При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Котова К.С., воспитатель, детский сад № 77 «Бусинка»;
Филиппова А.Р., канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО — Югра
Организация современного педагогического процесса в детских садах требует от педагогических коллективов проектирования своеобразной социокультурной среды, которая позволила бы ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Один из важнейших принципов государственной политики и правового регулирования отношений в образовании, зафиксированных в Федеральном законе
«Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ, — «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей...». Выполнение всего этого возможно при условии, если воспитанники ДОО станут активными участниками реализации данной стратегии.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых — от того, как устроена среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, от того, чем наполнено образовательное пространство и является ли ребенок субъектом проектирования пространства и образовательной среды своего развития. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, служит источником его знаний и социального опыта. Принципиально важный момент для развития ребенка — понимание того, в какое культурное пространство он включен.
Культурное пространство, по мнению ученых (А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Атарова, М.С. Новиков, В.А. Новицкая, Р.И. Яфизова), — система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в много образных продуктах культурной практики. Каждое культурное пространство — развивающаяся система, организованная и воспринимаемая человеком, живущим в данном пространстве.
Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определяет культурное пространство России как состоящее из двух аспектов:
— культурное наследие народов РФ, т.е. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социокультурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения;
— часть культуры, находящаяся в социально-экономическом обороте потребления населения в виде культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства.
Современное культурное пространство представлено для ребенка разными потенциальными смыслами [2]:
— пространство детской культуры, субкультуры, деятельности, определяющее своеобразие индивидуального культурного опыта ребенка;
— лучших образцов культуры (искусства, литературы), которые выступают содержанием процесса вхождения в мир культуры, развития и самореализации в процессе ее освоения обществом;
— родного края ребенка (города, поселка) как образца культуры, представленное традиционной культурой коренных народов и всех жителей региона;
— детской массовой культуры, представленное детскими игрушками, книгами и магазинами;
— семьи и детского сада, имеющего свои культурные особенности;
— пространство группы детского сада, где непосредственно организуется жизнедеятельность ребенка и образуется особая предметно-пространственная среда.
Таким образом, проектируя социокультурную среду ДОО, по мнению А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, необходимо учитывать ряд условий [2]:
— проектирование социокультурной предметно-пространственной среды детского сада должно осуществляться с учетом интересов детей, их склонностей и предпочтений;
— расширение культурного пространства за счет межкультурной коммуникации и взаимодействия со сверстниками, проживающими в разных частях города, региона и др.;
— создание методического комплекса, обеспечивающего включение дошкольников в проектирование социокультурного пространства образовательной среды своего развития;
— разработка и реализация комплекса диагностических методик по выявлению мотивации к развитию, изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры детей.
Совершенно очевидно, что проектирование социокультурной среды невозможно без грамотного управленческого воздействия и правильно созданных организационно-управленческих условий. Такие авторы, как К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, P.M. Чумичева, изучали функции управленческой деятельности, ее механизмы и технологии реализации.
Так, по мнению Л.М. Денякиной, организационно-управленческие условия определенным образом упорядочивают управленческое взаимодействие и оптимизируют организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
Организационно-управленческие условия включают в себя две основные функции: организационная роль (интеграция, объединение и дифференциация, разделение) и содержание управленческой деятельности (прогнозирование и планирование, организация, активизация (мотивация, стимулирование), контроль, координация, регулирование, исследование).
К организационно-управленческим условиям проектирования социокультурной среды в условиях ДОО ученые относят:
— создание благоприятной среды для развития и образования дошкольника (в нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания);
— становление гуманных отношений между участниками педагогического процесса, основанных на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми (основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек — человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. Ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение);
— мотивирование людей на совместную деятельность (само по себе включение в ситуацию совместной деятельности, как правило, не создает достаточной мотивации к общению, такая деятельность должна строиться с учетом мнения партнера);
— координирование взаимодействия между сотрудниками ДОО (оперативное руководство текущей деятельностью, постановка и распределение задач между сотрудниками, повышение эффективности деятельности детского сада);
— установление связи с общественностью (она поможет поднять рейтинг учреждения, создать определенный имидж);
— мотивирование родителей на взаимодействие с педагогами (аргументированно и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника);
— планирование деятельности ДОО (изучение будущего и набросок плана действия, цен тральное звено любой деятельности — включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов);
— координация и контроль педагогического процесса;
— формирование управленческой культуры администрации ДОО;
— систематическое повышение профессиональной квалификации своей и сотрудников ДОО;
— владение способностью педагогического анализа (для управления образовательным процессом необходимо иметь систему получения информации о его результативности, чтобы видеть отклонения или положительную динамику в этом процессе, или осуществлять корректировки образовательных или управленческих целей и путей их достижения).
Подробнее остановимся на трех организационно-управленческих условиях проектирования социокультурной среды ДОО. Важным, на наш взгляд, условием выступает формирование управленческой культуры администрации. В управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует прежде всего содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. В данном аспекте управления можно рассматривать готовность руководителей ДОО к проектированию социокультурной среды.
Каждый профессиональный руководитель должен определить модель проектирования социокультурной среды развития ребенка в условиях современной ДОО. В основном она представляет собой взаимодействие внешних и внутренних компонентов, содержательно связанных между собой.
Второе условие — анализ и обогащение социокультурной предметно-пространственной среды и социально-технических условий в ДОО. Правильно организованное социокультурное пространство должно включать компоненты развивающей предметно-пространственной среды для игровой, поисково-исследовательской, познавательной и творческой деятельности, специально организованное пространство для реализации детских культурных практик, вовлечение родительской общественности в жизнь группы.
Социокультурная среда детского сада, в чем непосредственно находится ребенок, во многом определяет его эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром. Целостными и гармонично сочетающимися по цвету, стилю, материалам должны быть предметы, мебель, оборудование, все то «внутреннее пространство», которое окружает ребенка в течение всего дня пребывания в детском саду. Это среда, по мнению Е.Д. Висангириевой, состоящая из предметов, вещей, знаков, образов, отношений, где воспроизводятся культура и индивидуальный опыт ребенка [1].
Анализ научной литературы (И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова и др.) позволяет сделать вывод об основных приоритетах в проектировании социокультурной среды в ДОО, которые проявляются:
— повышением требований к личности педагога, выступающего инициатором, организатором интенсивного освоения художественно-творческой деятельности, ее результаты становятся «позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка»;
— личностностноориентированной направленностью, когда изыскиваются новые способы равноправного сотворчества взрослого и ребенка через вовлечение детей в обсуждение целей, средств, результатов деятельности, понимание значимости каждого участника коллективного творчества, положительную оценку результатов деятельности [3].
О.Ю. Филлипс предлагает следующий алгоритм организационно-педагогической деятельности руководителя дошкольного учреждения по проектированию пространственной среды, включающий несколько этапов:
— диагностический — заключается в анализе состояния организации среды в дошкольной организации;
— целеполагающий — предполагает определение целей и задач по созданию пространствен ной среды на основе психолого-педагогических требований, составление плана работы;
— конструктивно-исполнительский — отбор средств достижения целей организации среды, координация и регулирование деятельности всех участников педагогического процесса для достижения поставленных целей;
— аналитический — состоит в анализе и оценке результатов деятельности исполнителей, достижении целей [7].
Третье условие — мотивирование педагогов и родителей к совместной деятельности. Само по себе включение в ситуацию совместной деятельности, как правило, не создает достаточной мотивации к общению, она должна строиться с учетом мнения всех участников образовательных отношений. В данном аспекте можно рассматривать готовность педагогов ДОО к проектированию социокультурной среды как всего детского сада, так и конкретной группы.
В формировании готовности
педагогов ДОО к созданию социокультурной среды можно выделить несколько компонентов:
— создание условий для формирования мотивации педагогов к деятельности по освоению и апробации новых форм, видов и содержания деятельности по проектированию социокультурной среды детского сада;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах проектирования социокультурной среды (курсы повышения квалификации), разработка новых подходов (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ);
— внедрение в практическую деятельность новых подходов и технологий к проектированию социокультурной среды.
Необходимо отметить важность учета организационно-методических условий становления психолого-педагогической компетентности родителей, выделенных А.В. Гилеевой, Я.Э. Неверовой, в вопросах проектирования социокультурной среды детского сада:
— формирование готовности родителей к личностному развитию и самосовершенствованию;
— включение родителей в систематические коллективные формы просвещения, позволяющие организовать общение, сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, а также способствующие развитию мотивационной готовности к самовоспитанию, познавательной активности;
— предоставление максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы и организация реального участия родителей в процессе обучения;
— сотрудничество специалистов и родителей [4].
Итак, создаваемые в детском саду организационно-управленческие условия упорядочивают управленческое взаимодействие, оптимизируют организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития процесса проектирования социокультурной среды ДОО.
Литература
1. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07: Ростов-н/Д., 2003.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультуный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 6—11.
3. Лыкова И.А., Кожевникова В.В. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели // Детский сад: теория и практика. 2017. № 9. С. 6—23.
4. Неверова Я.Э., Гилеева А.В. Организационно-методические условия становления психолого-педагогической компетентности родителей // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 9 (24).
5. Протасова Е.Ю., Лыкова И.А. Организация образовательной среды ДОУ // Управление ДОУ. 2012. № 3. С. 28—32.
6. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка // Детский сад от А до Я. 2016. № 4. С. 6—17.
7. Филлипс О.Ю. Организация художественно-эстетической пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении // Педагогическое образование и наука. 2008. № 1. C. 16—19.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle