участвуют в творческих конкурсах, фестивалях.

Таким образом, родители — активные участники всего воспитательно-образовательного процесса от занятий до праздников.

Совместные мероприятия, акции, конкурсы делают коллектив педагогов еще дружнее, сплоченнее, а правильно организованная методическая поддержка, использование интернет-ресурсов, встреча с интересными жителями нашего города, края позволяют двигаться дальше, постигать тайны земли Югорской.

Наш опыт целенаправленного приобщения детей к основам краеведения показывает, что эта работа является одной из важнейших частей дошкольного образования. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить в сердце ребенка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, а также воспитать любовь к Родине. Воспитанники вместе с педагогами и родителями принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, транслируя опыт гражданско-патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным краем.

В дальнейшем мы планируем продолжать использовать в работе новые творческие идеи, а также передовой опыт на пути приобщения дошкольников к истокам народной культуры, истории.

Литература

Азбука   краеведения «Край   родной». Екатеринбург, 2001.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, метод. рекомендации). М., 2003.

Лашкова Л.Л., Ушакова П.П., Якоб С.А. Наследие Югры: на пути к истокам: парциальная программа / Под науч. ред. Л.Л. Лашковой. М., 2019.

Лашкова Л.Л., Якоб С.А. Ознакомление дошкольников с литературным наследием ХМАО — Югры в условиях реализации ФГОС ДО // Вестник СурГПУ. 2018. № 1 (52). С. 48—54.

Постановление правительства ХМАО — Югры Государственная программа «Развитие образования в ХМАО — Югре на 2018—2025 годы и на период до 2030 года» URL: https:// depobr-molod.admhmao.ru/gosudarst- vennye-programmy/.

Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на период до 2025 года. URL: https:// admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty- gubernatora/223562/.

Якоб   С.А.,   Лашкова   Л.Л.   Формирование ценностного   отношения к культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста: Моногр. / Под науч. ред. Л.Л. Лашковой. М., 2019.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению