При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Трофимова И.А.,
специалист по учебно-методической работе, Московский педагогический государственный университет, Москва
Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов выступает гнозис (от греч. gnosis — «узнавание или знание») — умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.
Педагогам и руководителям ДОО для эффективной организации образовательного процесса необходимо знать особенности развития познавательной сферы дошкольника. Практика показывает, что педагоги в целом недостаточно компетентны в вопросах закономерностей и путей развития различных аспектов познавательной сферы ребенка, не усчитают эти особенности при организации образовательного процесса. Вот почему мы сочли необходимым обобщить результаты исследований в области возрастной психологии и раскрыть особенности познавательного гностического развития в дошкольном возрасте.
Проблема гностического развития в детском возрасте вызывает значительное количество вопросов, на которые ответить очень непросто именно потому, что все эти вопросы касаются разных сторон возраста и главным вопросом является наличие или отсутствие различий в познавательных функциях между мальчиками и девочками. В процессе психического развития ребенок преодолевает большое количество определяющих этапов в развитии гнозиса и познавательной сферы ребенка, его саморегуляции, контроля своего поведения, способности удерживать внимание и много запоминать.
Развитие гнозиса и познавательной сферы очень важно на сегодняшний день, так как познание — важнейшая потребность для детей дошкольного возраста, именно в этот период они стремятся как можно больше узнать, многому научиться и выстроить свой индивидуальный план развития. С помощью познавательной деятельности ребенок расширяет границы собственного «Я», он учится выстраивать логические связи, понимать временные и пространственные взаимосвязи, учится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Развитие гностических функций, а также отслеживание того, как развиваются эти функции очень важно для понимания того, на какой стадии развития находится та или иная область мозговой структуры детей, а также является ли развитие психики ребенка нормативным или отклоняющимся на данном возрастном этапе.
Рассматривая развитие гнозиса в дошкольном возрасте, невозможно обойтись без опоры на теорию системно-динамической локализации высших психических функций, разработанную А.Р. Лурия. В рамках этой теории говорится о том, что психической функции должна соответствовать не одна структура головного мозга, а целая динамическая система, работающая на основе объединения мозговых структур и их элементов. Данный подход отрицает существование одного четкого места локализации психических функций. Процесс становления системно-динамической структуры происходит путем качественных изменений, т.е., строение и структура детского мозга, качественно отличается от мозга взрослого человека.
Также важнейшим в детской нейропсихологии является положение о гетерохронности созревания структур головного мозга, которая для каждого ребенка обусловлена разными сочетаниями не только биологических, но и средовых факторов, которые потом становятся индивидуальными различиями в созревании мозга и формировании психических функций и поведения ребенка в целом.
Необходимо отметить, что изучения одной лишь познавательной сферы недостаточно для понимания, что происходит в психики детей дошкольного возраста. Стоит так же обратить внимание на нейропсихологические и гностические особенности развития детей такие, как зрительное восприятие, восприятие формы, пространственная ориентация, ориентация во времени и пространстве и решение сложных логико-грамматических конструкций, здесь мы обращаем внимание на таких исследователей как Глозман Ж.М., Зейгарник Б.В., Лурия А.Р., Микадзе Ю.В., Петришина О.Л., Семенович А.В., Хомская Е.Д. и др. Так же мы обращаем внимание на эмоциональные и личностные особенности развития детей: новообразования, личность, само понятие возраста, возрастные особенности этого периода жизни ребенка, социальная ситуация развития.
Мы придерживаемся мнения, что:
— существует темповая половая гетерохрония у мальчиков и девочек в дошкольном и далее в младшем школьном возрасте, которая связанная с различной скоростью созревания мозговых структур;
— половая гетерохрония нивелируется и в старшем дошкольном возрасте при созревании функциональных отделов головного мозга (при завершении формирования гностических функций);
— у девочек в старшем дошкольном, возрасте уровень развития гностических функций более унифицированный (более средние результаты), у мальчиков же – более вариативный;
— статистически значимых различий между нейропсихологическими особенностями гнозиса у мальчиков и девочек нет ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте.
Гностические функции выполняют роль в процессах естественного контакта с внешним миром, а также доставляют информацию о свойствах объектов и их взаимодействию. Под влиянием познавательных регуляций трансформируются в познавательную деятельность, где задача получение знаний становится доминирующим мотивом. К познавательным гностическим процессам дошкольного возраста относятся: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь как письменная, так и устная.
Особенно важна в развитии ребенка дошкольного возраста познавательная сфера. «В младшем дошкольном возрасте гностическое развитие ребенка идет по трем основным направлениям:
1. Расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире;
2. Возникают новые средства ориентировки;
3. Содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире» [6].
В возрасте от трех до пяти лет происходит формирование качественно новых свойств сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок включается в разные виды деятельности, учится различать отдельные признаки и свойства предметов. Восприятие постепенно выделяется из предметного действия, и развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими особенными задачами и способами. Дети переходят к знакомству с предметом на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз», то есть движение руки по предмету определяет движение глаз. «Зрительное восприятие занимает в дошкольном возрасте одно из основных мест непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассмотреть предметы формируется позднее в младшем дошкольном возрасте» [1].
Рассматривая новые, не изведанные предметы ребенок не останавливается на простом зрительном ознакомлении, он переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию: сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но зачастую не может назвать его. Действия восприятия развиваются за счет усвоения системы сенсорных эталонов: цветов спектра, геометрических форм и т.д. Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Обогащение детской речи словами, которые обозначают признаки предметов и отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.
Важную роль в гнозисе начинают играть образы памяти. Память в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается, ребенок без особых трудностей запоминает огромное количество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в самом начале дошкольного возраста, по мнению М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, «...память имеет непроизвольный характер, то есть ребенок еще не в состоянии ставить перед собой цели сознательно что-то запомнить и не использует для этого особенных средств» [6].
В дошкольном возрасте необходимо особенно выделить несколько видов деятельности ребенка, в которых развивается его память: речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Ребенок начинает использовать символы в представлении предметов и ситуаций. Именно поэтому он становится более свободным от восприятия и контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок может представлять себе объекты с помощью телесных движений, ребенок дошкольного возраста использует образы памяти. Наиболее высокая форма представления — это символы.
Ребенок начинает обдумывать то, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создает сказочные представления об объектах, которые никогда не были в его опыте. Происходит формирование умения мысленно воспроизвести скрытые части предмета на основе видимых частей и оперировать образами этих самых скрытых частей.
Символическая функция — качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, которая знаменует зарождение внутреннего мышления, который в этом возрасте нуждается во внешних опорах — игровые, изобразительные и другие символы.
«Мышление младшего дошкольника отличается качественным разнообразием. Для ребёнка все, что с ним происходит реально, именно поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность» [3]. Он эгоцентричен, потому что не умеет видеть ситуацию глазами другого человека. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета и оценивает предмет в целом. Дети с трудом соотносят цель и условия, в которых они даны. Они легко теряют основную цель.
Способность к целеполаганию находится еще в состоянии становления: дети испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно ставить цели. Детей младшего дошкольного возраста отличает возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений. В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени и числе.
В старшем дошкольном возрасте гнозис — очень сложный комплексный процесс, включающий развитие познавательных процессов таких, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение, которые представляют собой различные формы ориентации ребенка в окружающем мире.
Восприятие ребенка теряет свой глобальный характер. У него появляются категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.
Благодаря различным видам деятельности память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Происходит перестройка воображения: от репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. С помощью речи, по мнению Е.О. Смирновой, «ребенок начинает планировать и регулировать свои действия, формируется внутренняя речь» [7].
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается очень интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации: экспериментирование и моделирование. Вместе с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление.
«Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления» [4].
«В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
— которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении с взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
— которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях математическим знаниям, грамматическим явлениям, обобщенные способы конструирования» [2].
Система знаний включает в себя две зоны: зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, предположений.
В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции, которые происходят в процессе формирования знаний у дошкольников и младших школьников: «Происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Стабильные знания являются ядром познавательной сферы ребенка.
В процессе мыслительной деятельности зарождается и растет ряд неопределенных, не ясных знаний, которые выступают в форме догадок, предположений и вопросов. Эти знания становятся мощным стимулятором умственной активности детей» [5].
В ходе взаимодействия тенденций неопределенность в знания уменьшается, они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.
Вопросы, которые задают дети, являются показателем развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить новые знания.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это — одна из самых важных основ компетентности дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе. Для изучения познавательной сферы старших дошкольников можно использовать следующие методики.
1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности (количественный гнозис); Методика Пьерона-Рузера; Исследование зрительного запоминания;
2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис); Узнавание реалистических изображений; Узнавание перечеркнутых изображений; Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора);
3. Исследование невербального и вербально-логического мышления содержательные характеристики гнозиса); Узнавание конфликтных изображений-нелепиц; Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом; Простые невербальные аналогии; Исключение предметов;
4. Исследование сформированности пространственных представлений (пространственный гнозис); Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов; Складывание разрезных картинок.
Таким образом, гнозис занимает значимое место в жизни дошкольника. Развитие ребенка с нейропсихологической точки зрения происходит неравномерно, и знание нейропсихологических особенностей позволяет нам понимать уровень сформированности тех или иных мозговых структур и функций психики.
Познавательные способности напрямую связаны со сформированностью психических функций. Особенности развития гнозиса являются показателем уровня развития психики ребенка. Он учится понимать не только окружающий мир, но и самого себя. Общаясь со сверстником, ребенок видит окружающий мир не только по-своему, но и глазами другого ребенка. Для дошкольника все, что с ним происходит — реально, он верит в то, что есть здесь и сейчас. Основной источник познания — не только взрослый и сверстник, которым он только начинает интересоваться, но и сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок примеряет на себя различные роли и усваивает различные образы и опыт. Гностические особенности ребенка охватывают все сферы деятельности ребенка, например, без развития воображении и речи невозможно развитие эмоциональной сферы и общения (и наоборот), поэтому именно развитие гностических функций являются одним из важнейших показателей развития психики детей дошкольного возраста.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle