При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Лапина Л.Г., зам. директора по УВР, Школа № 20;
Синебрюхова В.Л., канд. пед. наук, доцент, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО — Югра
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При ее решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребенка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения детей дошкольного возраста начальным школьным умениям и навыкам, таким как элементы письма, чтения, счета. Первый аспект отражает психологическую готовность к школе. Большое количество исследований в данном направлении (М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.П. Ефимова, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что значительная часть детей старшего дошкольного возраста к моменту поступления в школу не достигает того уровня психологической зрелости, который позволил бы успешно адаптироваться к систематическому обучению в школе. Анализ результатов исследований показал, что большая часть авторов указывает на следующие проблемы готовности будущих первоклассников:
— отсутствие учебной мотивации;
— низкий уровень произвольности внимания и памяти;
— неразвитость словесно-логического мышления;
— неправильное формирование способов учебной работы;
— отсутствие ориентировки на способ действия;
— низкий уровень развития самоконтроля;
— неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие [2; 4; 6; 7].
Бесспорно, учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка — мышлению, восприятию, вниманию, памяти. И чтобы вчерашний дошкольник мог успешно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, авторы указывают на необходимость создания благоприятных условий для вхождения в школьную жизнь.
Многие общеобразовательные учреждения для удовлетворения запросов родителей открывают кратковременные курсы по организации предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, которые нередко включают в себя некоторую часть содержания образовательных программ первого класса начального общего образования. Такие курсы нередко организуют целенаправленную деятельность по обучению будущих первоклассников элементарным навыкам, среди которых приоритетное место занимают: умение писать, считать, производить простейшие вычисления, решать задачи, читать небольшие тексты и др. Такая упрощенная подготовка, по мнению авторитетных ученых и исследователей, затормаживает развитие всех сторон личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника и ученика, а также для освоения содержания программ начального общего образования и достижения планируемых результатов в рамках ФГОС ДО. Поэтому в школу приходят дошкольники читающие, считающие, но имеющие ограниченный сенсорный опыт, не умеющие осуществлять элементарные мыслительные операции, наблюдать и замечать происходящие изменения, проявлять адекватную эмоциональную отзывчивость и др. У будущих первоклассников, как правило, недостаточно развито внимание и образное мышление, умение решать конструктивные задачи, выполнять элементарные речевые творческие задания. Все это приводит к следующим негативным моментам, присущим для такой курсовой подготовки, которые формулируются в виде отрицательных эффектов. Наиболее значимыми стали:
— готовность к школьному обучению рассматривается как дублирующее пропедевтическое освоение содержания образовательной школьной программы;
— обнаруживается перегрузка дошкольников узкопредметными знаниями и умениями, которые нередко не осознаются детьми, а усваиваются как заученные факты;
— возрастает переутомление ребенка, в дальнейшем влекущее за собой ухудшение его здоровья [2; 4—7].
Будущий первоклассник, прошедший такую предшкольную подготовку, поступив в первый класс, первое время (чаще всего до полугода) не испытывает особых трудностей в освоении школьной программы, поскольку содержание учебных предметов, как правило, дублируется и осваивается в привычной для него форме. Однако по мере усложнения программного материала и повышения степени самостоятельности у первоклассников возникают видимые трудности в обучении, которые приводят к негативным последствиям. Нередко выявляются проблемы индивидуального характера: ребенок становится неусидчивым, страдает его речевая деятельность, снижается мотивация к школьному обучению и др. Проблема кроется не в своевременности подготовки ребенка к школе, а в содержании образовательной программы, по которым осуществлялась эта подготовка [1—3; 7].
Исследования В.Н. Аванесова, А.М. Бородич, Л.А. Венгера, Н.Н. Виноградова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и практика показывают, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для правильного развития на данной ступени, и могли подготовиться к школе.
Руководствуясь теоретическими положениями авторов, рассматривающих проблему готовности будущих первоклассников к обучению в школе, учитывая результаты эмпирических исследований, а также опираясь на имеющийся опыт организации данного процесса в условиях школьного обучения [6; 8], педагогический коллектив МБОУ СОШ № 20 разработал образовательную программу «Шаг за шагом», значительно расширившую возможности процесса организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Она сделала доступным его качество на уровне начальной школы и предоставила широкие возможности для минимизации проблем адаптации первоклассников к обучению.
Программа «Шаг за шагом» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами, регулирующими процесс обучения на всех уровнях дошкольного и школьного образования:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155);
— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373);
— Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа (стандарты второго поколения), 2011;
— Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10);
— Программой для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки детства» (Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева).
Основные задачи программы предшкольной подготовки:
— обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей при подготовке детей к обучению в школе;
— формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
— обеспечение возможности получения дошкольного образования детьми старшего дошкольного возраста из различных категорий семей;
— создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, обеспечения интеллектуального, личностного, физического развития будущих первоклассников.
На основании выделенных целей и задач образовательной программы предшкольной подготовки были определены следующие функции:
— охрана жизни и здоровья детей;
— формирование основ готовности к школьному обучению;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития детей;
— преемственности дошкольного и начального общего образования.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в нашем образовательном учреждении осуществляется в три этапа: начальный, основной и заключительный. Кратко охарактеризуем каждый из них.
Начальный этап предусматривает целенаправленную и систематическую работу в трех направлениях:
— организационно-методическая с педагогами;
— подготовительно-профилактическая с будущими первоклассниками;
— консультативно-просветительская с родителями обучающихся.
Учитывая, что психолого-педагогическое сопровождение характеризуется как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого являются решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого, отметим, что всю деятельность на данном этапе проводит созданная в школе медико-психолого-педагогическая Служба сопровождения ребенка и взрослых.
По устойчивому мнению исследователей, предпочтение отдается единству четырех функций деятельности Службы:
— диагностика сущности возникшей проблемы;
— информация о сути проблемы и путях ее решения;
— консультация на этапе принятия решения и разработка плана по нему;
— помощь на этапе реализации плана решения.
Созданная на базе школы Служба сопровождения осуществляет свою деятельность в двух аспектах: диагностический и консультативно-коррекционный.
Диагностическая работа определяется направленностью Службы сопровождения на углубленное психологическое, физическое и эмоциональное изучение будущего первоклассника на протяжении всего периода подготовки к обучению в школе, выявление индивидуальных его особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии, проводится как с отдельными детьми, так и с группами.
В рамках диагностической работы специалисты Службы сопровождения:
— изучают психологические и возрастные особенности, выявляют позитивное и негативное влияние условий жизни на развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;
— составляют диагностический мониторинг физического развития ребенка, его физической подготовленности и работоспособности, контролируют состояние функций общей двигательной активности и органов зрения;
— выявляют нарушения речи у будущих первоклассников;
— количество неблагополучных семей и детей группы риска, детей с особенностями развития.
Консультативно-коррекционная работа предполагает индивидуально-ориентированный подход школьного психолога, социального педагога, педагога по здоровьесбережению к личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией Службы сопровождения на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормам, помощь в индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, развитие их индивидуальных способностей, склонностей, становление личности.
В русле консультативного направления специалисты Службы сопровождения осуществляют работу:
— по формированию ответственности за соблюдение условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития ребенка с проведением групповых и индивидуальных консультаций для педагогов и родителей; участию в мероприятиях психолого-педагогической и методической направленности в рамках реализуемой образовательной программы, организации рабочих и тематических родительских собраний;
— проведению индивидуальных и коллективных занятий с будущими первоклассниками по проблемам обучения, воспитания и развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т.п.
Реализация выделенных на- правлений обеспечивает возможность получить объективную информацию о будущих первоклассниках и их родителях. Системный подход в организации диагностических процедур обеспечивает получение объективных результатов диагностик, выявление проблем и причин их возникновения, установление логических связей между результатами и условиями работы, а также прогнозирование и проектирование механизмов устранения имеющихся недостатков в деятельности всех участников образовательного процесса.
Важное место на начальном этапе организации подготовки детей дошкольного возраста к школе занимает диагностика.
Мы создали комплекс диагностических материалов, позволяющих реализовать намеченные задачи. Результаты изучения будущих первоклассников заносятся в индивидуальные карты сопровождения ребенка, что позволяет педагогам помочь детям развиваться согласно собственной траектории как на этапе подготовки к школе, так и в адаптационный период обучения в первом классе начальной школы. Важно отметить, что диагностическая работа предполагает использование различных методик и методов изучения личности ребенка, его семьи. Данная диагностика ведется в двух направлениях: индивидуальное и групповое обследование детей, что создает возможность выявить не только степень обученности, но и обучаемости, а также определить проблемы в его развитии и причины их возникновения.
Служба сопровождения организует работу с родителями будущих первоклассников и педагогами, осуществляющими подготовку детей дошкольного возраста к школе. Основные формы организации деятельности взрослых — встречи в узком кругу, беседы со специалистами по интересующим проблемам, тренинги, анализ жизненных ситуаций, круглые столы и т.д. Вся работа, проводимая с исследуемыми объектами или субъектами деятельности, основана на демократическом стиле общения.
Такое построение начального этапа реализации программы предшкольной подготовки позволяет решить поставленные задачи и создать благоприятные условия для качественной работы в дальнейшем.
Основной этап реализации программы «Шаг за шагом» ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста для достижения максимально единого старта.
В рамках программы выделены основные линии подготовки детей к школе: познавательно-речевое, эмоционально-художественное, естественно-математическое и психологическое развитие. Все они реализуются комплексно через организацию видов деятельности дошкольников и систему дополнительного образования.
Отметим, что образовательный процесс строится с учетом результатов диагностики. Основной акцент делается на включение детей в разные виды деятельности. Значительное место отводится игровой, проблемно-творческой, продуктивно-конструкторской деятельности по созданию обстановки сотворчества. В рамках любого вида деятельности создается атмосфера содружества, дети свободно высказывают свое мнение, решают задачи разной степени сложности. Преобладает деятельность, организованная в нетрадиционных формах: веб-путешествия, веб-экскурсии, интерактивные лабиринты и игры и т.д. Любимым видом деятельности детей стали театрализация и проектно-исследовательская, которая организуется, в том числе и с участием обучающихся 3—4-х классов.
Проведение мероприятий предполагает работу с подгруппами из 6—8 чел., в рамках игрового взаимодействия, при помощи которого осуществляется развитие интеллектуальных способностей ребенка. Акцент делается на развитие предпосылок к учебной деятельности.
Также используются самые разные активные и интерактивные формы организации: сюжетная и развивающая игра, дидактические игры за интерактивным столом, игры с перемещением детей по тематическим комнатам, этические и проблемные беседы, слушание авторского чтения, театрализованная игра, взаимодействие в парах и др.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам организация образовательной деятельности будущих первоклассников предусматривает частую смену форм и видов деятельности детей, соблюдение светового и воздушного режима, организацию отдыха и т.д. В ходе реализации содержания программы создается особый эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание освоить новые виды деятельности и др.
Для формирования детского коллектива и привлечения внимания к жизни школы семей будущих первоклассников предусмотрены празднование семейных традиций и традиционных школьных событий, а для воспитания чувства прекрасного — ряд тематических экскурсий, некоторые из них проводятся в виртуальной форме. Умственная деятельность детей чередуется с эмоционально-разгрузочными паузами, дыхательными упражнениями, хороводами и т.д.
В ходе реализации программы выявляются психологические возможности ребенка, повышается его самооценка, растет уверенность в себе. Обобщая, отметим, все это создает благоприятные условия для личностного развития дошкольника и способствует успешности в дальнейшем обучении в школе.
Немаловажную роль в организации образовательной деятельности с будущими первоклассниками играет личность педагога. Такие качества, как профессионализм, педагогический такт, эмпатия, оптимизм, творческая активность, артистизм, культура общения, толерантность, гуманность и др., стали регуляторами профессиональной деятельности педагога групп предшкольной подготовки. Только педагог-профессионал, заинтересованный в развитии отдельно каждого ребенка и всех вместе взятых, может обеспечить полноценное образование будущих первоклассников. Содержание основного этапа предшкольной подготовки также предусматривает консультативно- просветительскую работу с родителями будущих первоклассников. Она осуществляется через создание коллективно-распределенной деятельности детей и взрослых, совместную деятельность педагогов и родителей, через проведение специально организованной консультативно-обучающей работы с участием сотрудников Службы сопровождения. Предпочтение отдается активным и интерактивным методам взаимодействия: деловым играм, клубам общения, тренингам и т.д.
Заключительный этап позволяет диагностировать результаты образовательной деятельности в рамках программы предшкольной подготовки, оценить проведенную работу и спланировать индивидуальную линию дальнейшего развития ребенка на период обучения в первом классе начальной школы.
Существенное внимание уделяется установлению обратной связи с родителями будущих первоклассников, которая проводится в форме анкетирования и организации круглого стола. Данная деятельность носит комплексный характер, задействованы все структуры программы — педагогический состав, ее реализующий, и сотрудники Службы сопровождения ребенка и взрослых. Каждой структурой организуется работа по выявлению и изучению результатов реализации программы «Шаг за шагом» — повторно осуществляется диагностическая работа с будущими первоклассниками и изучается удовлетворенность родителями образовательной программой, условиями ее реализации и личными достижениями ребенка по итогам диагностики.
Все это дает благоприятную основу для констатации положительных сторон образовательной деятельности в рамках программы «Шаг за шагом», выделения недостатков и проведения дальнейшей работы по ее совершенствованию с учетом запросов.
Не остается в стороне и педагогический коллектив, итоговая деятельность которого строится в форме малого педагогического совета с обсуждением результатов и прогнозированием дальнейшей работы в данном направлении.
Обобщая рассмотренный опыт организации предшкольной подготовки будущих первоклассников, отметим, что данный процесс обеспечен нормативной правовой базой, которая обновляется и корректируется; обоснован научно-методологическими и методическими положениями, представленными в научных работах и исследованиях отечественной психологии и педагогики, подкреплен современными результатами деятельности педагогических коллективов, обобщающих педагогический опыт на разных уровнях.
Все это позволяет совершенствовать процесс организации предшкольной подготовки будущих первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения и снижения рисков в реализации образовательных программ подготовки детей старшего до школьного возраста к школьному обучению.
Литература
1. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 2—7.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. М., 2011.
3. Белова Е. Ребенок идет в первый класс: Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. 2013. № 8. С. 87—91.
4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., 2012.
5. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников. М., 2010.
6. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой ученый. 2019. № 35 (273). С.145—149. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/273/62181/. (Дата обращения 24.02.2022)
7. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе // Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения. Мат-лы науч.-практ. конф. (24 ноября 2000). Бийск, 2001. С. 76—78.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle