При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Логвиненко В.И.,
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 46 «Россияночка», г. Чебоксары, Чувашская Республика
Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложных тем, которая решается всеми участниками образовательного процесса в ДОУ на всем протяжении дошкольного детства. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев — все это входит в понятие патриотизм.
Россия — великая спортивная держава, и это ни у кого не вызывает сомнений. Для спортсменов спорт — это не только увлечение, интересное занятие, но и профессия, главное дело жизни. Спортсмены соревнуются друг с другом. Лучшие спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх — это самые главные спортивные состязания в мире, которые бывают один раз в четыре года. Спортивные достижения российских спортсменов признаны во всем мире, наши спортсмены побеждают в разных видах спорта.
Согласно ФГОС ДО детский сад включает в основную образовательную программу национально-региональный компонент, который реализуется в разных видах деятельности. На протяжении нескольких лет наш детский сад участвует в реализации муниципального проекта «Мы выбираем спорт», решая задачи расширения знаний детей о спорте, его видах, формируя потребность в здоровом образе жизни. Дети совместно с педагогами участвуют в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях на уровне детского сада и г. Чебоксары.
Глава Чувашской Республики объявил 2022 г. Годом выдающихся земляков с целью сохранения исторической памяти и отдавая дань уважения и признательности выдающимся землякам, внесшим значительный вклад в развитие Чувашии. Своими победами чувашские спортсмены прославляют не только нашу страну, но и свою малую родину.
Знакомя детей с достижениями известных спортсменов, мы воспитываем патриотические чувства, чувство сопричастности к спортивным победам, приобщаем дошкольников к ценностям и идеалам большого спорта, развиваем нравственные качества, присущие спортсменам, пропагандируем здоровый образ жизни, формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Проблема: недостаточная информированность детей, педагогов и родителей о спортивных достижениях чувашских спортсменов, о том, в каких видах спорта они побеждали.
Цели:
— воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных качеств через знакомство с выдающимися чувашскими спортсменами, прославившими нашу страну;
— развитие познавательной и двигательной активности дошкольников.
Задачи
Образовательные:
— поддерживать интерес к физической культуре и спорту через совместную активную деятельность детей и взрослых;
— формировать потребность в здоровом образе жизни;
— закреплять и расширять представления детей по теме «Спорт»: виды спорта, история олимпийского движения и его символика, спортивные профессии;
— знакомить детей с выдающимися спортсменами Чувашии — призерами и победителями Олимпийских игр, их достижениями, со спортивные объектами г. Чебоксары;
— повышать профессиональное мастерство педагогов по теме проекта.
Развивающие:
— развивать познавательную активность, психические процессы (мышление, внимание, память);
— развивать двигательную активность в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
Воспитательные:
— воспитывать нравственно-волевые качества, чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику и ее спортсменов;
— воспитывать навыки взаимодействия в совместной деятельности детей и взрослых;
— повышать интерес и компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей;
— приобщать родителей к активному участию в совместном с детьми и педагогами сборе материалов об Олимпиаде, призерах и победителях Республики Чувашии.
Проект «Олимпийцы Чувашии» разработан с учетом возрастных особенностей дошкольников, ФГОС дошкольного образования.
Для его успешной реализации созданы благоприятные условия: зал для физкультурных занятий, игровая площадка, имеются необходимое оборудование, инвентарь, информационное и методическое обеспечение. В группе есть центр двигательной активности, уголок здоровья. Рядом с ДОО расположены обьекты физкультурно-спортивной направленности: школьный стадион, спортивная школа, олимпийский стадион, стадион «Труд», ледовый дворец «Чебоксары-Арена».
Ожидаемый результат
Дети:
— проявляют устойчивый интерес к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни;
— испытывают гордость за свою страну, интересуются ее историей;
— расширяют знания о выдающихся земляках-спортсменах, их спортивных достижениях.
Педагоги:
— совершенствуют профессионализм и личностный рост;
— создают информационную базу;
— обогащают РППС.
Родители:
— повышают свой интерес к физической культуре и спорту;
— более заинтересованы в формировании чувства патриотизма у детей.
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательный, практико-ориентированный.
Участники: дети 5—7 лет, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Продукты проекта для детей:
— фотоколлаж «Выдающиеся земляки Чувашии»;
— дидактические игры («Спортивный инвентарь», «Виды спорта»; «Кого не хватает», «Собери картинку», лото «Спорт» и др.);
— плакат «Олимпийская слава Чувашии»;
— лэпбук «Спорт».
Продукты проекта для педагогов:
— буклет «Герои спорта»;
— дидактические игры по теме проекта;
— презентация «Олимпийцы Чувашии»;
— фотоотчет по реализации проекта.
Продукты проекта для родителей:
— анкеты, опросник;
— консультация «Спорт и дети»;
— продукты совместного творчества с детьми.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Цель: анализ и планирование работы по теме проекта.
Мероприятия
• Анализ информационных ресурсов по теме проекта.
• Определение темы проекта, формулировка цели, задач. Разработка плана реализации проекта.
• Определение уровня сформированности знаний и представлений детей об истории и культуре родного края, о людях, прославивших нашу страну.
• Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателей и специалистов в решении задач приобщения дошкольников к ЗОЖ и повышению интереса к занятиям физической культурой».
• Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме проекта.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
• Опросник для родителей «Меры, предпринимаемые родителями с целью укрепления здоровья дошкольников».
• Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье».
Основной
Цели:
— расширение представлений детей о спортсменах-земляках, ставших славой России и Чувашии;
— формирование патриотических чувств;
— развитие познавательной и двигательной активности дошкольников.
Мероприятия
• Беседы: «Что такое спорт», «Как стать чемпионом», «Кто такие олимпийские чемпионы?».
• Презентации: «Олимпийская символика», «Знаменитые спортсмены Чувашии», «Спортивные объекты нашего города».
• Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга о спорте. Хочу стать чемпионом», Т.А. Шорыгина «Спортивные сказки», Вайцман М. «Гимнастика», «Чемпион», А.Л. Барто «Зарядка», стихи, пословицы и поговорки по теме.
• Дидактические игры: «Докончи предложение», «Кого не хватает», «Виды спорта», «Собери картинку», «Узнай вид спорта», «Найди спортсмена по описанию», «Что перепутал художник».
• Рассказывание на темы: «Как я занимаюсь физкультурой», «Герои спорта».
• Экскурсия в музей «Легенды спорта».
• Двигательная деятельность: «Зарядка чемпионов», «Мы стараемся — физкультурой занимаемся», «Я выбираю спорт!»
• Подвижные игры и игровые упражнения, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр, «Веселые старты», посещение объектов физкультурно-спортивной направленности.
• Разучивание песни «Физкульт-ура!», (муз. Ю. Чичкова).
• Рисование: «Как я занимаюсь физкультурой», «Олимпийские игры», «Спорт».
• Игры на развитие мелкой моторики: «Обведи фигуру», «Раскраски», «Лабиринты», «Ребусы».
• Оформление лэпбука «Спорт», плаката «Олимпийская слава Чувашии», памятки для родителей «Спорт и дети».
• Участие родителей в проводимых мероприятиях, помощь в подготовке к ним.
Заключительный
Цель: подведение итогов работы по проекту, обобщение опыта.
Мероприятия
• Веселые игровые состязания «Будущие чемпионы».
• Оформление фотовыставки по реализации проекта.
• Выставка наглядного и дидактического материала.
Итоги проекта
В проекте принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы «Семицветик». В ходе реализации проекта дети, педагоги и родители познакомились со спортсменами — уроженцами Чувашской республики, которые были призерами и чемпионами Олимпийских игр.
Знакомство с выдающимися спортсменами проходило в ходе организации различных видов деятельности в интеграции всех образовательных областей. Дети с большим интересом узнавали новые имена, виды спорта, расширяли представления по теме «Спорт», а в дальнейшем закрепляли полученные знания в ходе игровой и двигательной деятельности и с удовольствием участвовали во всех мероприятиях проекта.
Особый интерес у детей вызвала экскурсия в музей «Легенды спорта», организованный в рамках года выдающихся земляков в фойе ледового дворца «Чебоксары-Арена». Дети увидели фотографии, рукописные дневники с планом тренировок, именные майки чемпионов, спортивные трофеи, кубки и медали с самых престижных соревнований. Экспонаты музея помогают показать победы и достижения чувашских спортсменов, с гордостью относиться к историческому наследию.
На стадионе «Олимпийский» дети увидели все, что необходимо спортсменам для тренировок: поле, дорожки, трибуны для зрителей, раздевалки. Мы провели «Веселые старты», включающие игровые задания на ловкость, быстроту, внимание и подвижные игры.
Родителей также эта тема заинтересовала, и они вместе с детьми искали информацию о спортсменах-олимпийцах, выполняли творческие задания. Была организована выставка творческих работ «Физкультура. Спорт. Здоровье». Дети составили вместе с родителями небольшие рассказы на тему «Мы за здоровый образ жизни». Заключительным аккордом стали веселые игровые состязания «Будущие чемпионы», в ходе которых ребята проявили свои знания и показали двигательные умения, выполняя игровые задания.
Мы гордимся, что в Чувашии есть выдающиеся спортсмены. Они являются примером для подражания, напоминанием о том, что все возможно, если есть стремление к цели, трудолюбие и желание победить.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что поставленные задачи решены, цель проекта достигнута. Главным результатом проекта стало то, что дети хотят равняться на спортсменов — земляков, быть здоровыми, заниматься физкультурой и спортом.
Перспектива проектной деятельности
Увидев заинтересованность детей предложенной темой, планируем продолжить эту работу в следующем году, опираясь на запросы детей и задачи образовательной программы через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода.
Благодаря проекту мы и наши воспитанники:
— знаем выдающихся земляков — спортсменов Чувашии;
— можем об этом рассказать другим;
— хотим, чтобы об этом знали все!
Приложение
Анкета «Какое место занимает физкультура в вашей семье»
1. ФИО, образование, количество детей в семье.
_______________________________________________________________
2. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? (Да, нет.) ___
3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? (Да, нет.) Если да, то каким? ___
4. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (Да, нет.) Если да, то какое? ___
5. Делаете ли вы дома зарядку? (Да, нет, иногда.) ___
6. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? (Да, нет.) Если да, то какую? ___
7. Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? (Да, нет, иногда) ___
8. Проводите ли вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет.) Если да, то какие? ___
9. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? (Да, нет, иногда.) ___
10. Какие места вы предпочитаете для прогулки с ребенком:
лес
парк
детская площадка
культурно-развлекательные места ____________________________
11. Чем занят ваш ребенок вечерами и в выходные дни:
играет в игры:
подвижные;
спортивные;
настольные;
сюжетно-ролевые;
занимается музыкально-ритмической деятельностью;
просматривает телепередачи;
играет в компьютер;
конструирует;
читает книги.
По желанию вы можете добавить любые комментарии.
Благодарим за участие.
Памятка «Спорт и дети: в какую секцию отдать ребенка»
Спорт — это самовыражение и самореализация, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и ловкость, красота и грация. С какого возраста и каким видом спорта можно обучать дошкольников? О настоящем спорте в дошкольном возрасте говорить еще рано, но различные виды спортивных игр и их элементы, спортивные развлечения вполне доступны детям 4—7 лет. Очень важно, чтобы ребенок занимался спортом с удовольствием.
Посоветуйтесь с ребенком, прежде чем вести его в выбранную вами секцию: хочет ли он заниматься этим видом спорта, а не другим? Занятия должны приносить радость, только в этом случае от них будет польза здоровью. Выбирая секцию, постарайтесь найти место поближе к дому. Для ребенка, получающего большие физические нагрузки, дальняя дорога может быть утомительной. Присмотритесь к особенностям характера своего ребенка при выборе направления физического воспитания. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.
Для организации физического развития ребенка, являющегося выраженным лидером и не привыкшего делиться своими победами, оптимальным вариантом станут секции художественной или спортивной гимнастики, тенниса. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.
Если ребенок гиперактивный, склонный к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь он сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.
Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.
Самая основная задача при выборе спортивной секции для своего ребенка — правильно оценить состояние его здоровья. Не лишней здесь будет и консультация врача. У многих видов спорта имеются противопоказания и ограничения по возрасту.
Теннис (с 4—5 лет)
Плюсы:
• развивает ловкость и быстроту реакции;
• улучшает координацию движений и работу дыхательной системы;
• занятия полезны, если ребенок страдает остеохондрозом или заболеваниями обмена веществ;
• воспитывает самообладание, умение сосредоточиться, выдержку и внимание.
Противопоказания:
• нестабильность шейных позвонков;
• плоскостопие;
• близорукость;
• язвенная болезнь.
Командные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) с 7—8 лет
Плюсы:
• тренируют вестибулярный аппарат, координацию движений;
• хорошо развивают мышцы ног;
• улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
• развивают точность и быстроту реакций, ловкость, улучшают осанку;
• воспитывают дисциплинированность, организованность, умение находить контакт с товарищами по команде;
• развивают стремление к взаимопомощи и творческую активность.
Противопоказания:
• неустойчивость шейных позвонков (легко смещаются при резких движениях);
• плоскостопие;
• язвенная болезнь;
• бронхиальная астма.
Плавание — подходит практически всем детям с 3 лет
Плюсы:
• улучшает кровообращение;
• укрепляет костно-мышечную и нервную систему малыша;
• улучшает работу легких;
• полезно детям, страдающим сколиозом, близорукостью, сахарным диабетом и ожирением;
• способствует закаливанию, повышению сопротивляемости организма и всестороннему физическому развитию.
Противопоказания:
• наличие открытых ран и кожных заболеваний;
• болезни глаз.
Фигурное катание (с 4—5 лет) и лыжный спорт (с 6—7 лет)
Плюсы:
• способствуют развитию опорно-двигательного аппарата;
• улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.;
• повышают работоспособность и выносливость у ребенка;
• особенно полезно детям со сколиозом, остеохондрозом, заболеваниями обмена веществ.
• развивают координацию движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность;
• формируют спортивный характер и оценочные суждения у детей;
• воспитывают самостоятельность, организованность.
Противопоказания:
• заболевания легких;
• бронхиальная астма;
• близорукость.
Восточные единоборства (Сумо, Дзюдо, Айкидо, Ушу) с 4—5 лет
Плюсы:
• развивают ловкость, гибкость и быстроту реакции;
• оказывают общеоздоровительное действие на организм;
• помогают научиться контролировать свое тело и эмоции;
• развивают мужество, настойчивость, уважение к сопернику.
Противопоказания:
• нестабильность шейных позвонков;
• заболевания опорно-двигательного аппарата;
• заболевания сердца.
Художественная гимнастика, спортивные танцы (с 4—5 лет)
Занятия этими видами спорта наиболее полезны будут для девочек, хотя и некоторые мальчики с удовольствием посещают например, спортивные танцы.
Плюсы:
• развивают гибкость и пластичность;
• улучшают координацию движений;
• способствуют формированию красивой фигуры;
• повышается самооценка и формируется спортивный характер;
• улучшается работа сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
• повышают работоспособность и выносливость;
• развивают координацию движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность, точность движений.
Противопоказания:
• сколиоз;
• высокая степень близорукости;
• заболевания сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, правильный выбор секции для ребенка имеет огромное значение для его развития и здоровья. Как известно, двигательная активность влечет за собой развитие интеллекта. Дети, занимающиеся спортом, часто опережают по умственному развитию своих сверстников. Увлечение спортом часто может длиться годами, отвлекая детей и подростков от неблагоприятного влияния улицы и сомнительных компаний.
Тренер оказывает серьезное влияние на детей. Поинтересуйтесь его квалификацией. Спортивные принадлежности и форма для некоторых видов спорта могут стоить очень дорого. Рассчитайте свой семейный бюджет так, чтобы в будущем ребенок не страдал от того, что вы не в силах оплачивать его занятия.
Если в секции есть друзья, знакомые, ребенок будет заниматься старательнее и с большим удовольствием. Для предотвращения обезвоживания всегда давайте ребенку на тренировку бутылку воды. Научите его не стесняться и пить в течение тренировок и после них. Следите за тем, чтобы ребенку нравилось в секции. Может быть много причин, по которым ребенок не хочет заниматься спортом. Это отставание от других детей, детские насмешки, стресс, усталость, плохие отношения с товарищами по команде, тренер. Поговорите с ребенком, постарайтесь его понять, помогите ему. Если сочтете нужным, прекратите тренировки или переведите его в другую секцию. Чаще хвалите ребенка, постоянно спрашивайте о занятиях. Пусть он знает, что вы часто думаете о нем, его достижениях, результатах, что вам это не безразлично.
Желаем удачи и спортивных достижений!
Олимпийская слава Чувашии
Николаева Е.Н.
Знаменитая спортсменка из Чувашии, первая в истории отечественного спорта чемпионка и серебряный призер Олимпийских игр в спортивной ходьбе, заслуженный мастер спорта.
Елена Николаева, уроженка д. Акшики Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, завоевала серебряную медаль на XXV (1992) летних Олимпийских играх по спортивной ходьбе. Спустя четыре года в Атланте она завоевала золотую олимпийскую медаль в ходьбе на 10 километров.
Елена Николаева неоднократная чемпионка СССР и России, обладательница Кубков мира и Европы. Ее спортивные заслуги отмечены орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими государственными наградами. В 1992 г. ей присвоено звание заслуженного работника физической культуры и спорта Чувашской Республики.
Егорова В.М.
Олимпийская чемпионка и серебряный призер Олимпийских игр в марафонском беге, заслуженный мастер спорта.
Валентина Егорова свою золотую олимпийскую медаль в марафонском беге на 42 км 195 м завоевала на XXV Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г. Спустя четыре года на Играх XXVI Олимпиады в Атланте (США) она выиграла серебро.
В истории отечественного марафона олимпийский успех Валентины Егоровой до сих пор остается непревзойденным. Кроме того, она является победителем и призером Кубков мира и Европы, призером чемпионата Европы, участницей XXVII летних Олимпийских игр 2000 г. Выдающиеся спортивные достижения В. Егоровой отмечены орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой». Валентина Егорова — почетный гражданин г. Чебоксары и столицы Японии — Токио.
Ее имя носит одна из ведущих легкоатлетических школ Чувашии — специализированная Спортивная школа олимпийского резерва № 1. На призы выдающейся спортсменки в г. Чебоксары на центральном стадионе «Олимпийский» ежегодно проводятся республиканские соревнования по легкой атлетике.
Иванова О.В.
Заслуженный мастер спорта России, серебряный призер летних Олимпийских игр — 2004 по спортивной ходьбе на 20 км, двукратная чемпионка и экс-рекордсменка мира по спортивной ходьбе, ныне старший тренер сборной Чувашии по спортивной ходьбе.
Неоднократная победительница Игр доброй воли, Кубка Европы и России, рекордсменка мира в спортивной ходьбе. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle