• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация предшкольной подготовки будущих первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
04/2022
В статье раскрываются основные положения подготовки будущих первоклассников к школьному обучению; выделены направления данной деятельности; представлен опыт организации предшкольной подготовки будущих первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения Организация предшкольной подготовки будущих первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Лапина Л.Г., зам. директора по УВР, Школа № 20;

Синебрюхова В.Л., канд. пед. наук, доцент, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО — Югра

Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При ее решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребенка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения детей дошкольного возраста начальным школьным умениям и навыкам, таким как элементы письма, чтения, счета. Первый аспект отражает психологическую готовность к школе. Большое количество исследований в данном направлении (М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.П. Ефимова, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что значительная часть детей старшего дошкольного возраста к моменту поступления в школу не достигает того уровня психологической зрелости, который позволил бы успешно адаптироваться к систематическому обучению в школе. Анализ результатов исследований показал, что большая часть авторов указывает на следующие проблемы готовности будущих первоклассников:

—          отсутствие учебной мотивации;

—          низкий уровень произвольности внимания и памяти;

—          неразвитость словесно-логического мышления;

—          неправильное формирование способов учебной работы;

—          отсутствие ориентировки на способ действия;

—          низкий уровень развития самоконтроля;

—          неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие [2; 4; 6; 7].

Бесспорно, учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка — мышлению, восприятию, вниманию, памяти. И чтобы вчерашний дошкольник мог успешно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, авторы указывают на необходимость создания благоприятных условий для вхождения в школьную жизнь.

Многие общеобразовательные учреждения для удовлетворения запросов родителей открывают кратковременные курсы по организации предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, которые нередко включают в себя некоторую часть содержания образовательных программ первого класса начального общего образования. Такие курсы нередко организуют целенаправленную деятельность по обучению будущих первоклассников элементарным навыкам, среди которых приоритетное место занимают: умение писать, считать, производить простейшие вычисления, решать задачи, читать небольшие тексты и др. Такая упрощенная подготовка, по мнению авторитетных ученых и исследователей, затормаживает развитие всех сторон личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника и ученика, а также для освоения содержания программ начального общего образования и достижения планируемых результатов в рамках ФГОС ДО. Поэтому в школу приходят дошкольники читающие, считающие, но имеющие ограниченный сенсорный опыт, не умеющие осуществлять элементарные мыслительные операции, наблюдать и замечать происходящие изменения, проявлять адекватную эмоциональную отзывчивость и др. У будущих первоклассников, как правило, недостаточно развито внимание и образное мышление, умение решать конструктивные задачи, выполнять элементарные речевые творческие задания. Все это приводит к следующим негативным моментам, присущим для такой курсовой подготовки, которые формулируются в виде отрицательных эффектов. Наиболее значимыми стали:

—          готовность к школьному обучению рассматривается как дублирующее пропедевтическое освоение содержания образовательной школьной программы;

—          обнаруживается перегрузка дошкольников узкопредметными знаниями и умениями, которые нередко не осознаются детьми, а усваиваются как заученные факты;

—          возрастает переутомление ребенка, в дальнейшем влекущее за собой ухудшение его здоровья [2; 4—7].

Будущий первоклассник, прошедший такую предшкольную подготовку, поступив в первый класс, первое время (чаще всего до полугода) не испытывает особых трудностей в освоении школьной программы, поскольку содержание учебных предметов, как правило, дублируется и осваивается в привычной для него форме. Однако по мере усложнения программного материала и повышения степени самостоятельности у первоклассников возникают видимые трудности в обучении, которые приводят к негативным последствиям. Нередко выявляются проблемы индивидуального характера: ребенок становится неусидчивым, страдает его речевая деятельность, снижается мотивация к школьному обучению и др. Проблема кроется не в своевременности подготовки ребенка к школе, а в содержании образовательной программы, по которым осуществлялась эта подготовка [1—3; 7].

Исследования В.Н. Аванесова, А.М. Бородич, Л.А. Венгера, Н.Н. Виноградова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и практика показывают, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для правильного развития на данной ступени, и могли подготовиться к школе.

Руководствуясь теоретическими положениями авторов, рассматривающих проблему готовности будущих первоклассников к обучению в школе, учитывая результаты эмпирических исследований, а также опираясь на имеющийся опыт организации данного процесса в условиях школьного обучения [6; 8], педагогический коллектив МБОУ СОШ № 20 разработал образовательную программу «Шаг за шагом», значительно расширившую возможности процесса организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Она сделала доступным его качество на уровне начальной школы и предоставила широкие возможности для минимизации проблем адаптации первоклассников к обучению.

Программа «Шаг за шагом» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами, регулирующими процесс обучения на всех уровнях дошкольного и школьного образования:

—          Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—          Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013

№ 1155);

—          Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373);

—          Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа (стандарты второго поколения), 2011;

—          Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10);

—          Программой для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки детства» (Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева).

Основные задачи программы предшкольной подготовки:

—          обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей при подготовке детей к обучению в школе;

—          формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

—          обеспечение возможности получения дошкольного образования детьми старшего дошкольного возраста из различных категорий семей;

—          создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, обеспечения интеллектуального, личностного, физического развития будущих первоклассников.

На основании выделенных целей и задач образовательной программы предшкольной подготовки были определены следующие функции:

—          охрана жизни и здоровья детей;

—          формирование основ готовности к школьному обучению;

—          обеспечение интеллектуального и личностного развития детей;

—          преемственности дошкольного и начального общего образования.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в нашем образовательном учреждении осуществляется в три этапа: начальный, основной и заключительный. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Начальный этап предусматривает целенаправленную и систематическую работу в трех направлениях:

—          организационно-методическая с педагогами;

—          подготовительно-профилактическая с будущими первоклассниками;

—          консультативно-просветительская с родителями обучающихся.

Учитывая, что психолого-педагогическое сопровождение характеризуется как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого являются решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого, отметим, что всю деятельность на данном этапе проводит созданная в школе медико-психолого-педагогическая Служба сопровождения ребенка и взрослых.

По устойчивому мнению исследователей, предпочтение отдается единству четырех функций деятельности Службы:

—          диагностика сущности возникшей проблемы;

—          информация о сути проблемы и путях ее решения;

—          консультация на этапе принятия решения и разработка плана по нему;

—          помощь на этапе реализации плана решения.

Созданная на базе школы Служба сопровождения осуществляет свою деятельность в двух аспектах: диагностический и консультативно-коррекционный.

Диагностическая работа определяется направленностью Службы сопровождения на углубленное психологическое, физическое и эмоциональное изучение будущего первоклассника на протяжении всего периода подготовки к обучению в школе, выявление индивидуальных его особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии, проводится как с отдельными детьми, так и с группами.

В рамках диагностической работы специалисты Службы сопровождения:

—          изучают психологические и возрастные особенности, выявляют позитивное и негативное влияние условий жизни на развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;

—         составляют диагностический мониторинг физического развития ребенка, его физической подготовленности и работоспособности, контролируют состояние функций общей двигательной активности и органов зрения;

—          выявляют нарушения речи у будущих первоклассников;

—          количество неблагополучных семей и детей группы риска, детей с особенностями развития.

Консультативно-коррекционная работа предполагает индивидуально-ориентированный подход школьного психолога, социального педагога, педагога по здоровьесбережению к личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией Службы сопровождения на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормам, помощь в индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, развитие их индивидуальных способностей, склонностей, становление личности.

В русле консультативного направления специалисты Службы сопровождения осуществляют работу:

—          по формированию ответственности за соблюдение условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития ребенка с проведением групповых и индивидуальных консультаций для педагогов и родителей; участию в мероприятиях психолого-педагогической и методической направленности в рамках реализуемой образовательной программы, организации рабочих и тематических родительских собраний;

—          проведению индивидуальных и коллективных занятий с будущими первоклассниками по проблемам обучения, воспитания и развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т.п.

Реализация выделенных на- правлений обеспечивает возможность получить объективную информацию о будущих первоклассниках и их родителях. Системный подход в организации диагностических процедур обеспечивает получение объективных результатов диагностик, выявление проблем и причин их возникновения, установление логических связей между результатами и условиями работы, а также прогнозирование и проектирование механизмов устранения имеющихся недостатков в деятельности всех участников образовательного процесса.

Важное место на начальном этапе организации подготовки детей дошкольного возраста к школе занимает диагностика.

Мы создали комплекс диагностических материалов, позволяющих реализовать намеченные задачи. Результаты изучения будущих первоклассников заносятся в индивидуальные карты сопровождения ребенка, что позволяет педагогам помочь детям развиваться согласно собственной траектории как на этапе подготовки к школе, так и в адаптационный период обучения в первом классе начальной школы. Важно отметить, что диагностическая работа предполагает использование различных методик и методов изучения личности ребенка, его семьи. Данная диагностика ведется в двух направлениях: индивидуальное и групповое обследование детей, что создает возможность выявить не только степень обученности, но и обучаемости, а также определить проблемы в его развитии и причины их возникновения.

Служба сопровождения организует работу с родителями будущих первоклассников и педагогами, осуществляющими подготовку детей дошкольного возраста к школе. Основные формы организации деятельности взрослых — встречи в узком кругу, беседы со специалистами по интересующим проблемам, тренинги, анализ жизненных ситуаций, круглые столы и т.д. Вся работа, проводимая с исследуемыми объектами или субъектами деятельности, основана на демократическом стиле общения.

Такое построение начального этапа реализации программы предшкольной подготовки позволяет решить поставленные задачи и создать благоприятные условия для качественной работы в дальнейшем.

Основной этап реализации программы «Шаг за шагом» ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста для достижения максимально единого старта.

В рамках программы выделены основные линии подготовки детей к школе: познавательно-речевое, эмоционально-художественное, естественно-математическое и психологическое развитие. Все они реализуются комплексно через организацию видов деятельности дошкольников и систему дополнительного образования.

Отметим, что образовательный процесс строится с учетом результатов диагностики. Основной акцент делается на включение детей в разные виды деятельности. Значительное место отводится игровой, проблемно-творческой, продуктивно-конструкторской деятельности по созданию обстановки сотворчества. В рамках любого вида деятельности создается атмосфера содружества, дети свободно высказывают свое мнение, решают задачи разной степени сложности. Преобладает деятельность, организованная в нетрадиционных формах: веб-путешествия, веб-экскурсии, интерактивные лабиринты и игры и т.д. Любимым видом деятельности детей стали театрализация и проектно-исследовательская, которая организуется, в том числе и с участием обучающихся 3—4-х классов.

Проведение мероприятий предполагает работу с подгруппами из 6—8 чел., в рамках игрового взаимодействия, при помощи которого осуществляется развитие интеллектуальных способностей ребенка. Акцент делается на развитие предпосылок к учебной деятельности.

Также используются самые разные активные и интерактивные формы организации: сюжетная и развивающая игра, дидактические игры за интерактивным столом, игры с перемещением детей по тематическим комнатам, этические и проблемные беседы, слушание авторского чтения, театрализованная игра, взаимодействие в парах и др.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам организация образовательной деятельности будущих первоклассников предусматривает частую смену форм и видов деятельности детей, соблюдение светового и воздушного режима, организацию отдыха и т.д. В ходе реализации содержания программы создается особый эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание освоить новые виды деятельности и др.

Для формирования детского коллектива и привлечения внимания к жизни школы семей будущих первоклассников предусмотрены празднование семейных традиций и традиционных школьных событий, а для воспитания чувства прекрасного — ряд тематических экскурсий, некоторые из них проводятся в виртуальной форме. Умственная деятельность детей чередуется с эмоционально-разгрузочными паузами, дыхательными упражнениями, хороводами и т.д.

В ходе реализации программы выявляются психологические возможности ребенка, повышается его самооценка, растет уверенность в себе. Обобщая, отметим, все это создает благоприятные условия для личностного развития дошкольника и способствует успешности в дальнейшем обучении в школе.

Немаловажную роль в организации образовательной деятельности с будущими первоклассниками играет личность педагога. Такие качества, как профессионализм, педагогический такт, эмпатия, оптимизм, творческая активность, артистизм, культура общения, толерантность, гуманность и др., стали регуляторами профессиональной деятельности педагога групп предшкольной подготовки. Только педагог-профессионал, заинтересованный в развитии отдельно каждого ребенка и всех вместе взятых, может обеспечить полноценное образование будущих первоклассников. Содержание основного этапа предшкольной подготовки также предусматривает консультативно- просветительскую работу с родителями будущих первоклассников. Она осуществляется через создание коллективно-распределенной деятельности детей и взрослых, совместную деятельность педагогов и родителей, через проведение специально организованной консультативно-обучающей работы с участием сотрудников Службы сопровождения. Предпочтение отдается активным и интерактивным методам взаимодействия: деловым играм, клубам общения, тренингам и т.д.

Заключительный этап позволяет диагностировать результаты образовательной деятельности в рамках программы предшкольной подготовки, оценить проведенную работу и спланировать индивидуальную линию дальнейшего развития ребенка на период обучения в первом классе начальной школы.

Существенное внимание уделяется установлению обратной связи с родителями будущих первоклассников, которая проводится в форме анкетирования и организации круглого стола. Данная деятельность носит комплексный характер, задействованы все структуры программы — педагогический состав, ее реализующий, и сотрудники Службы сопровождения ребенка и взрослых. Каждой структурой организуется работа по выявлению и изучению результатов реализации программы «Шаг за шагом» — повторно осуществляется диагностическая работа с будущими первоклассниками и изучается удовлетворенность родителями образовательной программой, условиями ее реализации и личными достижениями ребенка по итогам диагностики.

Все это дает благоприятную основу для констатации положительных сторон образовательной деятельности в рамках программы «Шаг за шагом», выделения недостатков и проведения дальнейшей работы по ее совершенствованию с учетом запросов.

Не остается в стороне и педагогический коллектив, итоговая деятельность которого строится в форме малого педагогического совета с обсуждением результатов и прогнозированием дальнейшей работы в данном направлении.

Обобщая рассмотренный опыт организации предшкольной подготовки будущих первоклассников, отметим, что данный процесс обеспечен нормативной правовой базой, которая обновляется и корректируется; обоснован научно-методологическими и методическими положениями, представленными в научных работах и исследованиях отечественной психологии и педагогики, подкреплен современными результатами деятельности педагогических коллективов, обобщающих педагогический опыт на разных уровнях.

Все это позволяет совершенствовать процесс организации предшкольной подготовки будущих первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения и снижения рисков в реализации образовательных программ подготовки детей старшего до школьного возраста к школьному обучению.

Литература

1.           Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 2—7.

2.           Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. М., 2011.

3.           Белова Е. Ребенок идет в первый класс: Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. 2013. № 8. С. 87—91.

4.           Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., 2012.

5.           Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников. М., 2010.

6.           Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой ученый. 2019. № 35 (273). С.145—149. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/273/62181/. (Дата обращения 24.02.2022)

7.           Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе // Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения. Мат-лы науч.-практ. конф. (24 ноября 2000). Бийск, 2001. С. 76—78.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению