При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Комратова Н.Г.,
преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»;
Грибова Л.Ф.,
заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 433, г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье представлена методика патриотического воспитания младших дошкольников*: определены задачи, содержание, формы и методы работы с детьми 3–4 лет; приводятся примеры перспективного планирования, варианты конспектов занятий и игр и комплексно-тематическое планирование на учебный год.
* См. подробнее методическое пособие: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Основы патриотического воспитания детей 3–4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2024.
Предлагаемый в статье материал — это подробное описание нового методического пособия авторов и результат многолетнего творческого сотрудничества педагогов и родителей МБДОУ «Детский сад № 433» г. Нижнего Новгорода.
Ключевые слова. Основы гражданственности и патриотизма, познавательное развитие, экспериментирование, ближайшее окружение, комплексно-тематическое планирование, планирование деятельности в соответствии с ФОП ДО.
ФОП ДО позволяет реализовать одну из основополагающих функций на этапе дошкольного детства: «Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами» [3].
Введение содержания гражданско-патриотической направленности программы ДОО обусловлено, с одной стороны, необходимостью реализации ФОП ДО и, с другой, — требованиями ФГОС ДО.
Содержание образовательной деятельности с детьми 3–4 лет (младшая группа) предусматривает основные задачи программы «Моя малая Родина» (образовательная область «Познавательное развитие»):
• развитие познавательных интересов детей к окружающему и предметному миру, жизни и труду людей; развитие любознательности; формирование познавательных действий, подведение к простейшим выводам;
• формирование первичных представлений о ближайшем окружении: название улицы (где живет ребенок и где находится детский сад), детского сада, города, в котором они живут; о людях и их профессиях, о праздниках;
• ознакомление с окружающим предметным миром (транспорт, дома на улицах города, игрушки (матрешки), умение выделять характерные, существенные признаки и свойства предметов. Формирование элементарных представлений о многообразии предметного окружения, созданного трудом человека;
• формирование представлений о неживых и живых объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
• ознакомление с природой ближайшего окружения, правилами поведения в ней; воспитание интереса к природе, желания беречь ее.
Эти задачи реализуются через конкретное содержание. Рассмотрим его составляющие.
Моя улица. Название улиц, на которых находятся дом (где живет ребенок) и детский сад (который он посещает). Понятие «улица» (дома, зеленые насаждения, движущийся транспорт). Например, ближайшее окружение для воспитанников нашей ДОО: улицы Сергея Есенина и Сергея Акимова, магазин, аптека, детский сад, школа и т.д.
Ближайшее окружение. Мой детский сад. Название детского сада, любимые занятия в детском саду. Знакомые и понятные профессии работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар), их трудовые действия и результат труда. Орудия труда, облегчающие труд. Ориентировка в группе, на участке.
Мой город. Название города (поселка), в котором они живут. Город — это много людей, домов, улиц, транспорта. Закрепление представлений об объектах ближайшего окружения (магазины, школа, поликлиника, парикмахерская, аптека и т.д.).
Транспорт на улицах города. Названия транспортных средств (машина, автобус, трамвай, троллейбус). Разные виды транспорта по назначению: грузовой, легковой и пассажирский. Представления о разных видах транспорта: внешний вид, из каких частей состоит (кабина, колеса, руль, салон, дуги), их назначение и др. Сравнение реальных машин с игрушечными (по величине, назначению, прочности). Представления о профессии «шофер».
Мой дом. Понятие «дом», для чего он нужен, составные части дома (стены, крыша, окно, дверь) и их назначение. Классификация домов по внешнему виду: сельские — низкие и городские — многоэтажные. Классификация по строительному материалу (деревянные, кирпичные, панельные), описание внешнего вида домов. Особенности строения (внешнего вида) и назначения разных домов (школа, детский сад, магазин, жилой дом и др.).
Мой папа (дедушка). Беседы о папе (дедушке): как зовут, чем занимается дома, как играет с детьми. Папин праздник. Название праздника — День защитника Отечества. Папы и дедушки служили в армии, были солдатами. Солдаты смелые, сильные, храбрые, охраняют и защищают нас.
Флаг России. Знакомство с флагом России (внешний вид).
Моя мама (бабушка). Беседы о маме (бабушке): как зовут, чем занимается, как играет с ребенком. Мамин праздник. День бабушек.
Матрешка-игрушка. Матрешка — нарядная деревянная кукла (игрушка). Ознакомление со свойствами дерева (матрешка сделана из дерева): цвет, форма, величина, осязаемые свойства (гладкая, теплая, твердая). Матрешка открывается, и в ней находится еще несколько матрешек, вложенных одна в другую. Подбор матрешек по величине (большие, средние, маленькие). Понимание того, что человек изготавливает игрушки.
Природа на участке детского сада. Знакомство с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, выросла травка, распускаются листья на деревьях, появляются первые цветы, вылетают бабочки и жуки. Расширение представлений о простейших связях в природе: греет солнышко — тепло — появилась зеленая травка и т.д.
Экспериментирование с солнечным светом (отражение света зеркалом).
Мое ближайшее окружение. Название города — Нижний Новгород, его основные достопримечательности (Кремль, ярмарка и пр.). Название своей улицы, номер дома и квартиры, а также улицы, на которой находится детский сад. Ближайшее окружение (итоговая тема): дом, детский сад, улица, поликлиника, магазин и т.д.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте начинается работа по формированию основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления детей с родным краем. Сначала дошкольников знакомят с самым ближайшим окружением: мой дом, мой детский сад, близлежащие улицы, транспорт и т.д. Постепенно у ребенка складывается образ родного города: много улиц, большие дома, разный транспорт.
Обратите внимание, что рабочий материал распределен равномерно, на каждый месяц дается перспективный план (см. таблицу 1), предусматривающий включение всех образовательных областей (кроме области «Физическое развитие»). А внутри них для удобства планирования выделяются основные виды детской деятельности (игра, труд, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, изобразительная, музыкальная деятельность и т.д.).
Тема «Моя улица, на которой находятся мой дом и детский сад» «Ближайшее окружение (улицы Есенина и Акимова)» |
|||
Образовательная область ФОП ДО |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Виды деятельности |
|||
Игровая (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие) |
Трудовая (ознакомление с трудом взрослых, самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице) |
Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира в процессе занятий, совместной и самостоятельной деятельности) |
Экспериментирование (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое) |
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по улице». Дидактические игры: «Лошадки», «Поезд», «Автомобили», «Куда едут машины», «Путешествие по улицам города». Подвижные игры: «Лошадки», «Конники», «Поезд», «Трамвай», «Такси» |
Знакомство и наблюдение за трудом взрослых — дворника. Помощь дворнику в уборке участка. Сгребание листьев и складывание их в мешки. Совместный с дворником труд по уборке участка |
Конспекты занятия «Моя улица — улица Есенина, «Наша улица». Экскурсии-прогулки по ул. Есенина. Прогулка «Знакомство с улицей». Целевые прогулки: «Прогулка к светофору», «Наблюдение за жизнью улицы». Просмотр презентаций и видеороликов. Создание альбома «Ближайшее окружение» |
Тема «Макет для изучения улицы» Цель: моделирование улицы и безопасное передвижение по ней. Материал: макет улицы с домами: тротуар, пешеходные дорожки, дорога, перекресток; автомобили (игрушки, мини-фигурки-пешеходы (фигурки из шоколадных яиц и сюрпризов), дорожные знаки, деревья (макеты). Ход игры (проводится на макете): с помощью фигурок дети разыгрывают различные дорожные ситуации: фигурки идут по тротуару до пешеходного перехода, на перекрестке на зеленый сигнал светофора переходят улицу по «зебре», на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Одни дети передвигают фигурки людей, другие — автомобили |
Моя улица, на которой находятся мой дом и детский сад. Ближайшее окружение: улицы Есенина и Акимова |
||||
Образовательная область ФОП ДО |
||||
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
|||
Виды деятельности |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коммуникативная |
Восприятие художественной литературы |
Изобразительная |
Конструирование (из разных материалов) |
Музыкальная (слушание муз. произведений, пение); праздники, развлечения |
Беседа о ближайшем окружении: улица (проезжая часть дороги — для машин, тротуар — для пешеходов), детский сад, магазин, дом и т.д. Разговор о ближайшем окружении во время рассматривания картин, иллюстраций. Отгадывание загадок по теме. Речевая ситуация «Что такое хорошо и что такое плохо» (организованное поведение, соблюдение чистоты и порядка: нельзя бросать бумажки и мусор на улице). Ситуативный разговор о нашей улице, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу только со взрослым, держать его за руку) |
«Моя улица», «Велосипедист», «Шагая осторожно», «Светофор» (С. Михалков); «Запрещается — разрешается» (В. Семернин); «Школа пешехода» (рассказы: «Мостовая для машин, тротуар для пешехода», «Красный, желтый, зеленый» и др.) (М. Кривич, О. Ольгин); «Правила движения» (В. Головко); «Светофор» (А. Северный, В. Кожевников); «Машина моя», «Машины» (Я. Пишумов) |
Аппликация «Мой любимый дом», «Светофор» (наклеивание готовых деталей); рисование «Наша улица» (коллективная работа); лепка: подготовка из пластилина бревен и деталей для «Домика для матрешки» |
«Собираем дорогу» — работа со строительным материалом (пластины и кирпичики): узкая дорожка — тротуар для пешеходов, широкая — для машин; конструирование бревенчатого домика для матрешки из пластилиновых бревен |
Прослушивание песен: «Помощники» (сборник Н.Д. Бордюг), «Красивый дом» (муз. Дьяченко), «Улица Радости» (сл. и муз. Е. Поплянова), «Здравствуй, улица моя!» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова); прослушивание музыкального этюда «Улица» (муз. Г. Гладкова) из м/ф «Малыш и Карлсон» |
Конспекты занятий составлены в соответствии с возрастными особенностями младших дошкольников. Для пробуждения и поддержания интереса в них включены разные сказочные персонажи, знакомые детям по мультфильмам и книгам: Каркуша, Карлсон, доктор Айболит, домовенок Кузя, герои-смешарики и др.
Для удобства педагогов в конспектах выделены и озаглавлены основные части занятия в соответствии с алгоритмом технологии. в некоторых случаях даются варианты занятий для выбора воспитателей с целью реализации поставленных задач. Например, темы «Моя улица», «Детский сад», «Природа на участке детского сада» и др. Помимо конспектов занятий в методическом пособии раскрываются все виды детской деятельности в соответствии с ФОП ДО. в приложении к пособию представлено комплексно-тематическое планирование на весь учебный год (таблица 2).
Таблица 2
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса младшей группы
Тема |
Разбивка тем по неделям |
Развернутое содержание работы |
Варианты итоговых мероприятий недели |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Моя улица |
Моя улица, на которой находится мой дом и детский сад |
Название улиц, на которых находятся дом (где живет ребенок) и детский сад. Понятие «улица» (дома, зеленые насаждения, движущийся транспорт). Ближайшее окружение: улицы Сергея Есенина и Сергея Акимова, магазин, аптека, детский сад, школа и т.д. Организованное поведение на улице. Соблюдение чистоты (нельзя бросать бумажки и мусор на улице). Элементарные правила дорожного движения. Понятия «проезжая часть дороги», «тротуар». Работа светофора (зеленый, желтый и красный сигнал), правила безопасного поведения на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого) |
Коллективная работа по изобразительной деятельности «Моя улица» |
Ближайшее окружение: улица Сергея Есенина |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице» |
||
Ближайшее окружение: улица Сергея Акимова |
Просмотр презентаций и видеороликов |
||
Организованное поведение на улицах города. Элементарные правила дорожного движения |
Макет для изучения улицы. Моделирование улицы и безопасное передвижение по ней |
||
ОКТЯБРЬ |
|||
Мой детский сад. Труд людей в детском саду |
Наша группа, мне хорошо в кругу друзей |
Название детского сада, любимые занятия в детском саду. Знакомые и понятные профессии работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар), их трудовые действия и результат труда. Орудия труда, облегчающие труд. Ориентировка в группе, на участке. Красота и удобство групповой комнаты (красивые занавеси, новые игрушки, аккуратно расставлены книжки с яркими картинками. Взаимоотношения со взрослыми и детьми (чувства симпатии, дружелюбия, отзывчивости) и правила вежливого общения и организованного поведения в детском саду. Правила безопасного передвижения в помещении (по группе не бегать, осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила). Мотивация сюжетно-ролевых игр на темы окружающей жизни: «Из жизни детского сада». Выполнение в игре некоторых взаимосвязанных действий (подготовка обеда, накрывание на стол, кормление кукол). Сюжеты с двумя действующими лицами (ребенок-воспитатель, врач больной) |
Сюжетно-ролевая игра «Из жизни детского сада» |
Труд воспитателя, помощника воспитателя |
Рассматривание картины «Детский сад» |
||
Труд музыкального руководителя |
Развлечение «Хорошо у нас в саду» |
||
Труд повара, врача |
Экскурсия в медицинский кабинет |
||
НОЯБРЬ |
|||
Мы живем в городе |
Понятие «город»: много людей, много улиц… |
Название города (поселка), в котором они живут. Город — это много людей, домов, улиц, транспорта. Закрепление представлений об объектах ближайшего окружения (магазины, школа, поликлиника, парикмахерская, аптека и т.д.). Закрепление навыков организованного поведения на улицах города: соблюдение чистоты и порядка (не сорить, не бросать ничего на тротуар). Соблюдение правил и норм вежливого поведения в социуме: здороваться, обращаться с просьбой, благодарить, прощаться со взрослыми и детьми. Мотивация сюжетно-ролевых игр на темы окружающей жизни: «Путешествие по городу», «Строим город» и т.д. Использование в играх мягких модулей, строительного материала, разнообразные действия с ними. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширение словарного запаса: название города (поселка), в котором живет ребенок, название улицы, название окружающих объектов и их назначение. Разговор об увиденном в выходные дни (где были с родителями, что видели, что понравилось, что было интересно и т.д.). Использование в речи вежливых слов: спасибо, пожалуйста, извините, до свидания и пр. |
Развлечение «Кто в домике живет» |
Много транспорта |
Просмотр мультфильма Т. Эгнер «Как Якоп побывал в городе» |
||
Высотные дома |
Просмотр презентации «Наш город Нижний Новгород» |
||
Объекты ближайшего окружения (магазины, аптека, школа и т.д.) |
Коллективная игра из строительного материала «Мы строим город» |
||
ДЕКАБРЬ |
|||
Транспорт на улицах нашего города |
Название транспортных средств (машина, автобус, трамвай, троллейбус), их составные части и назначение |
Название и описание транспортных средств (машина, автобус, трамвай, троллейбус и др.), их назначение: грузовой (перевозит тяжелые грузы), легковой (перевозит легкие грузы), пассажирский (перевозит пассажиров); внешний вид: из каких частей состоит (кабина, кузов, руль, колеса, салон, двери, дуги у троллейбуса). Представления о разных видах транспорта: внешний вид, из каких частей состоит (кабина, колеса, руль, салон, дуги), их назначение и др. Сравнение реальных машин с игрушечными (по величине, по назначению, прочности). Соблюдение правил поведения в общественном транспорте (нельзя кричать и громко разговаривать, нельзя сорить, нельзя есть мороженое, чтобы не испачкать других пассажиров). Соблюдение правил безопасного поведения в пассажирском транспорте: входить и выходить из транспорта только со взрослыми людьми за руку через переднюю дверь; сидеть на местах, отведенных для детей, обозначенных специальными символами (надписями); стоять, крепко держась за поручни, в легковом транспорте пользоваться ремнями безопасности. Представления о профессии «шофер» |
Просмотр мультфильмов: «Робокар Поли и его друзья» |
Виды транспорта по назначению (грузовой, легковой, пассажирский). Сравнение видов транспорта |
Кукольный спектакль «Уважайте светофор» |
||
Правила поведения в общественном транспорте |
Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности». «Уроки тетушки Совы» (на выбор воспитателя) |
||
Труд водителя (шофера) |
Наблюдение за работой шофера, который привозит продукты в детский сад |
||
ЯНВАРЬ |
|||
Мой дом |
Понятие «дом», для чего он нужен, его составные части |
Понятие дом, для чего он нужен, его составные части дома (стены, крыша, окно, дверь) и их назначение. Классификация домов по внешнему виду: сельские — низкие и городские — многоэтажные. Классификация по строительному материалу (деревянные, кирпичные, панельные), описание внешнего вида домов. на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширение словарного запаса: называть существенные детали дома (стены, крыша, окно, дверь), качества (цвет и форма, размер), некоторые материалы (деревянные, кирпичные, панельные дома). Особенности строения (внешнего вида) и назначения разных домов (школа, детский сад, магазин, жилой дом и др.). Соблюдение правил поведения дома: общаться спокойно без крика. Соблюдение порядка и чистоты в доме (в игровом уголке). Оказание помощи взрослым, бережное отношение к труду. Правила безопасного поведения дома: нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, ножи, иголки, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними. Нельзя без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, электроплиту, СВЧ, лампы и др.), трогать руками провода, вставлять предметы в розетку. Нельзя играть со спичками и зажигалками |
Развивающий мультфильм «Мой дом» |
Классификация домов по внешнему виду (сельские — низкие, современные высотные в городе — многоэтажные) |
Театрализованная игра «Теремок» или музыкальная сказка для малышей «Теремок» (по выбору воспитателя) |
||
Особенности строения (внешнего вида) и назначения разных домов |
Игра-путешествие на автобусе |
||
Правила безопасного поведения дома |
Совместная игровая ситуация «Можно — нельзя». Закрепление правил безопасного поведения дома |
||
ФЕВРАЛЬ |
|||
Праздник — День защитника Отечества |
Мои папа, дедушка — любимые и близкие мне люди |
Нравственные нормы поведения: внимательное и заботливое отношение к своим папе и дедушке, стремление быть похожим на них (быть сильным и смелым). Понимание роли мужчины в семье (глава, хозяин), умение слушаться и подчиняться основным его требованиям. Возникновение у детей игр на темы из окружающей жизни (игровая ситуация «папа — хороший хозяин). Папы и дедушки служили в армии, были солдатами. Солдаты смелые, сильные, храбрые, охраняют и защищают. Учить рассказывать детей небольшие истории из личного опыта. Папа (дедушка) — военный. Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе (дедушке), вызвать чувство гордости и радости за то, что папа (дедушка) служил в армии и защищал нас. Папин праздник. Название праздника — День защитника Отечества. Праздник «День защитника Отечества». Создание радостного настроения, желания участвовать в празднике, формирование стремления быть сильным, ловким и смелым. Воспитание любви и уважения к близким и родным мужчинам (папе, дедушке). Изготовление праздничных открыток папе (дедушке) ко Дню защитника Отечества. Знакомство с флагом России (внешний вид). Название цвета флага (белый, синий, красный), расположение полос. Употребление в речи слова в форме единственного и множественного числа (флаг — флажок — флажки). Помощь в использовании распространенных предложений («Я пойду на улицу с маленьким красивым красным флажком» и др.) |
Сюжетно-ролевые игры в «Семью» (роль папы) |
Мои папа, дедушка служили в армии |
Тематическое занятие «Мой папа — защитник Отечества» |
||
Мужской праздник. Папин праздник |
Изготовление праздничных открыток папе (дедушке) ко Дню защитника Отечества |
||
Флаг России |
Тематическое занятие «Флаг России — наш флаг» |
||
МАРТ |
|||
8 Марта. Нижегородские промыслы: игрушка-матрешка |
Праздник 8 Марта. Поздравления малышей |
8 Марта — Женский день (мамин праздник). Забота о маме и бабушке, посильная помощь маме и бабушке. Беседы о маме (бабушке): как зовут, чем занимается, как играет с ребенком. Мамин праздник. Воспитание любви и уважения к близким и родным — маме и бабушке. Развитие представлений о том, что мама заботливая и внимательная, а бабушка — добрая, душевная. Внесение народных игрушек — матрешек. Матрешка — нарядная деревянная кукла (игрушка). Ознакомление со свойствами дерева (матрешка сделана из дерева): цвет, форма, величина, осязаемые свойства (гладкая, теплая, твердая). Матрешка открывается, и в ней находится еще несколько матрешек, вложенных одна в другую. Подбор матрешек по величине (большие, средние, маленькие). Понимание того, что человек изготавливает игрушки. Бережное отношение к игрушкам (матрешкам). Приобщение к народно-прикладному искусству: украшение цветами и узорами силуэтов матрешек |
Утренник, посвященный дню 8 Марта «В гости к нам пришла матрешка» |
Моя мама |
Тематическое занятие «Мамы есть у всех» |
||
Моя бабушка |
Тематическое занятие «Едем в деревню к бабушке» |
||
Матрешка-игрушка |
Театр игрушек «Матрешка и Катя» |
||
АПРЕЛЬ |
|||
Природа на участке детского сада, на игровой площадке около дома. Любимые места отдыха вместе с родителями |
Наблюдения за природой на участке детского сада |
Знакомство с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, выросла травка, распускаются листья на деревьях, появляются первые цветы, вылетают бабочки и жуки. Расширение представлений о простейших связях в природе: греет солнышко — тепло — появилась зеленая травка и т.д. Экспериментирование с солнечным светом (отражение света зеркалом). Соблюдение элементарных правил поведения в природе (не рвать без надобности растения и не брать их в рот, не ломать ветки деревьев, не топтать траву на газонах, не давить насекомых и т.д.). Помощь воспитателю в посадке цветов (луковиц гладиолусов, клубней георгинов), огородных культур. Выполнение элементарных трудовых поручений: полив растений на клумбе, на грядке. Совместный с воспитателем труд по уборке участка. Отражение в речи полученных представлений о наблюдениях и прогулках в природе с родителями (в парке, лесу, на озере и т.д.). Восприятие красоты весенней природы, создание изображений природных объектов в рисовании, лепке и аппликации. Доставление детям радостных эмоций, приобщение к народным традициям (народным играм) |
Тематическое занятие «Покажем Мишке наш участок» |
Эксперименты на участке детского сада |
Чтение рассказа В. Сутеева «Весной» с последующим обсуждением |
||
Наблюдения за весенним трудом на участке работников детского сада |
Труд в природе. Совместный с воспитателем труд по уборке участка после таяния снега |
||
Весенние игры и развлечения на участке детского сада |
Праздник «В гости к нам весна пришла» |
||
МАЙ |
|||
Мое ближайшее окружение. Название города, домашний адрес. Повторение темы «Город» |
Повторение темы «Город» |
Название города — Нижний Новгород, его основные достопримечательности (Кремль, ярмарка и пр.). Название своей улицы, номер дома и квартиры, а также улицы, на которой находится детский сад. Ближайшее окружение (итоговая тема): дом, детский сад, улица, поликлиника, магазин и т.д. Отражение знаний о ближайшем окружении в разных видах продуктивной деятельности. Закрепление правил поведения на улице, в детском саду, дома, в общественных местах. Уважительное отношение к окружающим людям, их труду, оказание посильной помощи взрослым. Закрепление навыков безопасного поведения (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе) |
Тематическое занятие «Мой город» |
Домашний адрес |
Развлечения «Куклы Катя, Зина и почтальон» |
||
Закрепление темы (итоги) |
Ближайшее окружение (дом, детский сад, улица) |
Сюжетно-ролевые игры на темы ближайшего окружения (семья, детский сад, магазин, поликлиника и др.). по выбору воспитателя |
|
Ближайшее окружение: поликлиника, магазин, аптека, школа и т.д. |
Квест «Путешествие по улице Есенина» |
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (акт. ред.) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 (с изм и доп.) № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для дошкольников. М., 2023.
Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3–4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. М., 2005.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle