При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Подлесных О.Ю.,
Нимгирова Ольга Б.-Г.,
воспитатели ГБОУ «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля», Москва
Воспитание любви и преданности к Родине, ответственности и гордости за нее, желания трудиться на ее благо закладывается с раннего детства. Без уважения к истории своего Отечества невозможно вырастить полноценную личность с чувством собственного достоинства. Вот почему нравственно-патриотическое воспитание — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду.
Чувство патриотизма формируется постепенно под влиянием примера взрослых, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье и ДОО. Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.
Способы и средства подачи информации для приобщения к народной культуре и традициям
Основным направлением работы должен стать поиск наиболее оптимальных способов приобщения детей к народной культуре и традициям. В качестве средств мы определили сезонные фольклорные праздники и развлечения с ярко выраженной образной идеей, доступной пониманию детей, связанные с ближайшим социально-природным окружением ребенка. Считаем, что, наряду с сильным эмоциональным зарядом, праздник несет в себе большую информативную функцию, поэтому важно, чтобы в процессе подготовки к празднику и развлечению дети усваивали знания о самобытной культуре и традициях своего народа, понимали ее ценность и значимость. Такое осознание возможно только при деятельном личном участии, поэтому в праздничное действие важно включать все компоненты, лежащие в основе формирования патриотического чувства. С этой целью мы определили принципы отбора содержания фольклорных праздников и развлечений:
• ясность и яркая выраженность культурных традиций народа;
• образное воплощение праздничной идеи;
• доступное для понимания детей содержание;
• динамичное развитие действия.
Именно при такой подаче идея праздника, содержательно выраженная и образно представленная, будет обеспечивать развитие эмоционально-чувственной, мотивационной и когнитивной сфер ребенка. А принятие идеи и содержания формирует интеллектуальные и нравственные представления детей, способствующие положительному отношению к народной культуре и определяющие дальнейшее развитие высших нравственно-социальных чувств, в том числе патриотизма.
Примерами могут служить праздники по темам: «Ярмарка», «Васильев день — Новый год», «Масленица», «Веснянка». Их можно провести в конце ноября, января, февраля и марта. Их отличительная особенность — наличие четко сформулированной идеи, которая может быть представлена конкретным образом, что особенно важно для восприятия дошкольниками.
Также можно организовать тематические развлечения (викторина «Защитники Родины в народных сказках и былинах», инсценировка сказки «Репка на новый лад», «Волшебный сундучок», «В гостях у сказки», кукольный театр «Лисичка со скалочкой», «Щедрый вечер») и провести мероприятия, организованные совместно с родителями («Посиделки», «Наша Масленица», «Как в старину весну встречали»). При организации любой деятельности следует уделять внимание содержанию речевой, игровой, изобразительной и трудовой деятельности, которые возможно отразить в праздничном действии, влияя на детей на эмоционально-мотивационном уровне и обогащая их знаниями о традициях и культуре русского народа.
При подборе материала и организации игр и самостоятельной деятельности детей, предшествующих тематическим праздникам и развлечениям, необходимо адаптировать фольклорные тексты под детское восприятие.
В работе должны применяться традиционные формы и методы репродуктивного характера, способствующие формированию конкретных представлений и положительного отношения к празднику у детей, пробуждающие интерес к праздничному действию и мотивирующие к участию в нем. Это: беседы, уточняющие и конкретизирующие имеющиеся знания и представления; игры и занятия в игровой форме; рассказывание и проигрывание сказок; разучивание различных жанров фольклора; занятия, формирующие представления и отношения детей и иные формы, которые могут быть реализованы впоследствии на празднике.
Методическая и воспитательная работа должна быть направлена на организацию и проведение праздника или развлечения, закрепляя полученные ранее знания и формируя новые представления о традициях. Само мероприятие строится так, чтобы его основная идея была не только осознана, но и прочувствована и обыграна детьми.
По итогам тематического мероприятия проводится методическая работа по закреплению полученных воспитанниками знаний, развития их познавательных интересов и патриотических чувств с последующим отражением в самостоятельной творческой деятельности и поведении.
Данный этап предусматривает два направления работы:
— оценку усвоения детьми темы прошедшего мероприятия, уровня заинтересованности, полученных впечатлений;
— формирование новых знаний, представлений и интересов к последующему празднику.
С целью расширения и закрепления полученных знаний в повседневной жизни и на самом празднике рекомендуется использовать дидактические игры, этические беседы.
Эмоции к чему или кому-либо проявляются, прежде всего, в ежедневной деятельности. Это в равной мере относится и к патриотическим чувствам и отношению к своей стране, Родине. Наибольшая активность ребенка, предполагающая конкретный результат, связана с его непосредственной деятельностью, поэтому он должен не только получать знания на наглядно-вербальном уровне, но и тут же проигрывать их, либо закреплять в других активностях.
Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие отождествлять себя или близких людей с героями и персонажами, необходимо отдавать предпочтение развлечениям и праздникам на основе интеграции разных видов деятельности и образовательных областей. Ведущими мероприятий могут быть фольклорные персонажи — Петрушка, Бабушка-Загадушка, Василиса, Снегурочка, знакомые детям по сказкам, либо воспитатель как проводник идей этих фольклорных персонажей через полученные от них письма и посылки.
Несмотря на то, что дети хорошо воспринимают и чувствуют народные сказки, содержащие элементы традиций прошлого, существует сложность подбора познавательного материала для фольклорных и тематических занятий из-за его исторической направленности. Поэтому исторические знания о быте и жизни народа оптимально рекомендуется передавать через ознакомление со сказкой, обыгрывая сказочный сюжет.
Информацию, полученную на этапе предварительной работы, дети закрепляют при разучивании народных песен, рассказывании потешек, отгадывании загадок, рисовании знакомых элементов народной росписи. При подготовке занятий педагогам стоит обратить внимание на характерные песенно-танцевальные народные формы: хороводы, заигрыши, обыгрывание и др. Преимущество таких форм в специфике представления образа (с момента первичного знакомства с ним до осмысления его деятельности), появлении новых персонажей, обогащающих своими действиями дальнейшее представление. Примерами таких форм являются песни-игры, песни-хороводы: «Где был, Иванушка?», «Тень-тень, потетень», «Ходит Ваня» и другие. Все эти песенно-танцевальные формы не только дают детям руководство к определенному действию, но и помогают формированию конкретных представлений, связанных с жизнью и бытом народа.
Пример мероприятия «Русские богатыри — защитники Руси»
Приведем пример подачи информации для одного из праздников, посвященного русским богатырям. Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. В ходе подготовки к развлечению дети знакомятся с таким фольклорным жанром, как былина, у них формируется представление о былинных героях, заступниках — богатырях, их характере и поступках, пробуждается желание подражать им, понимать сущность таких качеств, как смелость, отвага.
Для знакомства детей с данными героями используется чтение фольклорных произведений: отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и князь Владимир»; просмотр мультфильма в современном стиле «Алеша Попович и Тугарин змей»; беседы с использованием репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри», иллюстрации с изображением защитников и их подвигов, сражений за свою Родину, за свой народ, свою семью.
Можно запланировать беседы по сказкам, в которых прослеживаются героические подвиги и добрые нравственные поступки не только богатырей, но и других героев («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и Серый Волк», «Финист — Ясный сокол», «Гуси-лебеди»). С помощью таких сказок формируется представление о том, что в разные промежутки времени у народа были свои защитники и заступники, подвиги их запоминались и передавались в устном народном творчестве (слагались народные сказки, былины и т.д.).
Полученные знания можно закрепить в ходе развлечения в форме викторины «Защитники Родины в народных сказках и былинах». Группу делят на две команды или в мероприятии принимают участие дети параллельной группы. Командам даются задания. Так, дети должны отгадать сказки и былины, в которых они узнали кого-то из защитников русского народа; подобрать картинку с изображением героев Родины к определенной сказке или былине; назвать больше фольклорных произведений, где присутствуют защитники Родины.
Оснащая развивающую среду, следует добавить в игровой уголок различные предметы, которые используют защитники в своих сражениях, такие как: копье, меч, лук и стрелы, щит, кольчуга, шлем. Таким образом, мы погружаем детей в атмосферу того времени, когда жили герои, стремимся донести до детей, что чувствовал народ, когда находился рядом с ними (чувство защищенности, спокойствия за своих родных и близких). Этот материал можно использовать и в ходе сюжетно-ролевых подвижных игр, самостоятельной деятельности детей. Можно предложить детям подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием: «Кто поможет», «Богатырь и разбойники». Такие игры воспитатели могут придумать сами.
Популярностью в качестве формы работы пользуются различные праздники-ярмарки с фольклорной тематикой. Для объяснения идеи праздника с детьми можно повторить русскую народную сказку «Репка», предложить рассказать ее по иллюстрациям и затем нарисовать героев и саму репку. Собрав рисунки, можно спросить: «Вот сколько много теперь у нас репок! Что теперь мы будем с ними делать?» Выслушать ответы детей, а потом рассказать, что же делали раньше на Руси, когда собирали большой урожай (его везли продавать или обменивать на другие вещи — одежду, игрушки, книжки, в специальное место, которое называлось «ярмарка»).
Можно предложить детям игру-драматизацию и показать спектакль с новым названием «Репка на новый лад», где дети сами предложат вариант событий, что стало дальше после того, как репку вытянули. Для формирования представлений у детей о русском народе, их быте дома и на улице, традициях, закрепления идеи ярмарки в сценарий спектакля могут быть включены потешки, песенки, частушки, загадки, пляски и игры. Перед проведением этого спектакля стоит добавить в среду народные предметы обихода: деревянные лавки, деревянный стол, на котором лежала расписная скатерть, на столе находились деревянные ложки, самовар, глиняные горшочки и другие предметы с целью погружения детей в атмосферу русского национального быта. Во время спектакля каждый ребенок должен спеть частушку, либо потешку («Радуга, дуга…»), сплясать или загадать загадку (про репку), поиграть в игру («Кошки-мышки») со зрителями.
В ходе беседы можно расширить представления детей о ярмарке, рассказав, что там не только овощи продавали, но и различные предметы быта, поделки и игрушки. Далее можно устроить рассматривание народных игрушек (изделий народных промыслов) и занятие по лепке или аппликации и другим видам творчества и предложить детям организовать ярмарку поделок. Во время диалога с детьми важно отмечать трудолюбие русского народа, его старание вырастить хороший урожай, изготавливать предметы быта, посуду, игрушки, поддерживая у детей стремление к старательности, желание выполнить работу качественно, доводить начатое дело до конца. Можно предупредить детей, что на ярмарку возьмут только самые аккуратные поделки, но так, чтобы замечание не вызвало огорчения у несправившихся детей.
Можно привлечь родителей к участию в подготовке праздника «Ярмарка», попросив их принести из дома вещи для группы в день праздника или заранее изготовить фольклорные поделки или элементы народного костюма. В мини-музей группы силами родителей можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Таким образом, благодаря систематической и последовательной работе дети узнают о традициях народа, фольклорных произведениях и их героях, природных особенностях родного края.
Говоря о воспитании у ребенка патриотических чувств и отношения к Родине, мы должны, в первую очередь, заботиться, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, развитие нравственно-волевых, морально-нравственных качеств настоящего гражданина своей страны, почитающего ее традиции и культуру.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle