• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация работы по созданию Образовательной среды в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
09/2021
В статье раскрывается важность создания образовательной среды в дошкольной организации. Автор обращает внимание на то, что эффективность реализации образовательного процесса во многом зависит от понимания значимости создания образовательной среды ДОО всеми участниками образовательных отношений, представляет цель, задачи и компоненты такой среды. Организация работы по созданию Образовательной среды в ДОО Подписаться на журнал

Авторы:

Соколова Е.А., заведующий;

Шулепова Н.Н., воспитатель, корпус 4, детский сад № 57, г. Люберцы Московской обл.

  Одна из базовых ценностей ФГОС ДО — поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада приоритетна. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учет индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, развитие его возможностей на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Педагогам, в связи с этим, требуется творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности как творческого процесса.

Понятие образовательной среды применяется очень широко в самых различных аспектах. Ее создание возможно только там, где происходит овладение разными способами действия. Среда — продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится, и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения.

Образовательная среда, являясь составляющей успешного развития дошкольника, включает в себя комплекс условий, создание которых необходимо в ДОО, и во многом зависит от понимания ее значимости в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами, родителями воспитанников, специалистами, а также управляющими структур разного уровня. При этом каждый участник образовательного процесса вносит свой вклад в деятельность по ее созданию и развитию. Специфика образовательной среды заключается в том, что:

—        ребенок там находится ежедневно и довольно продолжительное время;

—        в ней организуются разные виды деятельности как по содержанию, так и по интенсивности;

—        она информационно насыщена и предполагает разные формы общения. Поэтому можно сказать, что она относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются и количественными и в большей мере качественными показателями.

Для воспитателей важно не только знать о приоритетности создания образовательной среды в ДОО, но и уметь сделать ее и использовать в качестве инструмента влияния на всестороннее физическое и психическое развитие ребенка. По мнению ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии, специально подобранный комплекс условий, включающих в себя такие компоненты, как содержание дошкольного образования, предметно-развивающая среда, предметно-игровая среда с необходимым подбором как игр, так и атрибутов к играм, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей, развивают анализаторные системы, психофизические (силу, ловкость, гибкость, быстроту) и личностные качества (смелость, решительность, веру в свои силы), формируют культуру навыков общения, обеспечивают психологический комфорт детей, являясь незаменимым источником радости.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

—        образовательного потенциала всего пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета их индивидуальных особенностей;

—        двигательной активности, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

—        различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Созданная в детском саду уникальная среда должна обеспечивать и гарантировать:

—        охрану и укрепление здоровья и эмоционального благополучия детей, уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;

—        максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

—        построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

—        создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования, профессиональное развитие педагогов, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

—        открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

—        построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

—        создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья [3].

В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного воспитания и образования — поиск путей и средств, ориентированных на развитие личности ребенка. Особое внимание к значимости социально-коммуникативного развития современного дошкольника в образовательном пространстве обусловлено тем, что данный период развития — один из важных.

Это первый период социализации ребенка, приобщения его к культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутри- и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижения своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого [1].

Таким образом, образовательное пространство — это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

Цель создания среды и организации деятельности в ней — воспитание ребенка как субъекта деятельности, т.е. способного самому ставить и решать задачи, отвечать за результаты на своем возрастном уровне развития. Для того чтобы прийти к данной цели следует создать ряд условий, а именно:

—        организовать современное образовательное пространство, способствующее самостоятельности мышления и поддерживающее инициативу ребенка, уметь реализовать творческие возможности;

—        позволить образовательному процессу быть гибким, функционировать в инновационном режиме, а педагогу реализовывать различные замыслы;

—        внести определенные изменения в систему управления ДОО в соответствии с изменением содержания образовательного процесса.

Одни из современных подходов к созданию современного образовательного пространства основываются на деятельностном подходе, который заключается в том, чтобы дошкольник не только получал системные знания об окружающем мире, но и мог добыть их самостоятельно, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений, а для этого он должен знать пути и способы, которым его обучат взрослый.

Немаловажен и принцип целостности образовательного процесса, который предполагает формирование обобщенного системного представления о мире, где знания, умения и навыки будут освоены на максимальном для каждого ребенка уровне с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Компонентами такой образовательной среды, где в центре находятся ребенок, педагоги, родители и другие специалисты ДОО, могут быть:

—        образовательный, представляющий собой интеграцию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, творческой, трудовой;

—        материально-технический, информационный, где достаточное место занимают технические средства обучения и есть возможность транслировать информацию, получать обратную связь при помощи гаджетов и интерента, а также безопасного технологичного оборудования и материалов для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности первых, а также возможности для уединения, отвечающие требованиям безопасности, сохранения здоровья и активной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса;

—        социально-коммуникативный, подразумевающий сетевое взаимодействие и социальное партнерство с вузами, спортивными, досуговыми и культурными учреждениями, создание условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.

Представленные и дополненные компоненты могут лечь в основу модели образовательной среды, которую каждый детский сад может разработать самостоятельно.

В любом случае в основе такой среды будет лежать сотрудничество всех участников педагогического процесса — согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по решению совместных задач и достижению результатов с учетом современных требований и достижений педагогической науки.

Литература

1.         Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб., 2015.

2.         Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М., 2014.

3.         Мартьянова И.Е., Севернюк С.А., Кузнецова Л.А. и др. Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: Метод. пособие. Самара, 2017.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению