• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
09/2022
В статье раскрываются значение обеспечения интегрированного подхода в обучении, организационные и методические условия подготовки и проведения занятий с детьми по математическому развитию Организация математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода

Лаптева Т.В.,

старший преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного образования;

Шестакова И.С.,

студентка 4 курса бакалавриата, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва

На современном этапе определения подходов к дошкольному образованию понятие комплексности тесно переплетается с понятием «интегративность в обучении». Существуют разные подходы в их раскрытии, отражающихся в существующих формах организации образовательной работы с детьми. Большинство исследований раскрывают особенности проведения интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на познавательное развитие ребенка (Ю.К. Бабанский, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, М.М. Поташник, Г.П. Шевченко).

Так, Г.Н. Сидорук рассматривает интеграцию как метод активного обучения ребенка, поисковую деятельность, направленную на развитие творческой и познавательной активности ребенка.

Интегрированное занятие строится как занятие, на котором происходит соединение математических представлений и конструирования, при этом уже имеющиеся математические знания закрепляются, уточняются и расширяются в продуктивном виде деятельности, при этом знания лучше осмысливаются детьми. Происходит раскрытие темы занятия на материале математики и конструирования, происходит поиск связей и отношений между предметами, явлениями, свойствами и качествами предметов и явлений окружающего мира.

В качестве интегрирующих факторов, выделенных Г.Н. Сидорук, выступают:

— тема занятия;

— цели и задачи занятия;

— игра (например, в строителей);

— определение ключевого понятия (например, «дом»), т.е. компонентов содержания объединены жизненным контекстом — постройкой дома.

Таким образом, в процессе проведения интегрированных занятий по математике и конструированию происходит формирование познавательной активности ребенка, используются элементы проблемного обучения.

Н.С. Лейтес определяет интегрированное обучение, как такое, которое происходит на основе междисциплинарного подхода и направлено на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка. Исследованияя В.С. Безруковой, М.Н. Берулава, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова об интеграции содержания образовательной работы с детьми дошкольного возраста основываются на теории педагогической интеграции. Ими предложены различные технологии интегрированного обучения.

Интеграция является процессом, который приводит к отношению взаимосвязанности знаний из различных сфер дошкольного образования для обеспечения целостности образовательного процесса. Интеграция по словарю Д.Н. Ушакова — это объединение в целое каких-либо частей той или иной деятельности.

Интегрированные занятия появились еще в 1973 г., но уже не как новшество современной педагогики, а как давно существующий вид занятий. Изменение системы дошкольного образования по причине принятия ФГОС ДО заключалось в пересмотре содержания, методов и форм занятий с детьми, которые были заложены и определены в теории и на практике. Согласно ФГОС ДО, определена комплексность подхода к построению образовательной работы с детьми дошкольного возраста, направленная на обеспечение развития ребенка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии [3].

Руководителю и педагогу ДОО необходимо более четко иметь представления о построении образовательной работы с детьми в контексте определения комплексности и интегративности.

На настоящий день, интегрированный подход к дошкольному образованию заключается:

— в реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;

— осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития;

— усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция);

— взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

— синтезе видов детской деятельности;

— внедрении интегрированных форм организации обучения: интегрированных занятий, циклов занятий, тематических дней и др., имеющих сложную структуру.

Таким образом, интеграция рассматривается как более объемное понятие, в котором комплексность заложена внутри. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса. Иными словами, ребенок «целостен» и формирование у него целостной картины мира должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Следовательно, организация образовательного процесса в условиях ДОО рассматривается как единство содержательных и процессуальных сторон (содержательных: знаний, умений и навыков; процессуальных: способов и форм организации, средств, приемов и методов). Обучение дошкольников, конечно, обязательно должно присутствовать в образовательном процессе детского сада, но формы должны быть адекватные психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д.

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире интеграция и комплексность становятся ведущей закономерностью, основной тенденцией развития всех сфер социума, включая образование.

Устанавливая связи между содержанием, необходимо обратить внимание на такие области, как математика, обучение грамоте, изобразительная деятельность, музыка, по характеру абстрактности предмета очень схожие. Если в математике рассматривают цифры, то на обучении грамоте — буквы, в музыке — ноты, в изобразительной деятельности — цвета. Они все выполняют функции символов, знаков, по сути, не связанных с самой областью отражения действительности. Как в математике числа и знаки выражают самые разные зависимости и соотношения, так и ноты в музыке могут выражать настроение, эмоциональное состояние человека. Только в музыке и изобразительной деятельности, кроме объективного соотношения музыкального лада и нотного ряда, отражаются еще эмоционально-личностное отношение, вдохновение, душевные порывы, ассоциации, которые усиливают или ослабляют психическое состояние ребенка или направления деятельности. С позиций математической деятельности выделяют категории: множество, отношения, соответствие, число, геометрические фигуры

Идеи интегрированного дошкольного образования в теоретических и практических аспектах нашли отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Н.А. Ветлугиной, О.В. Дыбиной, М.Ю. Картушиной, Т.С. Комаровой, М.А. Михайловой, Н.П. Сакулиной, С.Д. Сажиной, О.С. Ушаковой и др.

По мнению С.Д. Сажиной, интегрированный подход основан на всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира. Выступает ведущим принципом проектирования содержания дошкольного образования, позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках единого целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разнообразных образовательных сферах.

Значимые работы, в которых:

— показана эффективность взаимосвязи интегрированного содержания с направленностью на математическое развитие ребенка дошкольного возраста, осуществляемое в процессе экологического воспитания (Е.С. Демина), ознакомления с художественной литературой и фольклором (Т.С. Шевченко);

— выявлены особенности интеграции математического развития и конструирования (Г.Н. Сидорук);

— отражена взаимосвязь математического и музыкального развития (В.А. Лаптева, В.А. Рылькова) и др.

Разработана специальная программа по развитию математических представлений, основанная на генетическом подходе к развитию математических и экологических представлений, основой, которой является включение воспитанника в самостоятельную исследовательскую деятельность (М.Д. Большакова, И.И. Целищева).

Результатом интеграции образовательных областей выступает более заинтересованное, личностно значимое и осмысленное восприятие знаний, усиливающих мотивацию, позволяющих эффективнее использовать время образовательного процесса.

Интеграция содержания образовательных областей позволяет избежать повторов, которые возможны при изучении материала разрозненных, отдельных разделов, а также проектировать содержание предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования. Следует отметить, что интегрированный принцип организации освоения содержания не нарушает целостность и собственную внутреннюю логику освоения каждой из областей знаний, а существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению [8].

Интеграция интеллектуальной и физической нагрузки может быть осуществлена в процессе выполнения физической деятельности с математическим содержанием:

— сравнивать объекты по величине (ленточки, кубики, чашечки);

— ориентироваться в пространстве (к примеру, дошкольнику необходимо найти, какая картинка находится справа, а какая слева).

При закреплении количественного счета, дети могут выполнить разные упражнения такие, как «Присядь пять раз», «Подпрыгни на левой ноге 3 раза, на правой 5 раз», эстафета «Отнеси в синий обруч 10 зеленых шаров, а в красный обруч 5 желтых». Дошкольники, вместе с физической нагрузкой способны параллельно думать и размышлять.

Формирование элементарных математических понятий напрямую связано с речевым развитием, так в ходе процесса интеграции реализуется практическое освоение воспитанниками лексических и грамматических категорий и отрабатывается верное произношение звуков. Формируется специальный словарь математических терминов (к примеру, «множество», «счет», «задача», «величина», «форма» и др.). И кроме того, возможно осуществление специальной речевой среды, которая предоставляет детям образцы речи (речь педагога, художественное слово) и позволяет развивать собственную речь. В процессе формирования математического словаря предполагается и постепенное осваивание новых понятий.

У дошкольников формируется умение:

— распознавать величины предметов, сравнивать их, используя слова «уже — шире», «ниже — выше», «тоньше — толще»;

— в различении изменений общего объема «меньше — больше», «маленький — большой»;

— в нахождении наиболее сложных ориентировок в величине различных предметов «высокий», «пониже», «очень низкий»;

— в освоении существительных, обозначающих форму предметов, геометрических фигур «квадрат», «круг», «овал», «треугольник» и др.;

— в пространственных отношениях и временных обозначениях «утро», «день», «вечер», «ночь», «медленно», «быстро», «сегодня», «завтра», названия дней недели и месяцев [8].

Знакомство с различными литературными произведениями и небольшими формами фольклора содействует развитию у дошкольника представлений о спецификах разных качеств и отношений. Данные качества и отношения можно заметить и в обществе — это развивает осознание и воображение детей, обогащает эмоциональное состояние, дает образцы живого русского языка.

Различные произведения, могут также поспособствовать и формированию представлений о количественных связях, частей суток, дней недели, времен года, величин и ориентации в пространстве, к примеру, сказки «Четыре сестры» (авт. В. Сухомлинский), «Хранители недели» (авт. Т. Вяткина). При прочтении художественных произведений и составлении не очень больших рассказов, необходимо обращать внимание на количество частей какого-либо произведения. Например, что сказка состоит из четырех таких частей как присказка, зачин, развитие действий и концовка. Пример зачина: «Жили-были...»; «В некотором царстве, в некотором государстве...». Пример присказки: «Жил-был царь, у него был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?». Концовка — традиционное завершение сказки. Например, «и жили они долго и счастливо...».

В любой сказке присутствует целый ряд математических понятий. Например, в после прочтения сказки «Колобок» можно отработать понятие «шар» и «форма», «Теремок» — «треугольник» и «фигура», в сказках «Репка» и «Рыбалка» — понятие «счет», «Гуси-лебеди» понятие «величина – длинная, короткая». Сказки знакомят с количественным и порядковым счетом, основами арифметических действий.

Математика проникает в «Художественно-эстетическое развитие» и помогает решать задачи своими методами и приемами (поделки из пластилина, конструирование из геометрических фигур, аппликации). Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более подробно запомнить, прочувствовать определенные математические понятия. Обращается внимание, на сколько частей, какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. При рисовании обращаем внимание детей на расположение предметов, где нужно изобразить объект — слева, справа, снизу, сверху, сколько частей у предмета.

На занятиях по музыке математика проявляется через реализацию музыкально-дидактических игр. Музыкальные подвижные игры способствуют закреплению знания цвета, формы предметов и ориентировки в пространстве, к примеру: в игре «Найди свою рукавичку» дети дошкольного возраста закрепляют цвета, либо величины, в игре «Интересный квадрат» — форму. Дети узнают, что звуки бывают длинными и короткими, высокими и низкими. Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, развиваются и закрепляются через музыкальный материал [4].

Освоение математических представлений осуществляется и в социально-коммуникативном развитии, т.е. в повседневной жизни дошкольников. Так, например, во время обеда обращаем внимание детей на то, что тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, количество расставленной посуды соответствует количеству сидящих детей за столом. Во время прогулки идет наблюдение за живой и не живой природой, сравнение различных объектов, например, «Покажи какое дерево самое высокое, а какое самое низкое», «Хлопни столько раз, сколько у нас горок». Так же обращаем внимание, какое сейчас время суток, время года.

В самостоятельной деятельности детьми используются различные дидактические игры такие как «Геометрическое лото», данная игра вырабатывает способность у детей сравнивать фигуры и находить сходства, игра «Что к чему» учит детей объединять предметы по общему признаку, благодаря игре «Цифры», воспитанники детского сада закрепляют счет. При знакомстве с весами знакомим с измерением массы предметов, полученные знание дети используют в сюжетно-ролевых играх «Продуктовый магазин», «Повар».

Таким образом, интеграция объединяет все виды деятельности детей в детском саду в одно целое, можно заметить, как одна тема перетекает из одной образовательной деятельности в другую, и каждая решает свою триединую цель.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению