• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Патриотическое воспитание старших дошкольников (нужны ли дошкольникам «Разговоры о важном»)

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
Авторы привлекают внимание к теме патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. В статье дается значимость и рассматриваются пути патриотического воспитания, формы работы в этом направлении. Предлагается пример конспекта занятия в рамках патриотического занятия детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание старших дошкольников (нужны ли дошкольникам «Разговоры о важном»)

Орехова С.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории;

Баскакова А.А., Горбунова Н.И.,

воспитатели ГБОУ «Школа № 1547», Москва

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Именно поэтому так актуальна проблема системного нравственно-патриотического воспитания детей начиная с раннего возраста. Патриотическое воспитание — сложный и деликатный процесс.

Патриотические чувства так многогранны по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего.

Чувство патриотизма весьма сложное, насколько правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

Воспитание патриотических качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприятием серьезных социальных явлений, и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему. Взрослый помогает ребенку выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное, показывает ему зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогом, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.) .

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в такой последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем — к городу, стране. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в ДОО, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей — начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенка переходи к конкретизации — у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место у реки для рыбалки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Важное направление патриотического воспитания — приобщение детей к традициям народа. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Базой формирования патриотизма служат глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку.

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа. Любовь к своей Родине, знания о неповторимости и богатстве ее культурных традиций, бережное отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребенка. Дошкольник еще не разбирается в политических и социально-экономических противоречиях и дискуссиях. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.

В качестве примера занятия в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста предлагаем ознакомиться с конспектом организованной образовательной деятельности (ООД) по истории Московского Кремля.

Как строился Московский Кремль

Цель: ознакомление детей с историей строительства Московского Кремля и показ им самоотверженности, патриотизма русского народа; развитие у детей активности, самостоятельности, инициативности, умения делать самостоятельные выводы.

Методические материалы (для воспитателя): репродукции картин А.М. Васнецова «Основание Москвы. Постройки новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Город строится. Строительство деревянных стен Кремля. XII век», «Московский Кремль. Соборы. 1894 год», фотографии с изображением Московского Кремля в настоящее время, памятника Юрию Долгорукому, фрагмента Кремлевской стены.

Лист бумаги для создания карты-панно, с помощью которой будет опредмечиваться метафора «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Ход занятия

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографию с изображением Красной площади и Спасской башни Кремля. Интересуется у детей тем, что изображено на фотографии, в каком городе и где находится эта башня с часами, как она называется, приходилось ли им встречаться с ее изображением лично или на экране телевизора, что известно об этом месте.

В том случае, если дети будут затрудняться с ответами на поставленные вопросы, педагог рассказывает им о том, что на фотографии изображены Красная площадь и Спасская башня Московского Кремля, которые находятся в главном городе, столице нашей Родины — Москве. Спрашивает у детей, что им известно о том, когда и с какой целью был построен Кремль.

После того как всем детям будет предоставлена возможность высказаться, педагог делает общие выводы. В случае, если дети будут испытывать затруднения, педагог сам рассказывает им, что «давным-давно на Руси жил-был князь, которого звали Юрий Долгорукий…» (педагог показывает детям фотографию памятника Юрию Долгорукому и задает им следующие вопросы):

— Что вы можете сказать об этом человеке?

— Это мирный человек или воин?

— Какой у него характер? Что вы можете сказать об одежде Юрия Долгорукого, о его оружии?

— Почему он сидит на коне?

Далее педагог рассказывает, почему в центре Москвы установлен памятник князю Юрию Долгорукому.

«Однажды князь Юрий Долгорукий ехал по глухому сосновому бору и оказался на высоком холме, у подножья которого протекали две реки. Осмотрелся князь (педагог показывает жестом, приложив руку козырьком к глазам), а потом вытянул руку вперед (педагог показывает детям это движение руки на фотографии) и сказал... Как вы думаете, что сказал князь Юрий Долгорукий своей дружине? Очевидно, это место князю очень понравилось, и движением руки он указал на то, что следует остановиться здесь и на этом месте основать (построить) город, который потом назовут Москвой. Вот почему князя Юрия Долгорукого называют основателем Москвы.

Однако большим городом Москва стала не сразу. Вначале возникло маленькое поселение, в котором жили люди, работали, растили своих детей. Но жить людям в этом поселении было трудно, потому что на них постоянно нападали враги.

Требовалось помочь людям и защитить их от врагов. И тогда князь Юрий Долгорукий решил в центральной части города, на высоком Боровицком холме, на берегу Москва-реки и устья реки Неглинной построить Кремль-крепость. Отдельные дома города было трудно защитить от набегов врагов, а небольшую территорию Кремля легче превратить в крепость — обнести высоким и прочным забором, поставить вооруженную охрану».

Чтобы дети могли себе представить ход строительства, педагог предлагает им рассмотреть репродукцию картины художника А.М. Васнецова «Основание Москвы. Постройки новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.» и задает детям следующие вопросы:

— Из каких материалов строились стены Кремля, церкви, дома?

— Как вы думаете, мастера каких специальностей трудились на строительстве Кремля?

— Как называется ограждение из врытых в землю стоящих часто кольев или заостренных бревен? (Частокол.)

— Как вы думаете, вокруг кого столпились строители и землекопы, кто дает им указания? (Князь.)

— А как вы считаете, сам князь с дружинниками тоже жил в Кремле или нет? (Жил.)

Педагог принимает ответы детей и хвалит их за умение строить предположения и предлагает рассмотреть следующую репродукцию картины А.М. Васнецова «Город строится. Строительство деревянных стен Кремля. ХII век».

После того как дети рассмотрят репродукцию, педагог может предложить им расположить на стенде обе картины, в соответствии с последовательностью изображенных на них событий (начало строительства Кремля и продолжение строительных работ), а затем продолжает свой рассказ:

«Московский Кремль располагался на очень удобном месте — холме рядом с рекой. А как вы, дети, думаете, почему князь выбрал место для Кремля рядом с рекой? Потому что со стороны реки враги не могли подойти к Кремлю незамеченными, кроме того, без воды люди не могли бы выдерживать длительные осады. Вначале у стен Кремля соорудили вал, который был насыпан из песка и укреплен бревнами. Поверх него строились оборонительные сооружения высотой около 3 м (педагог показывает детям эту высоту). Внутри стен имелись «мосты» — настилы, по которым ходили лучники, обстреливавшие неприятеля через бойницы.

Вал с деревянными стенами возвышался над землей на высоте современного четырехэтажного дома, и штурмовать такое сооружение было крайне сложно. Но кроме высоких стен воздвигались и башни. А как вы думаете почему? Чтобы из башен можно было видеть, не приближается ли к городу враг, а в случае его приближения ударяли в набат — колокол, и горожане готовились к обороне.

Окруженный водой и высокой насыпью со сторожевыми башнями, Кремль стал надежной защитой для поселенцев Москвы. В Кремле кроме оборонительных сооружений находились терема и палаты князей, бояр. А вокруг Кремлевской стены селились ремесленники, купцы».

Педагог предлагает детям рассмотреть репродукцию картины художника А.М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы» и спрашивает у детей, узнали ли они изображение Кремля, и почему он теперь не деревянный, а из камня? Затем предлагает детям послушать, как эти события описала в своих стихах поэтесса Наталья Кончаловская:

…Сорок лет земель Московских не топтал татарский конь,

Но у старых стен Кремлевских был опасный враг — огонь.

Как в засушливое лето загорится что-то, где-то,

Дым закрутится седой в слободе за слободой.

Тын за тыном, дом за домом, по лачугам, по хоромам

Запылает вся Москва, как в печи горят дрова.

До Кремля огонь добрался, по дворам разбушевался,

Велика Москва была, да сгорела вся дотла...

Пожар принес много горя людям и лишил надежной защиты, деревянные стены Кремля частично сгорели, и он стал открытым для нападений врага. Поэтому приняли решение построить новые, но более крепкие стены из камня. Для строительства использовался белый камень — известняк, очень стойкий, крепкий, но тяжелый.

За один год построили белые стены Кремля, хотя мастера работали в очень трудных условиях. Дело в том, что враги постоянно совершали набеги на Кремль, и строители были вынуждены возводить каменные стены даже во время сражений под прикрытием воинов, находившихся на старых деревянных стенах. Но как только каменная стена была построена, то деревянную стену разбирали.»

А теперь еще раз внимательно рассмотрите репродукцию картины А.М. Васнецова и скажите, из белого известняка или красного кирпича изображены на ней кремлевские стены? Правильно. Художник изобразил стены из красного кирпича, которые появились значительно позже.

Почти 100 лет белокаменные стены, о которых я вам рассказывала, оставались неприступными, но со временем они обветшали и начали разрушаться. И тогда решили начать грандиозное строительство: вокруг Кремля возвести мощные стены и башни из красного кирпича.

Для построек москвичи стали делать кирпичи.

Девятнадцать грозных башен простояли пять веков,

Никакой им враг не страшен, сколько б ни было врагов.

Сохранились эти стены, до сих пор они стоят —

Неприступны, неизменны, как и пять веков назад...

Педагог размещает на стенде фотографию с изображением фрагмента Кремлевской стены.

«Как вы думаете, дети, почему стены оказались такими прочными? Вы считаете, что прочными стены стали благодаря кирпичу? Но это не совсем так. Дело в том, что при строительстве стен мастера придумали хитрость. Вначале они сложили стены из камней, затем залили их известью, а сверху обложили кирпичом. Известь связала камни и кирпичи в такой прочный монолит, что стены не могли разрушить даже стенобитные машины врага, поэтому они сохранились до наших дней.

Кремлевские стены очень высокие (от 9 до 19 м). Это примерно высота трех- и шестиэтажного дома, поэтому враги, много раз атаковавшие Кремль, не смогли взобраться на его стены. Толщина стен тоже разная, от 3,5 до 6,5 м, поэтому по широкой Кремлевской стене можно ходить. Проход внутри стен защищен высокими (2—2,5 м) зубцами, выполненными в форме ласточкина хвоста и называются они мерлонами. Через бойницы мерлонов воины стреляли из ручного огнестрельного оружия — луков и самострелов (арбалетов), которые были в то время оружием страшной силы и дальнобойности.

Снизу стены еще имели ряд амбразур, где размещались пушки. У стен Кремля со стороны Красной площади сооружен широкий и глубокий ров, соединивший реку Неглинную с Москва-рекой. В результате этого Кремль, со всех сторон окруженный водной преградой, превратился в мощную островную крепость своего времени. При этом стены не только представляют собой мощные оборонительные сооружения, но и украшают Кремль. На их темно-красном фоне четко вырисовываются белокаменные соборы, золотые купола, зелень деревьев. Стены Кремля объединяют все постройки, похожие на сказочный город, яркий и праздничный».

Далее педагог предлагает детям сравнить постройки деревянного н каменного Кремля и перечислить сходства и отличия, не только по материалу (дерево — камень), но и по архитектуре. Воспитатель может также сказать детям, что для строительства башен и соборов Кремля приглашались иностранные (итальянские) зодчие, которые, работая в содружестве с русскими мастерами, учитывали местные особенности и русские традиции.

По окончании занятия педагог размещает на стенде большую бумажную полосу, на которой обозначены разные исторические времена: от прошлого к настоящему («древность», «старина», «наше время») и просит детей разместить на ней все фотографии и репродукции картин А.М. Васнецова, использованные на занятии, в хронлогическом порядке (воспитатель не подсказывает). Кроме того, детям надо доказать, почему они разложили иллюстрации именно так, а не иначе. По окончании работы карта-панно размещается в группе.

Итак, пути воспитания патриотизма могут быт самыми разнообразными, главное — зародить в ребенке это великое чувство — быть патриотом своей страны.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению