• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация сотрудничества с родителями по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2022
Организация сотрудничества с родителями по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни Журнал Управление ДОУ 02.2022 Подписаться на журнал

Канаева М.А., Степина О.П., воспитатели, Школа в Капотне, Москва.

Решение комплекса задач здоровьесбережения детей требует согласованных усилий всех органов, в том числе и семьи. Нормой жизни и поведения каждого должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.

Уровень и продолжительность жизни, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. Здоровье — одна из главных ценностей жизни. Плохое самочувствие, болезни — причины отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.

В настоящее время в педагогике возникло новое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии ребенка, здорового духовно и физически.

Цели педагогики оздоровления — сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. По мнению В.Т. Кудрявцева, есть противоречие между ролью движений в целостном психологическом развитии ребенка и недостаточной двигательной активностью дошкольников даже в условиях детского сада. Имеется в виду такая активность, которая способствует формированию основных движений, правильной их технике, способствует развитию физических качеств и оздоровлению.

«Все это ведет к утрате укорененных в движении потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не уменьшающейся даже несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла.

К успеху автоматически не приведет и расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать».

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Мы считаем, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — воспитатели), для которого характерны содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а мы используем лучший опыт семейного воспитания.

• Систематичность и последовательность работы.

• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей — в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

—          ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

—          с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

—          с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОО;

—          участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

—          целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режимов;

—          обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу и т.д.).

Для реализации этих задач широко используются:

—          информация в родительских уголках, папках-передвижках;

—          консультации;

—          дискуссии с участием медиков, родителей с опытом семейного воспитания;

—          «открытые дни» для родителей;

—          совместные физкультурные досуги и праздники;

—          анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Проанализировав данные анкет, мы пришли к выводу, что уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания, привычки к здоровому образу жизни не высок, а интерес к данной проблеме возникает, лишь когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

В целях обеспечения качественной оздоровительно-воспитательной работы с детьми в ДОО можно создать семейный клуб «Здоровье». Причем темы занятий выбирают сами родители через опросы, анкетирование и «Книгу предложений». Работу клуба легко организовать дистанционно: делиться полезными ссылками и презентациями, задавать вопросы и давать советы. На основе этого может быть сформирован банк данных опыта работы родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни. Таким образом, занятия в семейных клубах не только будут развивать у детей физические качества и навыки, но и способствовать здоровому образу жизни и самореализации каждого на сплочение семьи и родительского сообщества. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, способности, мечты. Будет создан микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. возникнет взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Литература

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

Борисова Е.Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками. М., 2006.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Програм.-метод. пособие. М., 2000.

Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2004.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению