• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Плавание как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
03/2022
Плавание как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Битько О.А., Быкова А.Н., воспитатели;

Медведева Т.А., инструктор по физической культуре ГБОУ Школа № 2109, дошкольное отделение, Москва

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Ученые и методисты однозначны во мнении, что плавание — уникальный вид двигательной активности и средство психофизического развития.

Во ФГОС ДО поставлена актуальная задача физического воспитания — поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и педагогическим мероприятиям. Оздоровительную     направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОО.

Основы физического здоровья закладываются на ранних этапах   индивидуального   развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, помимо благоприятной   наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный   режим,   отдых, питание. Специфические особенности воздействия   плавания   на   детский   организм   связаны   с   активными движениями в водной среде. Всестороннему физическому развитию дошкольников помогают регулярные занятия в бассейне. Плавание способствует не только оздоровлению и физическому развитию, но и закаливанию детей.

Прежде всего мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо и этим объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Плавательные движения ребенок совершает при   помощи   крупных   мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже достаточно хорошо развиты к 5—6 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Согласно   М.В. Антроповой, развитие и совершенствование функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с улучшением функции внутренних органов и систем. При интенсивной мышечной нагрузке возможности ребенка малы по сравнению со взрослыми   из-за   недостаточного   регулирования   кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей в период мышечной деятельности вызывают быстрое снижение насыщения крови кислородом. Как считает В.Г. Алямовская, значимую роль в развитии и регуляции дыхания занимает двигательная активность ребенка. В результате тренировки дыхательных мышц происходит рост экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что, в свою очередь, создает условия для правильного дыхания, лучшего насыщения крови кислородом в легких. С возрастом дыханием управлять становится все легче. Поэтому нужно учить детей дыханию через нос в спокойном режиме. В этом случае воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носолегочный рефлекс).

Динамика   нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшает качество двигательной деятельности дошкольников. Движения    ребенка    становятся более координированными и точными. Развитие устойчивого равновесия — основа проявления двигательной деятельности, в которой формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Плавание необходимо для полноценного развития старших дошкольников. В работах ряда авторов, в числе   которых   Н.Ж.   Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов, И.М. Булах, Г.И. Петрович, Н.А. Бутович и др., говорится, что плавание — доступный, массовый и даже жизненно важный вид спорта, очень любимый детьми. На занятиях плаванием органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях   деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно влияет на   деятельность   сердечно-сосудистой системы. Поскольку физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание служит одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья детей с ослабленной сердечной деятельностью.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с преодолением сопротивления воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной   деятельности   дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается   ненормальным   изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание — эффективное средство укрепления скелета. Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения.

Занятия   плаванием   способствуют:

—          формированию его навыков;

—          соблюдению личной гигиены;

—          умению владеть своим телом в непривычной среде;

—          улучшению   координационных способностей;

—          развитию выносливости;

—          тренировке дыхательной системы;

—          укреплению   нервной   системы, ее вегетативных функций;

—          повышению подвижности нервных процессов;

—          поднятию настроения, улучшению   эмоционального   состояния.

Особенно полезны занятия плаванием для чрезмерно возбудимых и гиперактивных детей.

Плавание и игры на воде — один   из   самых   полезных   видов физических упражнений, способствующих оздоровлению детей, укреплению их нервной системы. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Таким образом, можно констатировать, что занятия плаванием в дошкольный период просто необходимо для полноценного психофизического развития старших дошкольников.

Литература

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 2008.

Антропова М.В., Параничева Т.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. №. 4.

Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М., 2001.

Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология. М., 2005.

Нечунаев И.П. Плавание. М., 2012.

Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М., 2013.

Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М., 1991.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению