При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Герасимова Е.В., старший воспитатель;
Пестова В.А., воспитатель, Школа в Капотне, Москва
Развитие дошкольной образовательной организации зависит от умения руководителей реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной, образовательной сферах.
Отличительная черта современного детского сада — внедрение нововведений в педагогический процесс, а это требует обновления научно-методической работы и ее адаптации к изменяющимся условиям. В свою очередь, это возможно в организации, работающей в режиме развития, где управление научно-методической деятельностью рассматривается как целенаправленный процесс подготовки и включения педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность, повышения их исследовательской компетентности и мастерства с целью достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса (К.Ю. Белая, Т.П. Калодяжная, В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова и др.).
Инновационная деятельность в ДОО — это совокупность отдельных инноваций, каждая из которых может пониматься как отдельный, частный инновационный процесс. Потребность в инновациях возникает, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, создается противоречие между желаниями и реальным результатом.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования, которые влекут за собой обновления дошкольного образования. Важнейшей задачей воспитательно-образовательного процесса стала успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Цель краеведческой программы — воспитание уважения к культурным традициям этносов в условиях поликультурного этнического региона, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой родине.
Существенная сторона организации эколого-краеведческой работы в ДОО — обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического — в работе с педагогическим коллективом; воспитательно-образовательного — в работе с детьми. Каждый из уровней имеет свою специфику. Решая задачи краеведческой программы, рассчитанной на три года (средний, старший, подготовительный к школе возраст), мы следовали дидактическим путем от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному — предлагали начинать ознакомление с родным краем с района, в котором находится детский сад.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками заключается в использовании новых педагогических технологий: игровой, музейной педагогики, метода проектов, домашнего кинотеатра, компьютерных игр и др. Технологичным можно назвать образовательный процесс, если:
— четко поставлены реально выполнимые цели, которые исходят от существующей педагогической ситуации (индивидуальных особенностей детей, уровня их развития, степени освоения каких-либо умений — познавательных, речевых, игровых и т.д.);
— отобраны эффективные сюжетные игры, пути, методы, приемы, формы организации и т.п. для достижения целей;
— конкретен ожидаемый реальный результат;
— можно отследить достижения решения промежуточных задач;
— на основе мониторинга конечного результата можно скорректировать педагогический процесс на более результативное решение поставленных задач (динамичность педпроцесса).
В приобщении детей к экологическому краеведению особенно значимы технологические подходы, основанные на индивидуальном развитии творческого потенциала каждого ребенка в личностно ориентированном педагогическом процессе, на деятельности детей, т.е. подразумевающие деятельностный подход. Актуально использование совокупности методов и приемов, направленных на развитие творческого воображения:
— игровые творческие развивающие ситуации (с использованием игрового персонажа — куклы Ладушки, которая «встречает» детей в эколого-краеведческом центре нашего детского сада), дидактические игры и упражнения, компьютерные игры и др.;
— поисковые вопросы и действия;
— решение логических задач;
— сочинение (художественное описание) загадок, сюжетов, сказок, историй на краеведческие темы;
— «сократовский способ» (методика, построенная на поисковых вопросах, заставляющих более пристально взглянуть на предмет);
— приемы «вхождения» в ситуацию, картину;
— методы развития эмпатии и т.д.
В системе формирования эколого-краеведческих представлений в нашей ДОО используются разные виды детской деятельности: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, прогулки, экспериментирование, пленер, художественно-творческая деятельность, моделирование, работа с книгой, изобразительными материалами, интерактивные формы приобщения детей к музейной культуре и т.д.
Особенности инноваций педагогических технологий в образовательном процессе заключаются в формировании систем знаний на основе интереса детей; положительной мотивации, направленной на достижение в первую очередь культурологических целей; предвосхищении результатов; переводе обучения на продуктивно-творческий уровень на основе единства содержательного функционирования эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер личности ребенка.
Нововведения в ДОО коснулись не только содержания воспитательно-образовательного процесса, использования технологий, форм, методов, приемов, средств, но и организации и управления методической службы.
Для осуществления инновационной деятельности педагоги должны овладеть новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, которые включают следующие умения:
— определять приоритетные направления инновации;
— отбирать содержание инновационной деятельности;
— проектировать реализацию содержания инноваций через применение педагогических технологий;
— описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Концепция современного дошкольного образования предполагает применение моделирования и проектирования в управлении деятельностью дошкольного учреждения. Решая проблему реализации эколого-краеведческой программы, возникшую перед коллективом, методическая служба разработала проект внедрения, цель которого — внедрение в практику работы эколого-краеведческой программы, использование в воспитательно-образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для реализации проекта потребовались изменения в работе с педагогическими кадрами, мотивации участия педагогов, системе контроля и оценке труда. Инновационность данного направления заключалась в нестандартности управленческих решений, стремлении к рационализаторству, отсутствии боязни риска.
Мы шли к следующим результатам проектного управления:
— повышение мотивации педагогического коллектива к самовыражению, самореализации, профессионализма, компетентности, активности педагогов в самообразовании;
— сплочение коллектива;
— тесное сотрудничество с родителями;
— формирование ключевых компетенций у дошкольников (коммуникативных, технологических, социальных, психологических, информационных).
Таким образом, организация и управление инновационным процессом в ДОО способствует достижению качественно более высоких результатов образования.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle