• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация образовательной деятельности с дошкольниками в условиях Лекотеки

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
01/2022
Статья посвящена проблеме создания условий для инклюзивного образования на этапе дошкольного детства, социализации и адаптации детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Авторами представлена модель педагогической практики работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях Лекотеки на базе ДОО. Организация образовательной деятельности с дошкольниками в условиях Лекотеки

Прокопьева О.Ю., учитель-логопед;

Исачкина Т.Н., педагог-психолог МБДОУ д/с № 203 «Непоседы», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает ряд статей, регулирующих вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), закрепляющих их право на получение качественного образования, но особенности развития таких детей зачастую становятся причиной возникновения трудностей их участия в образовательном процессе детского сада. Содержание и формы деятельности по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов организации, составленных на основе законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность с дошкольниками на современном этапе.

Необходимость создания специальной модели инклюзивного образования на базе МБДОУ «Детский сад № 203 “Непоседы”» и поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям с ОВЗ привели наш педагогический коллектив к созданию Лекотеки, в состав которой входят учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители структурных подразделений организации.

Слово «лекотека» (Lekotek) произошло от шведских слов «leko», что значит «игрушка» и «tek» — «собрание», «коллекция». «Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения, социализации, формирования предпосылок к учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки, развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказания психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям)» [2].

Организация образовательной деятельности дошкольников с учетом современных требований к педагогическому процессу предполагает слаженность в работе педагогов и всех специалистов ДОО. В п. 2.11.2 ФГОС ДО зафиксировано: «Коррекционная работа и / или инклюзивное образование должны быть направлены:

1) на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» [3].

В МБДОУ «Детский сад № 203 “Непоседы”» налажено социальное партнерство с организациями г. Чебоксары: Центром психолого-медико-социального сопровождения «Развитие», МБУ «Центр ППМСП “Содружество”», ОУ «Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции», МБОУ «Центр диагностики и консультирования», МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья».

На сайте нашего детского сада создан баннер «Особый ребенок — обычное детство», содержащий сведения о материально-техническом оснащении, нормативно-правовой базе организации образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими ОВЗ и посещающими Лекотеку. В нем же размещена информация о полезных образовательных ресурсах для родителей дошкольников, имеющих ОВЗ. Все специалисты Лекотеки в разделе «Особый ребенок — обычное детство» на личных страничках публикуют практические рекомендации и свои методические разработки.

Наш опыт работы в организации деятельности Лекотеки еще не велик, поэтому в данной статье мы решили поделиться с коллегами своими идеями о перспективах ее работы. Так, мы считаем, что индивидуальному подбору техник на терапевтическом игровом сеансе будут способствовать создание специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) картотеки игр сенсомоторной коррекции — нейрогимнастики. «Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта» [1].

Ознакомление с методикой игровой кинезиотерапии на диагностическом игровом сеансе поможет родителям воспитанников Лекотеки использовать наиболее эффективные методы и оптимизировать взаимодействие со своим ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях семьи. Игры должны быть направлены на развитие моторного контроля, личностно-социального и исследовательского поведения (слухового, зрительного, тактильного, кинестетического), слухоречевого и зрительно-моторного подражания, общения, игровой деятельности и когнитивной сферы ребенка с ОВЗ. Для осуществления непрерывного коррекционно-психологического воздействия необходимо создание электронной библиотеки с методическими рекомендациями и консультациями специалистов.

Видеотека для родителей всех категорий детей с ОВЗ, посещающих Лекотеку, может состоять из учебных, художественных, документальных фильмов, отражающих опыт работы с ними. Это практика позволит эффективно справляться с индивидуальными, личностными и семейными проблемами воспитания дошкольников, имеющих ОВЗ разной степени тяжести.

Арт-терапевтические техники обеспечивают организацию, создание педагогических условий для образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОВЗ. На наш взгляд, необходимо систематическое пополнение развивающей предметно-пространственной среды специальным оборудованием, материалами и инструментами для работы в этом направлении всех специалистов Лекотеки.

Все пространство нашей Лекотеки (кабинеты: интерактивный, психолога и легокабинет, сенсорная комната) задействовано в процессе организованной работы специалистов с приходящими детьми. Воспитанниками Лекотеки на сегодняшний день являются четыре ребенка, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР) и не посещающие детский сад. К условиям эффективной организации образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях Лекотеки относится тщательный подбор специалистами (учителем-логопедом и педагогом-психологом) речевого и наглядного материала. Он подбирается в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы.

Для ребенка с ТНР характерно отсутствие нарушений слуха или интеллекта. Речевые дефекты.

1.           Недостатки лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ниже возрастной нормы, речь наполнена аграмматизмами).

2.           Нарушения звукопроизношения.

3.           Недостатки мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

4.           Недоразвитие фонематического восприятия.

Характерные особенности воспитанников нашей Лекотеки: ребенку сложно зрительно воспринимать целостный образ предмета. Он испытывает трудности в ориентировке в пространстве и в собственном теле. Его внимание неустойчивое, непроизвольное. С трудом сосредотачивают внимание на учебных задачах. Поэтому с ними мы используем следующие стратегии образовательной деятельности:

—          преодоление речевого негативизма;

—          формирование артикуляционной моторики;

—          диафрагмального типа физиологического и речевого дыхания;

—          обучение восприятию и воспроизведению ритмических структур различной сложности;

—          развитие акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр);

—          понимания речи;

—          активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;

—          слоговой структуры слова;

—          фонематического восприятия;

—          формирование и развитие навыков разговорной речи;

—          расширение пассивного и активного словаря (существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения и т.д.);

—          формирование предпосылок к связной речи и ее развитие;

—          усвоение грамматических средств языка;

—          формирование и закрепление правильного звукопроизношения.

К основной организационной форме работы с детьми в условиях Лекотеки относятся индивидуальные встречи, со- стоящие из общения специалиста с ребенком, коррекционно-развивающих игр, фазы свободной игры и специальных упражнений, активизирующих познавательную деятельность ребенка или снимающих психоэмоциональное напряжение — звуки природы, музыкальные произведения и сказки, игры на развитие голоса, динамические паузы (речь с движением), дыхательные упражнения, игры на развитие ритмических способностей (восприятие, воспроизведение ритма).

В перспективе мы планируем проводить интегрированные (когда работают сразу несколько специалистов с одним ребенком) и групповые формы (в которых принимают участие несколько детей у одного специалиста). На наш взгляд, это будет способствовать повышению эффективности обучения детей, имеющих ОВЗ, и стимулировать родителей к использованию методов игрового взаимодействия со своим ребенком в условиях семьи.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.           Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР. URL: http://logoportal.ru/ statya-18172.html.

2.          Корнилаева Л.В. Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Молодой ученый. 2017. № 28 (162). С. 84—86.

3.           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению