• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере исторической личности

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
04/2022
Патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере исторической личности

Кузьмина И.В.,

инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 7 «Дельфин», пгт Вахрушев Сахалинской обл.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом», — писал С. Михалков. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности — достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. И чтобы наши потомки не забыли и понимали значение слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное — должны научить этому наших детей.

Дети дошкольного возраста — восприимчивые, любознательные, отзывчивые, их легко можно чем-то заинтересовать. С детства начинает формироваться чувства патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее. И поэтому в детском саду необходимо создавать все условия для решения задач патриотического воспитания дошкольников, обращаясь к историческому прошлому нашего государства, воспитывая чувство гордости и уважения к ее истории, а также к людям, внесшим значимый вклад в развитие и защиту государства.

Дошкольникам необходимо знать историю нашей страны, в которой немаловажную роль сыграли отдельные исторические личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться ими и, самое главное — уважать свою родную землю.

Имя Александра Невского — одно из самых значимых в истории нашей страны. Александр Невский до сих пор является героем для русских людей. Изучая историю жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине были заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского — святого из прошлого, освещает нам дорогу в будущее, является примером русского духа.

Времена Благоверного князя Александра Невского — это время давно длившихся войн. Русь нуждалась в защите от кочевников на востоке и крестоносцев и шведов на западе. Это сказывалось на всем укладе жизни русских людей и накладывало свои особенности на воспитание детей, в частности мальчиков.

Физическое воспитание будущих воинов осуществлялось в процессе игрищ, связанных с разного рода культовыми обрядами. Как правило, составляющими этих игрищ были не только песни и пляски, но и соревнования в прыжках, беге, борьбе, стрельбе из лука, метании копья. Игры представляли собой подобие состязаний, эстафет, поединков. Они несли большое воспитательное значение — способствовали вырабатыванию у молодого поколения сноровки, привычки к преодолению трудностей, воспитывали чувство коллективизма, смелость, самостоятельность.

Изучая тему «Александра Невского», мы задумались над тем, как сделать так, чтобы нашим воспитанникам было интересно и не скучно усваивать ее, и какой же метод и форму работы нам выбрать? Подумав, мы пришли к выводу, что для дошкольников самым эффективным методом по данной теме станет метод проекта.

Этот метод дает возможность работать по выбранной теме во всех режимных моментах, вовлекая в этот процесс родителей воспитанников, применяя при этом интеграцию образовательных областей: познавательное, физическое, а также речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Актуальность данной темы заключается в воспитательной значимости, в ходе работы над которой формируется нравственная личность, воспитанная на общечеловеческих ценностях, национальных традициях, гражданственности, любви к своей семье, Родине. Для решения поставленых задач, направленных на патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере Александра Невского, мы разработали проект «Защитник земли Русской — Александр Невский».

В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого страны, которая позволяет глубоко осознать и почувствовать полученную информацию.

Цель: воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с исторической личностью.

Задачи

Патриотическое воспитание:

— формировать представление о русском князе Александре Невском как о защитнике Отечества;

— знакомить с доспехами, военным снаряжением русского воина;

— способствовать пониманию детьми образа русского воина, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

— воспитывать отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине , поддерживать желание быть похожими на русских воинов;

— расширять словарный запас: воины — дружина, застава, Родина — Отечество;

— ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Физическое воспитание:

— обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка;

— помочь приобрести запас двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни;

— создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре.

Работа проводилась со старшими дошкольниками в три этапа.

Организационно-подготовительный

Цель: подбор необходимого материала по теме, систематизация и подготовка к применению в рамках реализации проекта.

На этом этапе мы провели подборку методической и художественной литературы по теме; разработали перспективный план по проекту; создали картотеку физкультминуток, загадок, поговорок и пословиц о Родине и ее защитниках, о силе, смелости, храбрости; сделали подборку дидактических игр, подвижных игр и эстафет, разработали конспекты занятий, сценарий спортивного праздника.

Подготовили консультации, папки-передвижки для родителей. Провели тестирование детей — для выяснения, что такое «Отечество», какими качествами должен обладать защитник Отечества, и анкетирование родителей.

Основной, формирующий

Цель: реализация проекта; расширение знаний детей об истории нашей Родины, ее защитниках, исторических героях.

На втором этапе большой интерес у детей вызвал цикл бесед с просмотром презентаций:

— «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» — рассказали детям о его роли в исторических событиях нашей Родины;

 

Фото 1

 

— «Доспехи и снаряжение защитников земли Русской» — познакомили детей с одеждой русских воинов, ее назначением, названиями предметов защитного вооружения (шлем, кольчуга, меч, копье, палица и т.д.) (фото 1);

— занятие по физическому развитию «Мы ребята смелые, ловкие, умелые» — совершенствовали двигательный опыт детей (фото 2);

 

Фото 2

Фото 3

 

— утренняя гимнастика «Кто с булавой занимается, тот здоровья набирается» — позволила с утра создавать у детей отличное настроение, поднимать эмоциональный и мышечный тонус (фото 3);

— просмотр мультфильма «История Александра Невского для малышей» позволил лучше узнать о жизни великого русского полководца Александра Невского;

— в самостоятельной деятельности дети были увлечены дидактическими и настольными играми: «Назови доспехи», «Собери воина в поход», «Сложи картинку»; «Да — нет», «Подбери слова», «Продолжи пословицу»;

— были организованы подвижные игры, направленные на развитие силы рук и ног, быстроты движений, меткости: «Перетягивание каната»; эстафеты: «Кто быстрее проскачет на коне», «Меткий богатырь», «Дорога препятствий» (фото 4);

 

Фото 4

 

— свое видение защитников Отечества дети отражали в творческих работах через рисунки: «Дружина Александра Невского», «Верный друг», лепку: «Конь дружинника», «Доспехи воина» (фото 5);

 

Фото 5

Фото 6

 

— дети знакомились с книгами, из которых они узнали о жизни защитников земли Русской, об их мужестве, смелости и отваге.

Важно отметить, что успех реализации любого проекта зависит от активности участия в нем родителей воспитанников. Родители с удовольствием устраивали дома совместные чтения художественной литературы по теме, разучивали поговорки и пословицы о Родине и ее защитниках. Изготовили доспехи и снаряжение древнерусского воина для спортивного праздника.

Итоговым мероприятием был спортивный праздник «Школа молодого защитника», который доставил детям много радости, в спортивных состязаниях команды показали свою ловкость, сноровку и удаль, присущую настоящим защитникам, у детей повысилось чувство взаимоуважения, поддержки, доброго, дружеского отношения друг к другу (фото 7, 8).

 

Фото 7

Фото 8

 

Практика показала, что такие проекты способствуют сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к истории, культуре, наследию России, гармонизируют детские и детско-родительские отношения, вызывают у детей желание заниматься физкультурой.

Заключительный

На этом этапе нашего проекта было проведено повторное тестирование детей подготовительной к школе группы на определение приобретенных знаний: «Что такое Отечество?», «Кто такие защитники Отечества?», «Каким он должен быть?»

Сравнительный анализ показал, что высокий уровень приобретенных знаний дошкольников увеличился в 2 раза.

В процессе проведенной работы у детей появился интерес, расширились знания о прошлом нашей Родины, об исторической личности — князе Александре Невском как защитнике Отечества. На примере этого героя дошкольники увидели образ сильного, отважного, мужественного человека.

Мальчики раскрылись, почувствовали себя мужественными, заботливыми, научились рассказывать сверстникам и взрослым об интересных фактах, событиях истории. У детей расширился словарный запас.

Дети испытали гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины. А единство требований детского сада и семьи обеспечило детям условия для полноценного развития нравственных ценностей и духовных сил.

Литература

Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. М., 2017.

Мещерякова С.В., Логвинова О.Ю. и др. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 886—888.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению