• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Проектирование игрового пространства «Мир театра теней» в развитии функциональной грамотности дошкольника

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
06/2023
В статье рассматривается современный подход педагога к развитию функциональной грамотности у дошкольников с использованием теневого театра. Проектирование игрового пространства «Мир театра теней» в развитии функциональной грамотности дошкольника

Проектирование игрового пространства «Мир театра теней» в развитии функциональной грамотности дошкольника

Бояркина А.В.,

воспитатель* МБДОУ д/с № 48 «Дельфиненок», г. Димитровград Ульяновской области

* Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2020».

Формирование функционально-грамотных людей — одна из главных задач современного образования. Основные признаки функционально-грамотной личности — самостоятельный, познающий, умеющий найти выход из любой ситуации человек.

Что же такое функциональная грамотность для дошкольника? Это умение применять полученные знания и навыки в жизни. Читательская грамотность является одной из составляющих функциональной — умение понимать текст, извлекать информацию и использовать ее в повседневной жизни. Овладение навыками чтения — часть речевого развития для детей старшего дошкольного возраста. Обучение грамотности становится одним из образовательных моментов для детей 5—6 лет, а в дальнейшем выступает одним из важнейших способов получения информации.

Как воспитателю обеспечить продуктивность формирования предпосылок одного из направлений функциональной грамотности — читательской грамотности?

Читательская грамотность

Необходимо создать условия, чтобы каждый ребенок мог понять текст, осмыслить его содержание, легко излагать свои мысли, свободно общаться, владеть всеми видами речевой деятельности. С учетом возрастных особенностей дошкольника это может быть игра, ведь именно через игровую деятельность дети входят в мир познания. Идея организации игрового пространства «Мир тени и волшебства» основана на принципах одновременного включения в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и детей всей группы. Принимая во внимание то, что ребенок быстрее и легче запоминает яркое, интересное, необычное, основой игрового пространства стало использование теневого театра, где сочетаются метод наглядного моделирования и игра.

Театр теней

Это одно из средств, адаптированное нами для обучения чтения детей старшего дошкольного возраста. Теневой театр открывает широкий спектр возможностей: он может стать частью занятий, сюрпризным моментом или полноценным развлечением. Он развивает в детях такие качества, как самостоятельность, творчество, уверенность в собственных силах. А для формирования функционально-грамотного человека нужны именно эти качества!

Основной принцип теневого театра очень прост — использование тени от фигуры или предмета. В данной практике это тени от букв, слогов или слов, падающие на экран при освещении их каким-либо источником света (используются вырезанные из черного картона буквы, слоги, слова). Основу театра составляет экран. Его можно сделать из тонкого полотна, специально экранного полотна, бумажной кальки. Зал должен быть темным или с затемненными окнами. Освещением может служить любой фонарик.

Цель игрового пространства «Мир театра теней» — формирование у старших дошкольников предпосылки чтения с использованием ресурсов игрового пространства.

Задачи:

— развивать фонематическое восприятие дошкольников;

— осваивать с детьми термины «звук», «буква», «слово», умение интонационно выделять звуки в слове;

— учить детей читать короткое слово, писать свое имя или любое короткое слово печатными буквами.

В основе методики применения теневого театра по формированию предпосылок обучения детей грамоте лежит принцип многократного показа и синхронного озвучивания символов звуков-букв.

Этапы работы по обучению грамоте через игровую деятельность

Формирование предпосылок обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста через игровое пространство «Мир театра теней» состоит из пяти основных этапов работы. Рассмотрим их подробнее.

Первый. Создание условий для развития у дошкольников фонематического восприятия, формирования предпосылок обучения грамоте, развития речевой деятельности и творческого воображения у детей на основе теневого театра.

Цель — подготовка и сбор материала для создания театра теней (сюжетных силуэтов теневого театра и силуэтов букв алфавита разного размера).

Второй. Формирование и отработка речевых умений детей.

Цели:

— обучение детей узнаванию силуэтных картинок теневого театра и интонационному выделению звука в слове;

— называние слова с заданным звуком;

— выделение и называние первого звука в слове;

— освоение детьми терминов: «звук», «буква», «слово».

Третий. Ознакомление с буквами.

Цель:

— обучение детей узнаванию и называнию силуэтов гласных и согласных звуков в буквах;

— закрепление детьми терминов: «звук», «буква», «слово».

На этом этапе дети запоминают образ буквы и сопоставляют его со звуком. Детям предлагаются творческие задания: вырезать знакомые буквы для теневого театра, нарядить букву: «сшить» ей платье или шляпу; придумать каждой букве интересную историю или сказку.

Четвертый. Слияние звуков в слоги.

Цель — обучение детей составлению слогов и чтению их. На этом этапе начинается разыгрывание сюжета теневого театра: каждая буква приобретает себе друзей и ходит к ним в гости. Когда буквы находятся рядом, получается слияние слога. Буквы могут меняться местами, тогда меняется и слог (М+А = МА и А+М= АМ). У каждой буквы есть любимые силуэтные картинки, в которых обязательно слышится ее звук. Дети самостоятельно подбирают персонажей из букв и разыгрывают мини-сценку.

Пятый. Навык чтения коротких слов.

Цель — формирование навыков чтения слогов и коротких слов. На этом этапе дети знакомятся с теневым театром на стаканчиках. Для этого берется бумажный стаканчик (дно необходимо вырезать), а на его верхние края наклеивается скотч. Маркером или фломастером на скотче в зеркальном отражении пишется слово или буква. Включаем фонарик и подносим к дну стаканчика, направляем на ширму театра, потолок или пол. Дети самостоятельно называют знакомые буквы или читают слоги.

Диагностика знаний

Ознакомление с игровым пространством «Мир театра теней» происходит с помощью проблемной ситуации, которая дает возможность диагностировать знания детей: знакомы ли они с буквами русского алфавита, умеют ли произносить эти буквы звуками (интонационно выделять звуки в слове). Знают ли понятия: «звук», «буква», «слово»? Умеют ли определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком?

Содержание диагностического материала: книги с отрывными страницами. На каждой странице загадка о предметах по алфавиту, кармашки для силуэтных картинок и букв. Силуэтные картинки теневого театра, силуэты букв.

Проблемная ситуация. Воспитатель показывает детям волшебную книгу звуков и букв. Предлагает ее рассмотреть, но при открытии книги из нее выпадают страницы, картинки и буквы... Воспитатель обращается к детям с просьбой попробовать собрать картинки и буквы на каждую страничку книги. Кто сможет это сделать?

Инструкция для детей. Посмотрите, это книга не простая, все картинки в ней черного цвета и отгадать их можно только по силуэту. На каждой страничке живет одна картинка, а какая, мы узнаем, отгадав загадку. Воспитатель читает первую загадку, например, про арбуз… Кто догадался и нашел силуэт отгадки? (Дети отвечают и ставят картинку в кармашек.) Воспитатель предлагает послушать, как звучит слово «арбуз». С какого звука оно начинается? Цель — выявление умений выделять гласный звук в начале слова. Если дети затрудняются назвать звук, воспитатель называет слово, утрированно выделяя первый звук (АААрбуз). Как вы думаете, какая буква является символом этого звука? Педагог предлагает ее найти и поставить рядом с картинкой.

Усложнение задания. Детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки и разложить их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой — со звуком [а] в середине слова. Если остались лишние, детям предлагается объяснить, почему. (Например, ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, так как звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Итоги диагностики. По выполнении детьми всех заданий с книгой воспитатель подводит итог, благодарит детей за помощь («Вы помогли ее собрать и отремонтировать») и указывает, что книга волшебная, потому что она может превратиться в теневой театр («Для вас эта книга откроет тайну Мира теней!»). Далее работа с детьми идет поэтапно.

С помощью метода активного наблюдения, когда воспитатель может войти в состав наблюдаемой группы детей и играть с ними, собирается информация, систематизируются данные:

5 баллов — ребенок без ошибок определяет место звука в слове;

4 — ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова;

3 — ребенок допускает большое количество ошибок, выполняет задания с помощью воспитателя;

2 — выполняет одно из заданий с помощью воспитателя;

1 балл — не может выполнить задание.

Подводится итог:

— высокий уровень умений — от 13,5 до 25 баллов;

— средний — от 11, 5 до 13;

— низкий — до 11 баллов.

* * *

Существует множество приемов, способствующих формированию читательской грамотности, один из вариантов — рекомендуемый нами теневой театр. Театр может все или почти все. Он творит чудеса, веселит, обучает, развивает речь, придает уверенности в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений! Разнообразные и увлекательные задания помогают детям получить базу для дальнейшего обучения.

Литература

Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями // Справочник старшего воспитателя. 2014, № 8.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению