• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Особенности познавательного развития детей в дошкольном возрасте

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
09/2022
В статье на основе исследований отечественных и зарубежных психологов затрагивается проблема своевременного познавательного развития ребенка дошкольного возраста, характеризуются особенности гностического развития в разные возрастные периоды, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса с детьми в ДОО, дается перечень диагностических методик для изучения уровня познавательного развития Особенности познавательного развития детей в дошкольном возрасте

Трофимова И.А.,

специалист по учебно-методической работе, Московский педагогический государственный университет, Москва

Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов выступает гнозис (от греч. gnosis — «узнавание или знание») — умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.

Педагогам и руководителям ДОО для эффективной организации образовательного процесса необходимо знать особенности развития познавательной сферы дошкольника. Практика показывает, что педагоги в целом недостаточно компетентны в вопросах закономерностей и путей развития различных аспектов познавательной сферы ребенка, не усчитают эти особенности при организации образовательного процесса. Вот почему мы сочли необходимым обобщить результаты исследований в области возрастной психологии и раскрыть особенности познавательного гностического развития в дошкольном возрасте.

Проблема гностического развития в детском возрасте вызывает значительное количество вопросов, на которые ответить очень непросто именно потому, что все эти вопросы касаются разных сторон возраста и главным вопросом является наличие или отсутствие различий в познавательных функциях между мальчиками и девочками. В процессе психического развития ребенок преодолевает большое количество определяющих этапов в развитии гнозиса и познавательной сферы ребенка, его саморегуляции, контроля своего поведения, способности удерживать внимание и много запоминать.

Развитие гнозиса и познавательной сферы очень важно на сегодняшний день, так как познание — важнейшая потребность для детей дошкольного возраста, именно в этот период они стремятся как можно больше узнать, многому научиться и выстроить свой индивидуальный план развития. С помощью познавательной деятельности ребенок расширяет границы собственного «Я», он учится выстраивать логические связи, понимать временные и пространственные взаимосвязи, учится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Развитие гностических функций, а также отслеживание того, как развиваются эти функции очень важно для понимания того, на какой стадии развития находится та или иная область мозговой структуры детей, а также является ли развитие психики ребенка нормативным или отклоняющимся на данном возрастном этапе.

Рассматривая развитие гнозиса в дошкольном возрасте, невозможно обойтись без опоры на теорию системно-динамической локализации высших психических функций, разработанную А.Р. Лурия. В рамках этой теории говорится о том, что психической функции должна соответствовать не одна структура головного мозга, а целая динамическая система, работающая на основе объединения мозговых структур и их элементов. Данный подход отрицает существование одного четкого места локализации психических функций. Процесс становления системно-динамической структуры происходит путем качественных изменений, т.е., строение и структура детского мозга, качественно отличается от мозга взрослого человека.

Также важнейшим в детской нейропсихологии является положение о гетерохронности созревания структур головного мозга, которая для каждого ребенка обусловлена разными сочетаниями не только биологических, но и средовых факторов, которые потом становятся индивидуальными различиями в созревании мозга и формировании психических функций и поведения ребенка в целом.

Необходимо отметить, что изучения одной лишь познавательной сферы недостаточно для понимания, что происходит в психики детей дошкольного возраста. Стоит так же обратить внимание на нейропсихологические и гностические особенности развития детей такие, как зрительное восприятие, восприятие формы, пространственная ориентация, ориентация во времени и пространстве и решение сложных логико-грамматических конструкций, здесь мы обращаем внимание на таких исследователей как Глозман Ж.М., Зейгарник Б.В., Лурия А.Р., Микадзе Ю.В., Петришина О.Л., Семенович А.В., Хомская Е.Д. и др. Так же мы обращаем внимание на эмоциональные и личностные особенности развития детей: новообразования, личность, само понятие возраста, возрастные особенности этого периода жизни ребенка, социальная ситуация развития.

Мы придерживаемся мнения, что:

— существует темповая половая гетерохрония у мальчиков и девочек в дошкольном и далее в младшем школьном возрасте, которая связанная с различной скоростью созревания мозговых структур;

— половая гетерохрония нивелируется и в старшем дошкольном возрасте при созревании функциональных отделов головного мозга (при завершении формирования гностических функций);

— у девочек в старшем дошкольном, возрасте уровень развития гностических функций более унифицированный (более средние результаты), у мальчиков же – более вариативный;

— статистически значимых различий между нейропсихологическими особенностями гнозиса у мальчиков и девочек нет ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте.

Гностические функции выполняют роль в процессах естественного контакта с внешним миром, а также доставляют информацию о свойствах объектов и их взаимодействию. Под влиянием познавательных регуляций трансформируются в познавательную деятельность, где задача получение знаний становится доминирующим мотивом. К познавательным гностическим процессам дошкольного возраста относятся: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь как письменная, так и устная.

Особенно важна в развитии ребенка дошкольного возраста познавательная сфера. «В младшем дошкольном возрасте гностическое развитие ребенка идет по трем основным направлениям:

1. Расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире;

2. Возникают новые средства ориентировки;

3. Содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире» [6].

В возрасте от трех до пяти лет происходит формирование качественно новых свойств сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок включается в разные виды деятельности, учится различать отдельные признаки и свойства предметов. Восприятие постепенно выделяется из предметного действия, и развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими особенными задачами и способами. Дети переходят к знакомству с предметом на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз», то есть движение руки по предмету определяет движение глаз. «Зрительное восприятие занимает в дошкольном возрасте одно из основных мест непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассмотреть предметы формируется позднее в младшем дошкольном возрасте» [1].

Рассматривая новые, не изведанные предметы ребенок не останавливается на простом зрительном ознакомлении, он переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию: сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но зачастую не может назвать его. Действия восприятия развиваются за счет усвоения системы сенсорных эталонов: цветов спектра, геометрических форм и т.д. Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Обогащение детской речи словами, которые обозначают признаки предметов и отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

Важную роль в гнозисе начинают играть образы памяти. Память в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается, ребенок без особых трудностей запоминает огромное количество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в самом начале дошкольного возраста, по мнению М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, «...память имеет непроизвольный характер, то есть ребенок еще не в состоянии ставить перед собой цели сознательно что-то запомнить и не использует для этого особенных средств» [6].

В дошкольном возрасте необходимо особенно выделить несколько видов деятельности ребенка, в которых развивается его память: речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Ребенок начинает использовать символы в представлении предметов и ситуаций. Именно поэтому он становится более свободным от восприятия и контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок может представлять себе объекты с помощью телесных движений, ребенок дошкольного возраста использует образы памяти. Наиболее высокая форма представления — это символы.

Ребенок начинает обдумывать то, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создает сказочные представления об объектах, которые никогда не были в его опыте. Происходит формирование умения мысленно воспроизвести скрытые части предмета на основе видимых частей и оперировать образами этих самых скрытых частей.

Символическая функция — качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, которая знаменует зарождение внутреннего мышления, который в этом возрасте нуждается во внешних опорах — игровые, изобразительные и другие символы.

«Мышление младшего дошкольника отличается качественным разнообразием. Для ребёнка все, что с ним происходит реально, именно поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность» [3]. Он эгоцентричен, потому что не умеет видеть ситуацию глазами другого человека. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета и оценивает предмет в целом. Дети с трудом соотносят цель и условия, в которых они даны. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в состоянии становления: дети испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно ставить цели. Детей младшего дошкольного возраста отличает возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений. В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени и числе.

В старшем дошкольном возрасте гнозис — очень сложный комплексный процесс, включающий развитие познавательных процессов таких, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение, которые представляют собой различные формы ориентации ребенка в окружающем мире.

Восприятие ребенка теряет свой глобальный характер. У него появляются категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.

Благодаря различным видам деятельности память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Происходит перестройка воображения: от репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. С помощью речи, по мнению Е.О. Смирновой, «ребенок начинает планировать и регулировать свои действия, формируется внутренняя речь» [7].

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается очень интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации: экспериментирование и моделирование. Вместе с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление.

«Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления» [4].

«В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

— которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении с взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

— которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях математическим знаниям, грамматическим явлениям, обобщенные способы конструирования» [2].

Система знаний включает в себя две зоны: зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, предположений.

В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции, которые происходят в процессе формирования знаний у дошкольников и младших школьников: «Происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Стабильные знания являются ядром познавательной сферы ребенка.

В процессе мыслительной деятельности зарождается и растет ряд неопределенных, не ясных знаний, которые выступают в форме догадок, предположений и вопросов. Эти знания становятся мощным стимулятором умственной активности детей» [5].

В ходе взаимодействия тенденций неопределенность в знания уменьшается, они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.

Вопросы, которые задают дети, являются показателем развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить новые знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это — одна из самых важных основ компетентности дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе. Для изучения познавательной сферы старших дошкольников можно использовать следующие методики.

1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности (количественный гнозис); Методика Пьерона-Рузера; Исследование зрительного запоминания;

2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис); Узнавание реалистических изображений; Узнавание перечеркнутых изображений; Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора);

3. Исследование невербального и вербально-логического мышления содержательные характеристики гнозиса); Узнавание конфликтных изображений-нелепиц; Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом; Простые невербальные аналогии; Исключение предметов;

4. Исследование сформированности пространственных представлений (пространственный гнозис); Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов; Складывание разрезных картинок.

Таким образом, гнозис занимает значимое место в жизни дошкольника. Развитие ребенка с нейропсихологической точки зрения происходит неравномерно, и знание нейропсихологических особенностей позволяет нам понимать уровень сформированности тех или иных мозговых структур и функций психики.

Познавательные способности напрямую связаны со сформированностью психических функций. Особенности развития гнозиса являются показателем уровня развития психики ребенка. Он учится понимать не только окружающий мир, но и самого себя. Общаясь со сверстником, ребенок видит окружающий мир не только по-своему, но и глазами другого ребенка. Для дошкольника все, что с ним происходит — реально, он верит в то, что есть здесь и сейчас. Основной источник познания — не только взрослый и сверстник, которым он только начинает интересоваться, но и сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок примеряет на себя различные роли и усваивает различные образы и опыт. Гностические особенности ребенка охватывают все сферы деятельности ребенка, например, без развития воображении и речи невозможно развитие эмоциональной сферы и общения (и наоборот), поэтому именно развитие гностических функций являются одним из важнейших показателей развития психики детей дошкольного возраста.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению