• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Педагогический проект «Олимпийская слава Чувашии»

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
07/2022
В статье представлен проект «Олимпийская слава Чувашии», предполагающий ознакомление детей старшего дошкольного возраста с выдающимися земляками, спортивной славой России и Чувашии, формирование патриотических чувств, обогащение предметно-пространственной среды, развитие познавательной и двигательной активности Педагогический проект «Олимпийская слава Чувашии»

Логвиненко В.И.,

инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 46 «Россияночка», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложных тем, которая решается всеми участниками образовательного процесса в ДОУ на всем протяжении дошкольного детства. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев — все это входит в понятие патриотизм.

Россия — великая спортивная держава, и это ни у кого не вызывает сомнений. Для спортсменов спорт — это не только увлечение, интересное занятие, но и профессия, главное дело жизни. Спортсмены соревнуются друг с другом. Лучшие спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх — это самые главные спортивные состязания в мире, которые бывают один раз в четыре года. Спортивные достижения российских спортсменов признаны во всем мире, наши спортсмены побеждают в разных видах спорта.

Согласно ФГОС ДО детский сад включает в основную образовательную программу национально-региональный компонент, который реализуется в разных видах деятельности. На протяжении нескольких лет наш детский сад участвует в реализации муниципального проекта «Мы выбираем спорт», решая задачи расширения знаний детей о спорте, его видах, формируя потребность в здоровом образе жизни. Дети совместно с педагогами участвуют в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях на уровне детского сада и г. Чебоксары.

Глава Чувашской Республики объявил 2022 г. Годом выдающихся земляков с целью сохранения исторической памяти и отдавая дань уважения и признательности выдающимся землякам, внесшим значительный вклад в развитие Чувашии. Своими победами чувашские спортсмены прославляют не только нашу страну, но и свою малую родину.

Знакомя детей с достижениями известных спортсменов, мы воспитываем патриотические чувства, чувство сопричастности к спортивным победам, приобщаем дошкольников к ценностям и идеалам большого спорта, развиваем нравственные качества, присущие спортсменам, пропагандируем здоровый образ жизни, формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Проблема: недостаточная информированность детей, педагогов и родителей о спортивных достижениях чувашских спортсменов, о том, в каких видах спорта они побеждали.

Цели:

— воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных качеств через знакомство с выдающимися чувашскими спортсменами, прославившими нашу страну;

— развитие познавательной и двигательной активности дошкольников.

Задачи

Образовательные:

— поддерживать интерес к физической культуре и спорту через совместную активную деятельность детей и взрослых;

— формировать потребность в здоровом образе жизни;

— закреплять и расширять представления детей по теме «Спорт»: виды спорта, история олимпийского движения и его символика, спортивные профессии;

— знакомить детей с выдающимися спортсменами Чувашии — призерами и победителями Олимпийских игр, их достижениями, со спортивные объектами г. Чебоксары;

— повышать профессиональное мастерство педагогов по теме проекта.

Развивающие:

— развивать познавательную активность, психические процессы (мышление, внимание, память);

— развивать двигательную активность в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Воспитательные:

— воспитывать нравственно-волевые качества, чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику и ее спортсменов;

— воспитывать навыки взаимодействия в совместной деятельности детей и взрослых;

— повышать интерес и компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей;

— приобщать родителей к активному участию в совместном с детьми и педагогами сборе материалов об Олимпиаде, призерах и победителях Республики Чувашии.

Проект «Олимпийцы Чувашии» разработан с учетом возрастных особенностей дошкольников, ФГОС дошкольного образования.

Для его успешной реализации созданы благоприятные условия: зал для физкультурных занятий, игровая площадка, имеются необходимое оборудование, инвентарь, информационное и методическое обеспечение. В группе есть центр двигательной активности, уголок здоровья. Рядом с ДОО расположены обьекты физкультурно-спортивной направленности: школьный стадион, спортивная школа, олимпийский стадион, стадион «Труд», ледовый дворец «Чебоксары-Арена».

Ожидаемый результат

Дети:

— проявляют устойчивый интерес к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни;

— испытывают гордость за свою страну, интересуются ее историей;

— расширяют знания о выдающихся земляках-спортсменах, их спортивных достижениях.

Педагоги:

— совершенствуют профессионализм и личностный рост;

— создают информационную базу;

— обогащают РППС.

Родители:

— повышают свой интерес к физической культуре и спорту;

— более заинтересованы в формировании чувства патриотизма у детей.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательный, практико-ориентированный.

Участники: дети 5—7 лет, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Продукты проекта для детей:

— фотоколлаж «Выдающиеся земляки Чувашии»;

— дидактические игры («Спортивный инвентарь», «Виды спорта»; «Кого не хватает», «Собери картинку», лото «Спорт» и др.);

— плакат «Олимпийская слава Чувашии»;

— лэпбук «Спорт».

Продукты проекта для педагогов:

— буклет «Герои спорта»;

— дидактические игры по теме проекта;

— презентация «Олимпийцы Чувашии»;

— фотоотчет по реализации проекта.

Продукты проекта для родителей:

— анкеты, опросник;

— консультация «Спорт и дети»;

— продукты совместного творчества с детьми.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Цель: анализ и планирование работы по теме проекта.

Мероприятия

• Анализ информационных ресурсов по теме проекта.

• Определение темы проекта, формулировка цели, задач. Разработка плана реализации проекта.

• Определение уровня сформированности знаний и представлений детей об истории и культуре родного края, о людях, прославивших нашу страну.

• Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателей и специалистов в решении задач приобщения дошкольников к ЗОЖ и повышению интереса к занятиям физической культурой».

• Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме проекта.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

• Опросник для родителей «Меры, предпринимаемые родителями с целью укрепления здоровья дошкольников».

• Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье».

Основной

Цели:

— расширение представлений детей о спортсменах-земляках, ставших славой России и Чувашии;

— формирование патриотических чувств;

— развитие познавательной и двигательной активности дошкольников.

Мероприятия

• Беседы: «Что такое спорт», «Как стать чемпионом», «Кто такие олимпийские чемпионы?».

• Презентации: «Олимпийская символика», «Знаменитые спортсмены Чувашии», «Спортивные объекты нашего города».

• Чтение: Г.П. Шалаева «Большая книга о спорте. Хочу стать чемпионом», Т.А. Шорыгина «Спортивные сказки», Вайцман М. «Гимнастика», «Чемпион», А.Л. Барто «Зарядка», стихи, пословицы и поговорки по теме.

• Дидактические игры: «Докончи предложение», «Кого не хватает», «Виды спорта», «Собери картинку», «Узнай вид спорта», «Найди спортсмена по описанию», «Что перепутал художник».

• Рассказывание на темы: «Как я занимаюсь физкультурой», «Герои спорта».

• Экскурсия в музей «Легенды спорта».

• Двигательная деятельность: «Зарядка чемпионов», «Мы стараемся — физкультурой занимаемся», «Я выбираю спорт!»

• Подвижные игры и игровые упражнения, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр, «Веселые старты», посещение объектов физкультурно-спортивной направленности.

• Разучивание песни «Физкульт-ура!», (муз. Ю. Чичкова).

• Рисование: «Как я занимаюсь физкультурой», «Олимпийские игры», «Спорт».

• Игры на развитие мелкой моторики: «Обведи фигуру», «Раскраски», «Лабиринты», «Ребусы».

• Оформление лэпбука «Спорт», плаката «Олимпийская слава Чувашии», памятки для родителей «Спорт и дети».

• Участие родителей в проводимых мероприятиях, помощь в подготовке к ним.

Заключительный

Цель: подведение итогов работы по проекту, обобщение опыта.

Мероприятия

• Веселые игровые состязания «Будущие чемпионы».

• Оформление фотовыставки по реализации проекта.

• Выставка наглядного и дидактического материала.

Итоги проекта

В проекте принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы «Семицветик». В ходе реализации проекта дети, педагоги и родители познакомились со спортсменами — уроженцами Чувашской республики, которые были призерами и чемпионами Олимпийских игр.

Знакомство с выдающимися спортсменами проходило в ходе организации различных видов деятельности в интеграции всех образовательных областей. Дети с большим интересом узнавали новые имена, виды спорта, расширяли представления по теме «Спорт», а в дальнейшем закрепляли полученные знания в ходе игровой и двигательной деятельности и с удовольствием участвовали во всех мероприятиях проекта.

Особый интерес у детей вызвала экскурсия в музей «Легенды спорта», организованный в рамках года выдающихся земляков в фойе ледового дворца «Чебоксары-Арена». Дети увидели фотографии, рукописные дневники с планом тренировок, именные майки чемпионов, спортивные трофеи, кубки и медали с самых престижных соревнований. Экспонаты музея помогают показать победы и достижения чувашских спортсменов, с гордостью относиться к историческому наследию.

На стадионе «Олимпийский» дети увидели все, что необходимо спортсменам для тренировок: поле, дорожки, трибуны для зрителей, раздевалки. Мы провели «Веселые старты», включающие игровые задания на ловкость, быстроту, внимание и подвижные игры.

Родителей также эта тема заинтересовала, и они вместе с детьми искали информацию о спортсменах-олимпийцах, выполняли творческие задания. Была организована выставка творческих работ «Физкультура. Спорт. Здоровье». Дети составили вместе с родителями небольшие рассказы на тему «Мы за здоровый образ жизни». Заключительным аккордом стали веселые игровые состязания «Будущие чемпионы», в ходе которых ребята проявили свои знания и показали двигательные умения, выполняя игровые задания.

Мы гордимся, что в Чувашии есть выдающиеся спортсмены. Они являются примером для подражания, напоминанием о том, что все возможно, если есть стремление к цели, трудолюбие и желание победить.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что поставленные задачи решены, цель проекта достигнута. Главным результатом проекта стало то, что дети хотят равняться на спортсменов — земляков, быть здоровыми, заниматься физкультурой и спортом.

Перспектива проектной деятельности

Увидев заинтересованность детей предложенной темой, планируем продолжить эту работу в следующем году, опираясь на запросы детей и задачи образовательной программы через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода.

Благодаря проекту мы и наши воспитанники:

— знаем выдающихся земляков — спортсменов Чувашии;

— можем об этом рассказать другим;

— хотим, чтобы об этом знали все!

Приложение

Анкета «Какое место занимает физкультура в вашей семье»

1. ФИО, образование, количество детей в семье.

_______________________________________________________________

2. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? (Да, нет.) ___

3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? (Да, нет.) Если да, то каким? ___

4. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (Да, нет.) Если да, то какое? ___

5. Делаете ли вы дома зарядку? (Да, нет, иногда.) ___

6. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? (Да, нет.) Если да, то какую? ___

7. Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? (Да, нет, иногда) ___

8. Проводите ли вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет.) Если да, то какие? ___

9. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? (Да, нет, иногда.) ___

10. Какие места вы предпочитаете для прогулки с ребенком:

лес

парк

детская площадка

культурно-развлекательные места ____________________________

11. Чем занят ваш ребенок вечерами и в выходные дни:

играет в игры:

подвижные;

спортивные;

настольные;

сюжетно-ролевые;

занимается музыкально-ритмической деятельностью;

просматривает телепередачи;

играет в компьютер;

конструирует;

читает книги.

По желанию вы можете добавить любые комментарии.

Благодарим за участие.

Памятка «Спорт и дети: в какую секцию отдать ребенка»

Спорт — это самовыражение и самореализация, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и ловкость, красота и грация. С какого возраста и каким видом спорта можно обучать дошкольников? О настоящем спорте в дошкольном возрасте говорить еще рано, но различные виды спортивных игр и их элементы, спортивные развлечения вполне доступны детям 4—7 лет. Очень важно, чтобы ребенок занимался спортом с удовольствием.

Посоветуйтесь с ребенком, прежде чем вести его в выбранную вами секцию: хочет ли он заниматься этим видом спорта, а не другим? Занятия должны приносить радость, только в этом случае от них будет польза здоровью. Выбирая секцию, постарайтесь найти место поближе к дому. Для ребенка, получающего большие физические нагрузки, дальняя дорога может быть утомительной. Присмотритесь к особенностям характера своего ребенка при выборе направления физического воспитания. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.

Для организации физического развития ребенка, являющегося выраженным лидером и не привыкшего делиться своими победами, оптимальным вариантом станут секции художественной или спортивной гимнастики, тенниса. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если ребенок гиперактивный, склонный к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь он сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Самая основная задача при выборе спортивной секции для своего ребенка — правильно оценить состояние его здоровья. Не лишней здесь будет и консультация врача. У многих видов спорта имеются противопоказания и ограничения по возрасту.

Теннис (с 4—5 лет)

Плюсы:

• развивает ловкость и быстроту реакции;

• улучшает координацию движений и работу дыхательной системы;

• занятия полезны, если ребенок страдает остеохондрозом или заболеваниями обмена веществ;

• воспитывает самообладание, умение сосредоточиться, выдержку и внимание.

Противопоказания:

• нестабильность шейных позвонков;

• плоскостопие;

• близорукость;

• язвенная болезнь.

Командные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) с 7—8 лет

Плюсы:

• тренируют вестибулярный аппарат, координацию движений;

• хорошо развивают мышцы ног;

• улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

• развивают точность и быстроту реакций, ловкость, улучшают осанку;

• воспитывают дисциплинированность, организованность, умение находить контакт с товарищами по команде;

• развивают стремление к взаимопомощи и творческую активность.

Противопоказания:

• неустойчивость шейных позвонков (легко смещаются при резких движениях);

• плоскостопие;

• язвенная болезнь;

• бронхиальная астма.

Плавание — подходит практически всем детям с 3 лет

Плюсы:

• улучшает кровообращение;

• укрепляет костно-мышечную и нервную систему малыша;

• улучшает работу легких;

• полезно детям, страдающим сколиозом, близорукостью, сахарным диабетом и ожирением;

• способствует закаливанию, повышению сопротивляемости организма и всестороннему физическому развитию.

Противопоказания:

• наличие открытых ран и кожных заболеваний;

• болезни глаз.

Фигурное катание (с 4—5 лет) и лыжный спорт (с 6—7 лет)

Плюсы:

• способствуют развитию опорно-двигательного аппарата;

• улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.;

• повышают работоспособность и выносливость у ребенка;

• особенно полезно детям со сколиозом, остеохондрозом, заболеваниями обмена веществ.

• развивают координацию движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность;

• формируют спортивный характер и оценочные суждения у детей;

• воспитывают самостоятельность, организованность.

Противопоказания:

• заболевания легких;

• бронхиальная астма;

• близорукость.

Восточные единоборства (Сумо, Дзюдо, Айкидо, Ушу) с 4—5 лет

Плюсы:

• развивают ловкость, гибкость и быстроту реакции;

• оказывают общеоздоровительное действие на организм;

• помогают научиться контролировать свое тело и эмоции;

• развивают мужество, настойчивость, уважение к сопернику.

Противопоказания:

• нестабильность шейных позвонков;

• заболевания опорно-двигательного аппарата;

• заболевания сердца.

Художественная гимнастика, спортивные танцы (с 4—5 лет)

Занятия этими видами спорта наиболее полезны будут для девочек, хотя и некоторые мальчики с удовольствием посещают например, спортивные танцы.

Плюсы:

• развивают гибкость и пластичность;

• улучшают координацию движений;

• способствуют формированию красивой фигуры;

• повышается самооценка и формируется спортивный характер;

• улучшается работа сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;

• повышают работоспособность и выносливость;

• развивают координацию движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность, точность движений.

Противопоказания:

• сколиоз;

• высокая степень близорукости;

• заболевания сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, правильный выбор секции для ребенка имеет огромное значение для его развития и здоровья. Как известно, двигательная активность влечет за собой развитие интеллекта. Дети, занимающиеся спортом, часто опережают по умственному развитию своих сверстников. Увлечение спортом часто может длиться годами, отвлекая детей и подростков от неблагоприятного влияния улицы и сомнительных компаний.

Тренер оказывает серьезное влияние на детей. Поинтересуйтесь его квалификацией. Спортивные принадлежности и форма для некоторых видов спорта могут стоить очень дорого. Рассчитайте свой семейный бюджет так, чтобы в будущем ребенок не страдал от того, что вы не в силах оплачивать его занятия.

Если в секции есть друзья, знакомые, ребенок будет заниматься старательнее и с большим удовольствием. Для предотвращения обезвоживания всегда давайте ребенку на тренировку бутылку воды. Научите его не стесняться и пить в течение тренировок и после них. Следите за тем, чтобы ребенку нравилось в секции. Может быть много причин, по которым ребенок не хочет заниматься спортом. Это отставание от других детей, детские насмешки, стресс, усталость, плохие отношения с товарищами по команде, тренер. Поговорите с ребенком, постарайтесь его понять, помогите ему. Если сочтете нужным, прекратите тренировки или переведите его в другую секцию. Чаще хвалите ребенка, постоянно спрашивайте о занятиях. Пусть он знает, что вы часто думаете о нем, его достижениях, результатах, что вам это не безразлично.

Желаем удачи и спортивных достижений!

Олимпийская слава Чувашии

Николаева Е.Н.

Знаменитая спортсменка из Чувашии, первая в истории отечественного спорта чемпионка и серебряный призер Олимпийских игр в спортивной ходьбе, заслуженный мастер спорта.

Елена Николаева, уроженка д. Акшики Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, завоевала серебряную медаль на XXV (1992) летних Олимпийских играх по спортивной ходьбе. Спустя четыре года в Атланте она завоевала золотую олимпийскую медаль в ходьбе на 10 километров.

Елена Николаева неоднократная чемпионка СССР и России, обладательница Кубков мира и Европы. Ее спортивные заслуги отмечены орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими государственными наградами. В 1992 г. ей присвоено звание заслуженного работника физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Егорова В.М.

Олимпийская чемпионка и серебряный призер Олимпийских игр в марафонском беге, заслуженный мастер спорта.

Валентина Егорова свою золотую олимпийскую медаль в марафонском беге на 42 км 195 м завоевала на XXV Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г. Спустя четыре года на Играх XXVI Олимпиады в Атланте (США) она выиграла серебро.

В истории отечественного марафона олимпийский успех Валентины Егоровой до сих пор остается непревзойденным. Кроме того, она является победителем и призером Кубков мира и Европы, призером чемпионата Европы, участницей XXVII летних Олимпийских игр 2000 г. Выдающиеся спортивные достижения В. Егоровой отмечены орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой». Валентина Егорова — почетный гражданин г. Чебоксары и столицы Японии — Токио.

Ее имя носит одна из ведущих легкоатлетических школ Чувашии — специализированная Спортивная школа олимпийского резерва № 1. На призы выдающейся спортсменки в г. Чебоксары на центральном стадионе «Олимпийский» ежегодно проводятся республиканские соревнования по легкой атлетике.

Иванова О.В.

Заслуженный мастер спорта России, серебряный призер летних Олимпийских игр — 2004 по спортивной ходьбе на 20 км, двукратная чемпионка и экс-рекордсменка мира по спортивной ходьбе, ныне старший тренер сборной Чувашии по спортивной ходьбе.

Неоднократная победительница Игр доброй воли, Кубка Европы и России, рекордсменка мира в спортивной ходьбе. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению