• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
07/2022
В статье затрагивается проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр. Раскрываются критерии отбора литературных произведений для решения данной задачи. Приводятся конкретный алгоритм использования сказки для патриотического воспитания детей, а также диагностический инструментарий. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры

Солонченко С.Г., старший воспитатель, Школа № 113, Москва

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, так как ребенка этого возраста отличают внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.

Важность задач патриотического воспитания детей подчеркнута и в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации». В ней утверждается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Задачи и содержание патриотического воспитания детей шестого года жизни опираются на возрастные особенности. Патриотическое воспитание в этом возрасте идет через формирование познавательного отношения к миру. У детей формируют основы экологической культуры, чувство уважения к своему народу, его культуре и истории, чувство любви и гордости за свою родную страну. Воспитывают эмоциональную и эстетическую отзывчивость к окружающему миру. Детей знакомят с историей родной страны, города, достопримечательностями, общественной значимостью труда. Уделяют большое внимание ознакомлению с русской народной культурой.

У детей шестого года жизни в этот период закладываются чувства ответственности, справедливости, формируется положительное чувство от инициативности действия, развиваются социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Необходимо подчеркнуть, что закладываются основы гражданственности, пробуждается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребенком собственной гражданской позиции.

На каждом дошкольном возрастном этапе существуют свои приоритетные средства патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма у детей шестого года жизни успешно проходит в процессе ознакомления и приобщения к культурному наследию, осуществляется через формирование национального духовного характера. Необходимо знакомить детей с народными традициями и обычаями, вызывать интерес и стремление соблюдать их. На них основана духовно-нравственная жизнь народа, обеспечивающая связь поколений и преемственность.

Одно из значимых средств патриотического воспитания старших дошкольников — использование театрализованной игры.

Театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального, художественно-эстетического воспитания и выразительности речи ребенка, прививает устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Участие в театрализованных играх дает возможность детям глубже познать окружающий мир.

Театрализованная игра — один из эффективных способов воздействия на ребенка, развития его как личности. В ее основе наиболее ярко проявляется один из основных принципов обучения: «учить играя».

Исходя из различных точек зрения на театрализованную игру, ее возможно рассматривать как деятельность, подчиненную конкретному сюжету, протекающую в определенных временных и пространственных границах. Общее для всех театрализованных игр — наличие зрителей.

Театрализованная игра обладает способностью воздействовать на ребенка в его развитии, воспитании положительных качеств личности, возможности познавать себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Перед использованием театрализованных игр мы предлагаем проводить специальную диагностику, чтобы определить уровень представлений детей о традиционной русской культуре. Приведем пример такой диагностики.

Беседа «Представления детей старшего дошкольного возраста о традиционной народной культуре».

Диагностика проводится в форме беседы с целью выявления представлений детей о традиционной народной культуре.

Задачи:

— выяснить у детей представления о быте русских людей;
— выявить представления детей об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем;
— выявить у детей знания пословиц, поговорок, загадок, русских народных сказок, устного народного творчества.

Исследование проводится в формате индивидуальной беседы. Каждому ребенку предлагаются вопросы, определяющие его знания в области традиционной народной
культуры.

Вопросы для беседы

1. В каких домах раньше жили люди?
2. Какой самый главный предмет обихода в русской избе?
3. Как служила печь человеку?
4. В каких русских сказках упоминается о печи?
5. Расскажи об одежде, которую носили женщины и мужчины на Руси?
6. Какую обувь носили на Руси (туфли, башмаки, чеботы, сапоги, лапти, онучи, валенки)?
7. Какой был главный продукт на столе?
8. Какие традиционные блюда русской кухни ты знаешь (блины, оладьи, ватрушки,
печенье, каша)?
9. Что пили в жаркую погоду (квас, холодное молоко, березовый сок)?
10. Какие виды народных промыслов ты знаешь (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель, резьба
по дереву)?
11. Какие русские народные игры ты знаешь?
12. Расскажи, из чего раньше делали игрушки (из глины, дерева, ниток, соломы).
13. Нравятся ли они тебе? Если нравятся, то чем?

Оценка знаний проводилась в соответствии с выбранными критериями, занесенными в таблицу, приводим ее здесь (табл. 1).

Максимальное количество баллов — 18, 2 — самый высокий балл, полные представления, расширенные ответы на вопросы, 1 — неполные представления, короткие или не совсем верные ответы, 0 — отсутствуют представления.

Педагогический процесс направлен на развитие у детей интереса к сказочным образам как носителям народных ценностей, опыта восприятия и отражения в театрализованной игре.
Помимо отобранных сказок мы используем и другие литературные жанры, направленные на расширение представлений детей о героях сказок, предметах народного быта, природных явлениях: загадки, стихи, пословицы и т.д.

Чтобы заинтересовать детей в проводимых нами мероприятиях мы разработали алгоритм применения театрализованной игры для патриотического воспитания детей.
1. Выбор произведения для театрализованной игры с последующей работой над его текстом, включающей в себя:

— чтение сказки;
— беседа с детьми по вопросам о сюжете сказки;
— выделение особенностей, связанных с патриотической направленностью (описание народного быта, одежды героев сказки, черты национального характера, взаимоотношения людей, использование народных и культурных традиций, какая народная мудрость в ней заключена и т.д.);
— побуждение к выражению отношения детей к героям сказки.
2. Мотивация (личностная, познавательная, игровая, социальная и т.д.).
3. Раскрытие и анализ содержания произведения.
4. Подготовка атрибутов и места игры.
5. Распределение ролей.
6. Варианты игры (предложение и проигрывание).

Проведение игры с применением полученных знаний и опыта.

Рассмотрим на примере работы по подготовке к театрализованной игре по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Мы выбрали это произведение как хорошо известное детям с более раннего возраста. Тем не менее, было необходимо прочитать сказку, чтобы дети могли еще раз вспомнить ее содержание. После чтения была проведена беседа по вопросам: о чем сказка, кто ее герои, их характеристика, какие события отражены в ней, описан ли народный быт, отражены ли народные обычаи и традиции, каковы взаимоотношения героев, семейные и нравственные
отношения, какая народная мудрость в ней заключена и т.д.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению