• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Поисково-исследовательская деятельность в развитии конструктивного мышления и технического творчества дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
01/2022
В статье представлен опыт работы творческого коллектива СП д/с «Ягодка» по подготовке и организации поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Описаны разнообразные методы и приемы, позволяющие развивать у дошкольников техническое творчество, конструкторские умения. Поисково-исследовательская деятельность в развитии конструктивного мышления и технического творчества дошкольников Подписаться на журнал

Михеева Н.Б., руководитель;

Едокова О.В., методист;

Пухова А.Н., старший воспитатель;

Ганиатдулина Р.Ф., воспитатель СП д/с «Ягодка», ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.

В современном мире все большее значение приобретают компьютерные технологии, появляются новые роботы, оснащенные модернистскими функциями. В связи с популяризацией робототехники в системе образования возникает проблема с кадрами в инженерной сфере. Новая эпоха подразумевает появление в обществе разнообразных роботов в сфере услуг, бытовых условиях, в целях развлекательного характера, в области индустрии. Государству требуются компетентные кадры, осваивающие технические науки. Дети нового поколения с легкостью справляются с навороченными гаджетами. Они вынуждены самостоятельно разбираться в появляющихся новых устройствах, что с раннего детства позволяет им быть успешными и продвинутыми.

Каждый ребенок — скрытый исследователь. Желание к исследованию окружающей действительности заложено в воспитаннике генетически. Ломая игрушку, он пытается понять, как она изготовлена, почему вращаются колеса и мигают лампочки. Откуда издается музыка, как автомобиль переворачивается и принимает первоначальную форму. Подвижные игрушки вызывают огромный интерес детей к компьютерной технике. В детских садах активно развивается конструирование.
Конструирование создает благоприятные условия для технических новинок: благодаря ему ребенок усваивает элементы векторной графики, учится пользоваться простейшими чертежами, эскизами, выкройками, что способствует развитию его математического и пространственного мышления. В процессе конструирования воспитанник опирается на свои мыслительные процессы, одновременно и само конструирование является средством интеллектуального развития. У дошкольников раскрываются творческие способности, фантазия, воображение. В данной деятельности развиваются важные конструкторские навыки, приобретается опыт в исследованиях, экспериментировании.
Воспитанники знакомятся с техническим творчеством. Правильно структурированное техническое творчество детей позволяет удовлетворить их интерес и включить подрастающее поколение в полезную исследовательскую деятельность.
Техническое творчество — в первую очередь деятельность, результатом которой становится создание инженерных объектов (приборов, моделей, всевозможных механизмов). Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в уменьшенном или увеличенном масштабе путем их дублирования в соответствии с чертежами, схемами без внесения существенных изменений.
В детском саду мы используем поисково-исследовательскую деятельность для подготовки воспитанников к соревнованиям по научно-техническому творчеству.
Под элементарной поисково-исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность педагога и воспитанников, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и индивидуальность воспитанников, открытие новых знаний и способов познания. Детей дошкольного возраста необходимо включить в процесс творения, создать стимул к дальнейшей работе, постановке задач.
Воспитатель предлагает ребятам игры: «Почему колеса круглые?», «Что мешает движению вашего автомобиля?», «Как можно заставить предмет двигаться?», «Что такое сила?»
Чтобы активизировать воспитанников, мы используем мозговой штурм. Ребята выдвигают всевозможные версии решения проблемы, даже самые непонятные и фантастические. Из всех высказанных идей мы выбираем с ребятами самые реалистичные и удачные, которые мы бы смогли применить на практике. Главной целью метода считается получение как можно большего количества различных вариантов ответов по требуемой условием творческой работе. При применении метода мозгового штурма необходимо соблюдать ряд правил. Во-первых, ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать критике предложенные идеи воспитанников, запрещаются различные споры и обсуждения.
Во-вторых, одобряются все предложенные идеи дошкольников, даже сказочные и необыкновенные.
В-третьих, непременно стимулируются те идеи, которые модернизируются, эволюционируют и сочетаются детьми.
В-четвертых, все варианты должны высказываться детьми в сокращенном виде; не разрешается прерывать и нарушать эстафету идей.
В-пятых, одной из главных целей должно быть получение огромного изобилия идей.
Техническое творчество — деятельность, которая требует от воспитанников широкого горизонта, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
Перед детьми ставится задача, алгоритм решения которой им неизвестен, и предоставляется полная самостоятельность действий.
Проведение опыта или эксперимента — самое интересное и захватывающее для воспитанников [2]. Последовательность всех действий ребенок должен обязательно сопровождать словами. При постройке простых самоходных конструкций складывается понятие о конструкциях машин и механизмов, их назначении и действиях. Техническое конструирование — создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, несущие в себе элемент новизны, не повторяющие и не дублирующие в отличие от моделирования действительные объекты.
Необходимо совершенствовать конструкторские навыки дошкольников, поощрять их инициативу, способствовать умению творчески использовать полученные знания, видеть разнообразные версии эффективных решений. Важно правильно подобрать детали для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их бесконтрольно и с минимальной помощью взрослого.
Экспериментирование — результативная схема познания закономерностей и явлений окружающей действительности. Главное достоинство техники экспериментирования заключается в том, что она дает детям действительные представления о различных сторонах изучаемого предмета, о его совместной деятельности с другими объектами и средой обитания. В ходе эксперимента идет концентрация памяти, усиливаются мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детям очень нравится проводить экспериментирование. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Плоскостные модели, выполненные из конструктора, перевоплощаются в объемные [5]. Происходит постройка в трех проекциях. Модель можно рассмотреть и сверху и сбоку.
И самое интересное для ребят — движущиеся постройки. Но прежде чем модель привести в движение, нужно изучить механизмы передачи. При использовании шкива и ремня получаются ременная и перекрестная ременные передачи. Зубчатые колеса, цепляясь зубчиками друг за друга, преобразуются в зубчатую передачу. С помощью реечной передачи модель поднимается и опускается. А как интересна ребятам червячная передача, с помощью которой можно привести в движение огромный «Луноход».
Экспериментирование и конструирование с детьми дошкольного возраста — это и программирование, и моделирование, решение различных задач, в результате чего формируется конструктивное мышление. Создавая свои модели, ребята обсуждают идеи, проводят свои исследования. На каждом из этапов воспитанники документируют свои результаты, ответы и ход выполнения работы, используя различные методы.
При создании модели мы используем «Мобильный блокнот», в котором с помощью схем изображаем объект, а с помощью специальных знаков фиксируем наши эксперименты. В «Мобильном блокноте» воспитанники фиксируют участников постройки, выбирают понравившийся конструктор, отмечают технику безопасности при работе с конструктором.
Подводя итоги, можно поинтересоваться у детей, как получилось исследование и что на это повлияло. В детском саду мы организуем конкурсы на лучший
«Мобильный блокнот», с помощью которого участники находят объект постройки. Устраиваем выставки и конкурсы технических моделей воспитанников, позволяющие дошкольникам демонстрировать свои результаты, привлечь внимание к себе, обменяться полученными знаниями.
Организуя и объединяя игру с поисково-исследовательской деятельностью, ребенок имеет возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ и препятствий. Практическая задача тесно связана с нашим реальным миром. Экспериментирование стимулирует ребят к открытию различных задач и поиску новых решений.
Развивая деятельность, необходимо поддерживать детскую независимость: предлагать детям самим выставлять конструкторские разработки. Основными и приоритетными задачами являются:
— формирование знаний и умений конструирования;
— заимствование первых шагов при решении проектных задач;
— приобретение знаний с новыми видами конструкторов;
— приобщение к научно-инженерному творческому процессу.
Воспитанники должны ставить перед собой инженерные задачи, собирать и анализировать собранный материал, отыскивать определенное решение задачи и практически осуществлять свой творческий проект.
Литература
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. М., 2013.
2. Короткова Н.А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2009.
3. Парамонова Л.А. Теория и мето- дикатворческогоконструирования в детском саду. М., 2002.
4. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2006.
5. Фешина Е.В. Лего-конструиро- вание в детском саду. М., 2019.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению