При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Автор: Козлова Г.И., заведующий, Центр развития ребенка — детский сад № 185, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Перед руководителями дошкольных образовательных организаций стоят задачи обеспечения условий для социально-личностного развития каждого ребенка.
Приоритетными являются такие качества личности дошкольника, как самостоятельность, инициативность, любознательность, способность выбирать, готовность отвечать за свои поступки, уважительное отношение к семье и социуму, человечность, милосердие, сочувствие. Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Воспитание этих качеств возможно, только когда участники деятельности непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее [1].
С целью развития у детей указанных качеств, а также формирования гражданско-патриотического сознания в детском саду возникает необходимость введения новых форм работы, в которых дети принимают активное участие.
Для участия дошкольников в социально ориентированной деятельности, а также в деятельности, цель которой — привлечение общества к определенной социальной проблеме, в нашем детском саду по инициативе руководителя организовано волонтерское движение.
Цель организации волонтерского движения — создание условий для формирования гражданской позиции дошкольников, педагогов и родителей воспитанников.
Основные задачи, которые решаются в процессе организации волонтерского движения:
— создание условий для формирования социально-значимых качеств личности дошкольников, педагогов, родителей;
— совершенствование практических навыков участия в социально ориентированной деятельности всех участников образовательного процесса;
— обеспечение возможности для руководителя контролировать и оценивать результаты организации волонтерского движения, его влияние на формирование гражданско-патриотического сознания детей.
Волонтерское движение в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 185» зародилось в 2016 г., когда дети вместе с педагогами приняли участие во Всероссийском фестивале-конкурсе жестовой песни «Слияние сердец».
Следующим шагом стало создание педагогами вместе с родителями и детьми тактильных книг для слабовидящих и незрячих людей, посещающих специальную библиотеку им. Л.Н. Толстого.
В дальнейшем педагогический коллектив принял решение осуществлять на постоянной основе мероприятия, проводимые в рамках волонтерского движения, и реализовывать их в качестве проектной деятельности.
В настоящее время утверждено Положение об организации волонтерского движения, включающее в себя цели и задачи осуществления, права и обязанности участников, порядок планирования и организации работы.
Реализация проектов, осуществляемых в рамках волонтерского движения, включает в себя ряд этапов. На организационном этапе выбирается социальная проблема, разрабатываются и готовятся действия, направленные на ее решение, определяются целевая группа, цель и результат.
Организационный этап также предусматривает утверждение руководителем плана проводимых мероприятий, а также подготовку необходимых материалов (информационных, наглядных, демонстрационных и т.п.).
В рамках практического этапа в волонтерском движении участвуют все участники образовательных отношений: дети, педагоги, родители и сотрудники дошкольного учреждения.
В настоящее время в детском саду волонтерское движение продолжается на протяжении всего учебного года и включает в себя реализацию ряда проектов.
Так, целью проекта «В добрые руки», реализуемого с 2020 г., стало привлечение внимания к проблеме бездомных животных. Социальные акции в рамках проекта «В добрые руки» проходят в разной форме: дети вместе с педагогами и родителями создают плакаты с домашними питомцами, снимают видеоролики о своих домашних животных, призывая взять питомца из приюта, передают в пункт передержки бездомных животных корм и лекарства.
В рамках проекта «Дари добро» волонтерский отряд педагогов проводил мероприятия с детьми дошкольного возраста в БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары». Волонтерский отряд также оказывал помощь КУ «Специализированный Дом ребенка “Малютка”», муниципальному приюту для животных «Право на жизнь».
В рамках проекта «Дети-волонтеры» — дети вместе с педагогами проводят социальные акции в микрорайоне и городе. Данный проект начался с внедрения в практику работы детского сада технологии Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры». В нем дети сами являются активными участниками. Местом проведения акции становятся улицы, парки, скверы, достопримечательности города.
В рамках проекта проведены социальные акции: «Гордись именем, которым названа ваша улица», «Символы столицы»,
«Узнай о городе своем», в ходе которых воспитанники детского сада вместе с педагогами и родителями рассказывали жителям города о великих людях, в честь которых названы улицы г. Чебоксары, о символах города, известных, выдающихся людях, прославивших город и Республику, музеях, парках.
Опыт проведения социальных акций, в которых активно участвуют воспитанники ДОО, показал, что данная форма работы очень эффективна в процессе формирования гражданской позиции у дошкольников. Дети горды тем, что приносят пользу людям, слышат в свой адрес слова благодарности от жителей, что положительно влияет на их сознание и формирует позицию «Я — гражданин». Социальная акция направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагога и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством, которое позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада и объединить всех участников образовательного процесса.
Проведение акций социального характера способствует развитию у дошкольников нравственных и личностных качеств, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Итоговый этап проекта подразумевает подведение итогов, анализ совместной деятельности и определение ее перспектив.
Говоря о роли руководителя дошкольного учреждения в организации волонтерского движения, следует отметить, что руководитель в данном случае выступает как в качестве внешнего контролера и организатора, так и в качестве участника, оказывающего поддержку педагогам, детям и родителям в процессе взаимодействия и реализации проектов.
Алгоритм действий руководителя следующий:
— разработка Положения об организации волонтерского движения, включающего в себя цели и задачи осуществления, права и обязанности участников, порядок планирования и организации работы;
— издание приказа об организации волонтерского движения, содержащего план проводимых мероприятий и сроки их реализации;
— проведение организационного совещания по реализации проектов в рамках волонтерского движения;
— проведение ежемесячных рабочих совещаний с педагогами с целью осуществления текущего контроля;
— сопровождение педагогов в подготовке социальных акций;
— принятие участия в социальных акциях, проводимых в рамках волонтерского движения;
— обсуждение вопроса об итогах проектов, реализуемых в рамках волонтерского движения на итоговом педсовете.
Результат проведения волонтерского движения в детском саду — накопление детьми разнообразного практического социального опыта. В элементарном виде у детей формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более самостоятельными. В привычных условиях ребята действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети понимают сущность своего «Я» и осознают, что приносят пользу, совершают добрые, нужные и важные дела.
Показателями результативности данной работы может служить положительная динамика в изменении уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательном отношении к другим людям, окружающей действительности.
Литература
Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие / Под ред. В.А. Деркунской. М., 2018.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle