• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация волонтерского движения в детском саду

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
08/2021
Статья посвящена проблеме организации волонтерского движения в детском саду с позиции руководителя. В работе описаны этапы его организации, алгоритм действий руководителя, представлен опыт работы детского сада г. Чебоксары по данной теме. Организация волонтерского движения в детском саду Подписаться на журнал

Автор: Козлова Г.И., заведующий, Центр развития ребенка — детский сад № 185, г. Чебоксары, Чувашская Республика

Перед руководителями дошкольных образовательных организаций стоят задачи обеспечения условий для социально-личностного развития каждого ребенка.

Приоритетными являются такие качества личности дошкольника, как самостоятельность, инициативность, любознательность, способность выбирать, готовность отвечать за свои поступки, уважительное отношение к семье и социуму, человечность, милосердие, сочувствие. Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Воспитание этих качеств возможно, только когда участники деятельности непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее [1].

С целью развития у детей указанных качеств, а также формирования гражданско-патриотического сознания в детском саду возникает необходимость введения новых форм работы, в которых дети принимают активное участие.

Для участия дошкольников в социально ориентированной деятельности, а также в деятельности, цель которой — привлечение общества к определенной социальной проблеме, в нашем детском саду по инициативе руководителя организовано волонтерское движение.

Цель организации волонтерского движения — создание условий для формирования гражданской позиции дошкольников, педагогов и родителей воспитанников.

Основные задачи, которые решаются в процессе организации волонтерского движения:

—        создание условий для формирования социально-значимых качеств личности дошкольников, педагогов, родителей;

—        совершенствование практических навыков участия в социально ориентированной деятельности всех участников образовательного процесса;

—        обеспечение возможности для руководителя контролировать и оценивать результаты организации волонтерского движения, его влияние на формирование гражданско-патриотического сознания детей.

Волонтерское движение в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 185» зародилось в 2016 г., когда дети вместе с педагогами приняли участие во Всероссийском фестивале-конкурсе жестовой песни «Слияние сердец».

Следующим шагом стало создание педагогами вместе с родителями и детьми тактильных книг для слабовидящих и незрячих людей, посещающих специальную библиотеку им. Л.Н. Толстого.

В дальнейшем педагогический коллектив принял решение осуществлять на постоянной основе мероприятия, проводимые в рамках волонтерского движения, и реализовывать их в качестве проектной деятельности.

В настоящее время утверждено Положение об организации волонтерского движения, включающее в себя цели и задачи осуществления, права и обязанности участников, порядок планирования и организации работы.

Реализация проектов, осуществляемых в рамках волонтерского движения, включает в себя ряд этапов. На организационном этапе выбирается социальная проблема, разрабатываются и готовятся действия, направленные на ее решение, определяются целевая группа, цель и результат.

Организационный этап также предусматривает утверждение руководителем плана проводимых мероприятий, а также подготовку необходимых материалов (информационных, наглядных, демонстрационных и т.п.).

В рамках практического этапа в волонтерском движении участвуют все участники образовательных отношений: дети, педагоги, родители и сотрудники дошкольного учреждения.

В настоящее время в детском саду волонтерское движение продолжается на протяжении всего учебного года и включает в себя реализацию ряда проектов.

Так, целью проекта «В добрые руки», реализуемого с 2020 г., стало привлечение внимания к проблеме бездомных животных. Социальные акции в рамках проекта «В добрые руки» проходят в разной форме: дети вместе с педагогами и родителями создают плакаты с домашними питомцами, снимают видеоролики о своих домашних животных, призывая взять питомца из приюта, передают в пункт передержки бездомных животных корм и лекарства.

В рамках проекта «Дари добро» волонтерский отряд педагогов проводил мероприятия с детьми дошкольного возраста в БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары». Волонтерский отряд также оказывал помощь КУ «Специализированный Дом ребенка “Малютка”», муниципальному приюту для животных «Право на жизнь».

В рамках проекта «Дети-волонтеры» — дети вместе с педагогами проводят социальные акции в микрорайоне и городе. Данный проект начался с внедрения в практику работы детского сада технологии Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры». В нем дети сами являются активными участниками. Местом проведения акции становятся улицы, парки, скверы, достопримечательности города.

В рамках проекта проведены социальные акции: «Гордись именем, которым названа ваша улица», «Символы столицы»,

«Узнай о городе своем», в ходе которых воспитанники детского сада вместе с педагогами и родителями рассказывали жителям города о великих людях, в честь которых названы улицы г. Чебоксары, о символах города, известных, выдающихся людях, прославивших город и Республику, музеях, парках.

Опыт проведения социальных акций, в которых активно участвуют воспитанники ДОО, показал, что данная форма работы очень эффективна в процессе формирования гражданской позиции у дошкольников. Дети горды тем, что приносят пользу людям, слышат в свой адрес слова благодарности от жителей, что положительно влияет на их сознание и формирует позицию «Я — гражданин». Социальная акция направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагога и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством, которое позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада и объединить всех участников образовательного процесса.

Проведение акций социального характера способствует развитию у дошкольников нравственных и личностных качеств, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

Итоговый этап проекта подразумевает подведение итогов, анализ совместной деятельности и определение ее перспектив.

Говоря о роли руководителя дошкольного учреждения в организации волонтерского движения, следует отметить, что руководитель в данном случае выступает как в качестве внешнего контролера и организатора, так и в качестве участника, оказывающего поддержку педагогам, детям и родителям в процессе взаимодействия и реализации проектов.

Алгоритм действий руководителя следующий:

—        разработка Положения об организации волонтерского движения, включающего в себя цели и задачи осуществления, права и обязанности участников, порядок планирования и организации работы;

—        издание приказа об организации волонтерского движения, содержащего план проводимых мероприятий и сроки их реализации;

—        проведение организационного совещания по реализации проектов в рамках волонтерского движения;

—        проведение ежемесячных рабочих совещаний с педагогами с целью осуществления текущего контроля;

—        сопровождение педагогов в подготовке социальных акций;

—        принятие участия в социальных акциях, проводимых в рамках волонтерского движения;

—        обсуждение вопроса об итогах проектов, реализуемых в рамках волонтерского движения на итоговом педсовете.

Результат проведения волонтерского движения в детском саду — накопление детьми разнообразного практического социального опыта. В элементарном виде у детей формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более самостоятельными. В привычных условиях ребята действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети понимают сущность своего «Я» и осознают, что приносят пользу, совершают добрые, нужные и важные дела.

Показателями результативности данной работы может служить положительная динамика в изменении уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательном отношении к другим людям, окружающей действительности.

Литература

Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие / Под ред. В.А. Деркунской. М., 2018.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению