• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация и проведение занятий по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2022
В статье говорится об актуальности изучения вопроса организации и проведения занятий по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста. Проведен анализ этапов методики обучения плаванию в дошкольных образовательных организациях Организация и проведение занятий по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста

Медведева Т.А., инструктор по физической культуре;

Битько О.А., Быкова А.Н., воспитатели ГБОУ Школа № 2109, дошкольное отделение, Москва

Развитие и совершенствование функций опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с улучшением функций внутренних органов и систем.

Актуальность избранной темы        обоснована    несколькими факторами. Во-первых, оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта — освоения водной среды, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Во-вторых, методика физического воспитания предусматривает основные требования и правила обучения, организацию и проведение занятий по плаванию в ДОО, обеспечение мер безопасности и выполнение необходимых санитарно-гигиенических правил. И третий немаловажный фактор — необходимость поэтапного формирования соответствующих навыков плавания у детей дошкольного возраста, и в качестве его основы возможно использование системы упражнений и игр, поскольку ведущая деятельность детей игровая.

В настоящее время в России имеется немало различных методик по развитию плавательных навыков и решению задач оздоровления дошкольников — это разработки В. Васильева, Т. Осокиной, Д. Мосунова, Н. Булгаковой, И. Большаковой и многих других специалистов в данной области.

Обучение плаванию в детских дошкольных учреждениях начинается с четвертого года жизни ребенка. Обычно за основу берется программа Т. Осокиной.

Обучение дошкольников организуется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом двигательной активности и отдыха детей.

Основная цель обучения плаванию — оздоровление дошкольников, их закаливание, обеспечение всесторонней физической подготовки на возрастной ступени дошкольного периода, что является актуальным на сегодняшний день. А между тем учеными и методистами подтверждено благотворное влияние плавания на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что улучшает терморегуляцию, сон и повышает работоспособность. Помимо этого, разностороннее и гармоничное развитие всех групп мышц ребенка, а также формирование правильной осанки средствами плавания способствует правильному физическому развитию, в связи с чем рекомендуется для детей дошкольного возраста.

Данные факторы подтверждают актуальность нашей темы и необходимость ее детального рассмотрения.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод обучения. Игра — часть занятия, она не случайна, напротив — повышает эмоциональное состояние, помогает дошкольнику устранить чувство боязни воды, неуверенность. Основная задача игры — овладение элементами техники плавания, их закрепление, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно — от простых к сложным. При этом ранее изученные игры чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей — это еще и большая радость.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность. При обучении плаванию сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм влияет на достижение положительных результатов. Воспитатель доходчиво должен объяснять упражнения, чтобы дети достаточно хорошо усвоили, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше).

Кроме   того, после   разбора занятий и оценки выполнения упражнений у детей также повышается уровень сознательности и активности в выполнении заданий. В качестве отправных установок, регламентирующих проведение занятий по плаванию, сформированы принципы систематичности, последовательности, преемственности. Упражнения должны постоянно меняться — от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе задачи обучения не будут решены. Следует помнить, что доступность заданий для детей дошкольного возраста предполагает выполнение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил.

Последовательность в переходе от привыкания к воде во время несложного передвижения по дну к разучиванию различных плавательных движений — главное условие обучения детей. В работе обязателен индивидуальный подход в обучении, поскольку организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп. Необходимо учитывать задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию отводится воспитателям групп, работающим в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания, знакомят с правилами поведения в бассейне, учат быстро раздеваться и одеваться. Воспитатель и его помощник перед образовательной деятельностью по плаванию проверяют наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогают им подготовить все необходимое к проведению занятий. Таким образом, при организации плавания в бассейне важна роль всех участников данного образовательного процесса.

В методике обучения плаванию детей дошкольного возраста принято выделять четыре этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методик.

Первый этап (ребенок 3—4 лет) — ознакомление со свойствами воды, плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо получить в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Второй (4—5 лет) — приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, обучение выдоху в воду, которое необходимо осуществлять в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Третий (6—7 лет) дети должны уметь проплыть 10—15 м способом «кроль на груди» на мелкой воде.

Четвертый этап (старший дошкольный и младший школьный возраст) — усвоение и совершенствование техники плавания на глубокой воде, несложных поворотов, разучивание движений ног и рук, изучение способа плавания в целом.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод. Использование подвижных игр позволяет сохранить радость на протяжении всего занятия. Игровой метод приносит заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разные исходные положения.

Особое место в дошкольном возрасте занимает сюжетная игра, способствующая развитию воображения ребенка. В ней можно изображать сказочных героев, животных и т.д. Кроме того, в обучении плаванию должны использоваться образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений («раки», «черепашки», «крокодилы», «морской паровоз» и т.д.). Эти образы помогают создать реальные представления о выполнении движения, облегчают овладение им.

Начальный      период           обучения (привыкание к воде) у детей старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность и постепенность выполнения плавательных движений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп. Таким образом, обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности ЦНС, не только предупреждает заболевания, но и лечит. Помимо этого, плавание развивает в организме симметрию, координацию и выносливость, стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.

Литература

Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М., 2001.

Нечунаев И.П. Плавание. М., 2012.

Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М., 2013.

Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М., 1991.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 2000.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению