При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Авторы:
Соколова Е.А., заведующий;
Шулепова Н.Н., воспитатель, корпус 4, детский сад № 57, г. Люберцы Московской обл.
Одна из базовых ценностей ФГОС ДО — поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада приоритетна. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учет индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, развитие его возможностей на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Педагогам, в связи с этим, требуется творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности как творческого процесса.
Понятие образовательной среды применяется очень широко в самых различных аспектах. Ее создание возможно только там, где происходит овладение разными способами действия. Среда — продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится, и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения.
Образовательная среда, являясь составляющей успешного развития дошкольника, включает в себя комплекс условий, создание которых необходимо в ДОО, и во многом зависит от понимания ее значимости в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами, родителями воспитанников, специалистами, а также управляющими структур разного уровня. При этом каждый участник образовательного процесса вносит свой вклад в деятельность по ее созданию и развитию. Специфика образовательной среды заключается в том, что:
— ребенок там находится ежедневно и довольно продолжительное время;
— в ней организуются разные виды деятельности как по содержанию, так и по интенсивности;
— она информационно насыщена и предполагает разные формы общения. Поэтому можно сказать, что она относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются и количественными и в большей мере качественными показателями.
Для воспитателей важно не только знать о приоритетности создания образовательной среды в ДОО, но и уметь сделать ее и использовать в качестве инструмента влияния на всестороннее физическое и психическое развитие ребенка. По мнению ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии, специально подобранный комплекс условий, включающих в себя такие компоненты, как содержание дошкольного образования, предметно-развивающая среда, предметно-игровая среда с необходимым подбором как игр, так и атрибутов к играм, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей, развивают анализаторные системы, психофизические (силу, ловкость, гибкость, быстроту) и личностные качества (смелость, решительность, веру в свои силы), формируют культуру навыков общения, обеспечивают психологический комфорт детей, являясь незаменимым источником радости.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:
— образовательного потенциала всего пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета их индивидуальных особенностей;
— двигательной активности, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
— различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Созданная в детском саду уникальная среда должна обеспечивать и гарантировать:
— охрану и укрепление здоровья и эмоционального благополучия детей, уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
— создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования, профессиональное развитие педагогов, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
— открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
— создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья [3].
В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного воспитания и образования — поиск путей и средств, ориентированных на развитие личности ребенка. Особое внимание к значимости социально-коммуникативного развития современного дошкольника в образовательном пространстве обусловлено тем, что данный период развития — один из важных.
Это первый период социализации ребенка, приобщения его к культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутри- и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижения своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого [1].
Таким образом, образовательное пространство — это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
Цель создания среды и организации деятельности в ней — воспитание ребенка как субъекта деятельности, т.е. способного самому ставить и решать задачи, отвечать за результаты на своем возрастном уровне развития. Для того чтобы прийти к данной цели следует создать ряд условий, а именно:
— организовать современное образовательное пространство, способствующее самостоятельности мышления и поддерживающее инициативу ребенка, уметь реализовать творческие возможности;
— позволить образовательному процессу быть гибким, функционировать в инновационном режиме, а педагогу реализовывать различные замыслы;
— внести определенные изменения в систему управления ДОО в соответствии с изменением содержания образовательного процесса.
Одни из современных подходов к созданию современного образовательного пространства основываются на деятельностном подходе, который заключается в том, чтобы дошкольник не только получал системные знания об окружающем мире, но и мог добыть их самостоятельно, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений, а для этого он должен знать пути и способы, которым его обучат взрослый.
Немаловажен и принцип целостности образовательного процесса, который предполагает формирование обобщенного системного представления о мире, где знания, умения и навыки будут освоены на максимальном для каждого ребенка уровне с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Компонентами такой образовательной среды, где в центре находятся ребенок, педагоги, родители и другие специалисты ДОО, могут быть:
— образовательный, представляющий собой интеграцию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, творческой, трудовой;
— материально-технический, информационный, где достаточное место занимают технические средства обучения и есть возможность транслировать информацию, получать обратную связь при помощи гаджетов и интерента, а также безопасного технологичного оборудования и материалов для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности первых, а также возможности для уединения, отвечающие требованиям безопасности, сохранения здоровья и активной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса;
— социально-коммуникативный, подразумевающий сетевое взаимодействие и социальное партнерство с вузами, спортивными, досуговыми и культурными учреждениями, создание условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
Представленные и дополненные компоненты могут лечь в основу модели образовательной среды, которую каждый детский сад может разработать самостоятельно.
В любом случае в основе такой среды будет лежать сотрудничество всех участников педагогического процесса — согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по решению совместных задач и достижению результатов с учетом современных требований и достижений педагогической науки.
Литература
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб., 2015.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М., 2014.
3. Мартьянова И.Е., Севернюк С.А., Кузнецова Л.А. и др. Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: Метод. пособие. Самара, 2017.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей