• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация массовых физкультурных мероприятий в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
03/2023
В статье описан опыт организации массовых физкультурных мероприятий с участием родителей воспитанников. Авторами сделан акцент на организацию и проведение игр-эстафет. Организация массовых физкультурных мероприятий в ДОО

Васильева Е.Ю.,

инструктор по физической культуре МДОО д/с № 210;

Андрияш С.А.,

инструктор по физической культуре МДОО д/с № 110», г. Ярославль

Современное общество с высокими темпами развития требует новых подходов к образованию. Прежде всего это нацеленность на создание пространства, способствующего развитию личности ребенка, инициативы, установлению условий для самореализации. Решение этой задачи предполагает открытость дошкольной организации и расширение образовательного пространства ДОО через взаимодействие с социальными партнерами.

Физкультурно-оздоровительная работа — один из приоритетов в деятельности ДОО. Совместная деятельность социальных партнеров в области физического воспитания дошкольников делает процесс более эффективным, открытым и полным, способствует повышению компетентности педагогов, включению родителей в образовательные взаимосвязи с социокультурной средой, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, педагогов, родителей.

Самым близким и важным партнером являются родители воспитанников. ФГОС ДО одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с ними [5].

Эффективная форма работы по данному направлению — массовые физкультурные мероприятия, в частности физкультурные праздники, которые практически всегда проходят при непосредственном задействовании всех участников образовательных отношений.

Физкультурный праздник — зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни, совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями [1].

Для детей физкультурные праздники — это яркое настроение и возможность почувствовать себя настоящими спортсменами, проявить свои лучшие качества. Такая форма совместной деятельности помогает устанавливать неформальные теплые отношения между родителями, педагогами и детьми. Эффективность данной формы сотрудничества с семьей зависит от грамотной организации педагогами мероприятий.

Цель праздника: популяризация физкультуры и спорта, приобщение к здоровому образу жизни.

Физкультурные праздники позволяют решать широкий круг оздоровительных и воспитательных задач:

— совершенствовать двигательные умения и навыки;

— воспитывать чувство товарищества и умение работать в команде;

— формировать социально-коммуникативные навыки;

— укреплять взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов);

— воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам;

— развивать творческую активность и инициативу;

— формировать положительное отношение и интерес к физкультуре и спорту;

— создавать атмосферу праздника.

Основное содержание физкультурных праздников составляют доступные детям физические упражнения в форме подвижных игр и эстафет.

Этапы организации физкультурного праздника как одной из форм массового физкультурного мероприятия

Физкультурное мероприятие организуется и проводится в соответствии с положением, утверждаемым его организаторами [4].

Предварительный этап

Организаторы разрабатывают положение, в котором определяются условия проведения мероприятия. Оно включает в себя следующие пункты: цель и задачи мероприятия, дата, время и место его проведения, количество и возраст участников, ответственные за подготовку и проведение, порядок подведения итогов и награждения участников.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» «организаторы физкультурных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги» [4].

Педагоги предварительно составляют сценарий, распределяют обязанности и роли, подбирают музыкальное сопровождение, оформляют место проведения, продумывают форму, эмблемы и различную атрибутику, проводят предварительные беседы с детьми по тематике праздника, правилах поведения.

Дети под руководством педагогов готовят показательные выступления, конкурсы, разучивают стихи, рисуют плакаты.

Родители (законные представители) воспитанников также могут принять активное участие в подготовке. Например, нарисовать плакаты, изготовить эмблемы, выучить кричалки болельщиков.

Основной этап

Непосредственное проведение массового физкультурного мероприятия, его длительность определяется возрастом участников, а также их психическими и физическими возможностями.

Примерный план мероприятия:

— торжественный вход (парад) участников;

— показательные выступления;

— разминка;

— эстафеты и конкурсы;

— награждение (объявление победителей, вручение призов и подарков);

— заключительный парад участников.

При подготовке и проведении массовых физкультурных мероприятий для детей дошкольного возраста важно:

— продумать, чтобы все дети были вовлечены в действие с учетом их индивидуальных особенностей;

— рационально распределить физическую нагрузку (чередование игр и соревнований с высокой физической и эмоциональной нагрузкой с упражнениями на снятие напряжения);

— обеспечить оптимальную двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым детям;

— для поддержания интереса детей к мероприятию используются как знакомые игры и упражнения, вызывающие у них положительные эмоции, так и сюрпризные моменты (персонажи, новые способы выполнения игровых заданий, музыкальное сопровождение);

— недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.

Заключительный этап

Кульминация любого праздника — сюрпризный момент. Его содержание зависит от тематики праздника и возраста участников, но самое главное — завершение должно быть радостным и торжественным. Всем детям, участвовавшим в мероприятии, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки). По окончании мероприятия можно оформить фотовыставку, выставку рисунков детей.

Физкультурно-массовые мероприятия, проводимые в детском саду, отличаются по составу участников, двигательному содержанию, месту проведения, характеру используемого оборудования. Но они всегда требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и активного участия родителей.

Важный момент при организации и проведении массовых физкультурных мероприятий — обеспечение безопасности участников. Ответственность за это несут организаторы мероприятий. «В случае, если организаторами физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия являются несколько лиц, распределение прав и обязанностей между ними в отношении такого мероприятия осуществляется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии. Если иное не предусмотрено указанными документами, организаторы физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия несут солидарную ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам» [4]. Безопасность участников обеспечивается в соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья детей при проведении физкультурных занятий и мероприятий.

Игры-эстафеты принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, так как ориентируют их на достижение определенной цели. Дети любят их за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности: быстроту, ловкость, находчивость, умение преодолевать препятствия [7].

Цель игр-эстафет — развитие ловкости, скорости и четкости движений, сообразительности, выдумки, умения преодолевать препятствия.

В ходе игр у детей формируются положительные нравственно-волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими [8].

Организация игр-эстафет требует соблюдение определенных условий. Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных Программой, т.е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости. В процессе игр-эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.

При правильном педагогическом руководстве игрой-эстафетой дети учатся уступать, следовать требованиям, предъявляемым ко всем, уметь тормозить свои капризы и желания, у них воспитывается воля. Помимо этого, можно стимулировать творческую активность детей и направлять первые попытки их творческих поисков в подвижных играх.

Успешной организации игр-эстафет с дошкольниками способствует соблюдение ряда условий.

1. Для проведения эстафет необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание, так как в играх-эстафетах снижается качество выполнения движений и повышается вероятность травм. Успешное выполнение движений вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки. С появлением у детей критического отношения к успехам и неудачам, умения устанавливать их причины, с развитием чувства уважения к «сопернику» возможно включение коллективного соревнования и на более ранних этапах обучения.

2. Учет уровня развития движений, психологической и особенно эмоционально-волевой характеристики формирующегося навыка, при воспитании у детей чувства ответственности перед своими товарищами, уважения к достижениям команды «противника».

3. На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений, постепенно увеличивая скорость.

4. Объяснение эстафет должно быть очень кратким, четким, понятным.

5. Усложненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных правил.

Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, поскольку внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.

Требуется учет условий и места проведения игры-эстафеты: размеры зала или площадки, наличие инвентаря, время года.

В прохладную погоду проводятся игры-эстафеты, в которых все дети (по нескольку человек) одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение и уменьшить время ожидания. Зимой в игры-эстафеты необходимо включать игровые задания с санками, лыжами, снежками и др. В сырую погоду не следует проводить игры-эстафеты на улице, так как дети, болея за игроков своей команды, переживают и кричат — это может спровоцировать простуду.

В жаркую погоду проводятся игры-эстафеты спокойного характера, малой и средней подвижности, исключающие опасность перегревания.

При подборе игр-эстафет для улицы нужно учитывать наличие на площадке спортивных снарядов, естественные условия. Таким образом, главное требование при подборе двигательных заданий для игр-эстафет — соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

Перед проведением игры-эстафеты требуется подготовить площадку:

— обозначить линию старта; линию поворота (не менее чем в 1,5 м от стены);

— подготовить необходимый инвентарь для эстафет (мячи различных размеров, палки, кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т.п.). Он должен быть безопасным и ярким, заметным в игре, а его размер и масса должны соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей;

— подготовить места для «болельщиков» — детей, не принимающих участия в игре (как правило, зрителей рассаживают на гимнастические скамейки, поставленные вдоль длинной стороны зала);

— отметить места для построения команд.

Подготовка к эстафетам проходит заранее. Перед проведением игр-эстафет педагогу необходимо выучить их правила, последовательность движений в каждой игре-эстафете, познакомить со сложными сочетаниями движений в игре, продумать способ построения участников.

При организации игровых эстафет важно соблюдать следующие правила:

— количество игроков в командах должно быть равным (в том числе мальчиков и девочек);

— впереди в колоннах должны стоять дети меньшего роста, сзади — большего;

— забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает;

— игра начинается по условному сигналу;

— раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается;

— заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал;

— независимо от окончания игры одной командой она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки команды;

— результат подводится по количеству заработанных очков;

— за каждую ошибку в ходе игры начисляется штрафное очко;

— побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой) [8].

Например, за положительные нравственные проявления команде начисляется очко. В случае умышленного нарушения правил, проявления грубости, нечестности команде назначается штрафное очко или снимается выигрыш, но при этом надо объяснить, что хороший результат с нарушениями правил не приводит к победе [8].

Руководство процессом игры. Во время проведения эстафеты педагог подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания, следит за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Взрослый делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!» Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие.

Надо обеспечить оптимальные нагрузки каждому ребенку, учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочувствие.

Нагрузка в эстафетах дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки. Можно увеличивать перерывы между эстафетами, сокращать дистанции для пробежек, уменьшать число игровых заданий в последующих эстафетах, менять уставших детей на запасных игроков и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры, усложняя задания.

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:

— увеличение количества препятствий в игре;

— изменение последовательности выполнения заданий;

— способа выполнения задания;

— величины и веса предметов;

— введение дополнительных движений;

— усложнение правил;

— взаимоотношений между детьми (передвижение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);

— изменение исходного положения на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.).

По окончании игры подводятся итоги и оценка игры-эстафеты. Воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей.

Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда- победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично. Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, желательно провести ритуал рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты должны приносить детям радостные переживания [2].

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам, формировании у них физических качеств и повышении интереса к занятиям физической культурой.

Литература

1. Бочарова Н.И. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду. Новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

2. Игры-эстафеты как средство развития физических качеств и эмоционально-положительного отношения и интереса к занятиям физической культурой. URL http://anapadskolobok.ru/docs/PedMaterials/Igri-estafeti.pdf.

3. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М., 1987.

4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Российская газета. 2007. 8 декабря.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.

6. Основные особенности физкультурно-массовых мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях. URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3bd78a4d53a89421216d37_0.html.

7. Спортивно-массовые мероприятия в ДОО. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/12/18/sportivno-massovye-meropriyatiya-v-.....

8. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя / Сост. Э. Найминова. Ростов-н/Д., 2001.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению