• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Приемы работы с детьми 7—8 лет с нежелательными поведенческими и эмоциональными реакциями

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
07/2023
В статье рассматриваются организационные моменты проведения коррекционных занятий и приемы работы с детьми с неадекватными поведенческими и эмоциональными реакциями на примере работы с ребенком с РАС (аутизмом). Приемы работы с детьми 7—8 лет с нежелательными поведенческими и эмоциональными реакциями

Из опыта работы с ребенком с аутизмом

Багдасаева М.А.,

учитель-логопед МАОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой, г. Удачный, Республика Саха (Якутия)

Многолетний опыт работы учителем-логопедом в общеобразовательной школе показывает, что с каждым годом в школу приходят все больше детей, имеющих различные отклонения от условной возрастной нормы, с ограниченными возможностями здоровья. Дети, нуждающиеся в квалифицированной специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме обучения. Актуальна эта проблема в маленьких городах, географически отдаленных от крупных городов или районных центров. В такой ситуации учитель или логопед остается с ребенком один на один, и рядом совсем нет коррекционных специалистов. Перед педагогом встает вопрос, как организовать ребенку благоприятные условия для развития, обучения, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

В своем педагогическом стаже автор имеет опыт работы с детьми с различными нарушениями, которые по состоянию здоровья находятся на индивидуальном обучении в «Специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида». Среди учеников часто встречаются дети с неадекватными поведенческими и эмоциональными реакциями. На примере организации коррекционного обучения ребенка с диагнозом — атипичный аутизм — рассмотрим приемы работы.

Ученица обучается у автора с первого класса. Сейчас она в третьем классе. На первом году обучения был долгий процесс адаптации к новым условиям и непринятие учебной ситуации. Первые полгода первого класса ученица на занятиях постоянно плакала, кричала, беспричинно смеялась, каталась по полу, пыталась убежать, царапалась, кусалась… В третьем классе девочка приняла учебную ситуацию, выполняет простые инструкции учителя. Может самостоятельно без помощи учителя писать в прописях, рисовать, раскрашивать, решать примеры с помощью счетных палочек в пределах 20.

Подмечено, 50% успеха занятия с детьми такой категории зависит от места проведения урока. Поэтому первое и главное условие организации условий для обучения — правильная организация среды обучения.

Организация среды

Место для занятия должно отвечать следующим требованиям:

— минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание детей;

— желательно располагаться в углу комнаты или у стены (если это не вызывает у детей дискомфорта), тогда среда меньше провоцирует их на то, чтобы вставать или убегать.

Первое время, когда ребенок еще не освоил новую учебную ситуацию, лучше сидеть напротив него.

Во время проведения занятий желательно усаживать ребенка в кабинете так, чтобы он не отвлекался на огромное количество пособий в кабинете, зашторивать окно, чтобы улица также не являлась отвлекающим фактором.

Четкая временная организация занятия

Это не поминутное планирование урока, просто ребенок должен иметь четкую временную организацию — начало и конец, что и в какой последовательности он будет делать, сколько и каких заданий нужно выполнить. Это очень помогает в организации занятий с детьми ОВЗ и позволяет избежать неадекватных поведенческих реакций.

Ребенок не находится в ситуации неизвестности и не испытывает из-за этого дискомфорта. Часто дети с ОВЗ не мотивированны на коррекционные занятия, и если они знают, что выполнят конкретное количество заданий и могут быть свободны, это их мотивирует.

Многие аутичные дети не могут быть самостоятельны по причине, что у них имеются трудности планирования, организации и контроля за деятельностью. В таких случаях ребенку необходима помощь именно в самой деятельности. Как только он овладевает теми или иными способами организации своей деятельности, эмоциональная поддержка уже не играет такой роли.

Автор использует визуальное расписание (карточки PECS). С них начинается наша встреча. Сначала их озвучиваем, теперь моя ученица сама проговаривает, что она пришла учиться в школу, готовится к уроку, будет выполнять задания, сначала урок, а потом перемена.

Затем повторяем, какое сейчас время года, какая сегодня погода, проговариваем вместе — какой день недели и какие число и месяц (фото 1). Этот ежедневный ритуал позволяет ребенку настроиться на учебный процесс.

Затем переходим к листу «Мои задания» (фото 2). Здесь автор заранее выставляет карточки, с которыми нужно заниматься. Сначала будем считать, потом читать, потом писать, потом рисовать карандашами и т.д. Когда задание выполнено, переставляем карточку — выполнено.

Чтобы избежать проблем в поведении, активного негативизма, под которым понимается отказ от совместной деятельности, обучения, ситуаций произвольной организации, в работе должны применяться различные методы, приемы и многоплановый стимульный материал.

Следующий фактор, позволяющий снизить неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции, — подбор материала для занятий.

Материалы для занятий

Желательно учитывать интересы и предпочтения ребенка. Ученица автора очень любит динозавров. И этот момент используется на занятиях. Уже собралось большое количество разных динозавров, дидактических пособий с ними (фото 3), но их использование на уроке не должно превращаться в игру ребенка с самим собой, а применяться в учебных задачах. Динозавров используем как счетный материал.

Основной момент коррекционной работы с ребенком с аутизмом — установление контакта. В первый год обучения, когда у ребенка был длительный период адаптации к новым условиям обучения, и ученица вела себя агрессивно (бегала, кричала, каталась по полу), игрушки динозавров помогали переключать внимание ребенка и переходить к другому виду деятельности (фото 4). Если крик и неконтролируемую агрессию было не остановить, большой главный динозавр «пугался и прятался», и на следующее занятие уже не приходил. Ученица его искала по кабинету, но не находила. Он служил стимулом хорошего поведения на уроке и поощрением (в конце занятий можно было с ним поиграть).

Материалы для занятий должны подбираться так, чтобы они:

— соответствовали содержанию занятия;

— были понятны и интересны детям, а также не привлекали внимания к свойствам, не относящимся к содержанию занятия. Прежде всего здесь имеются в виду особые сенсорные пристрастия аутичных детей, природа которых — в нарушении избирательности восприятия.

Смена деятельности

Во время занятия обязательна смена разных видов деятельности, заданий, поскольку дети через 7—10 мин переключаются на другой вид деятельности, теряют внимание.

Четкие и короткие инструкции

Речь педагога должна быть четкой, не перегруженной длинными фразами, неторопливой.

Система подсказок и поощрений

Поощрения помогают ребенку удерживаться в ситуации занятия, преодолевать собственные желания, которые иногда идут вразрез с тем, что от него требуют.

Поощрением у автора служат наклейки с динозаврами. Мы можем наклеить простую наклейку в тетрадь после того, как все задания выполнены. А еще у нас есть отдельные наклейки, которые выдаются в конце всех занятий. У ребенка имеется лист поощрений, у нас уже несколько таких листов заполнено. И этот лист ребенок носит с собой домой и на занятия. После выполненных заданий визуального расписания ученица уже сама достает этот лист и просит наклейку.

Конечно, бывают ситуации, когда ребенок не настроен на какой-либо вид деятельности. В этом случае снова обращаемся к листу «Мои задания», показываем, что задание не выполнено, а значит поощрения в виде наклейки в лист поощрений не будет. Если это не срабатывает, переключаемся на другой вид деятельности и возвращаемся снова к нужному. Чтобы переключиться или снизить эмоциональные реакции, выполняем вместе «Динозарядку» или слушаем песню, ребенку выдается мозаика, шнуровки, пазлы, раскраски.

Профилактика негативных реакций в этом случае — лучший способ коррекции. Желательно не создавать для ребенка с аутизмом непредсказуемых ситуаций, которые были бы ему не понятны. В то же время, как это не парадоксально, необходимо, чтобы жизнь ребенка не ограничивалась «рутиной»: чтобы он бывал во многих местах, знакомился с новыми людьми, получал новый опыт. Если ситуация проблемного поведения уже возникла, следует попытаться переключить внимание ребенка на что-то интересное для него.

Фон

Во время занятий не громко включаем релаксирующую музыку. Замечено, что ученица стала вести себя более спокойно на занятиях.

Практика показала, что все выше перечисленные приемы способствуют минимизированию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакции у детей с ОВЗ. Грамотно организованная среда и систематическая коррекционная работа дают положительную динамику, позволяют установить с учащимися контакт, мотивировать их и благодаря этому достигать определенных результатов, успехов в обучении.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 2000.

Рыскина В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. СПб., 2016.

Танцюра С.Ю., Кайдан И.Н. Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. М., 2020.

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М., 2011.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению