• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Проектирование новых Форматов сопровождения родителей воспитанников в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
01/2022
В статье поднимается актуальная проблема необходимости активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей вновых современныхусловиях,характеризуются противоречия, препятствующие эффективному взаимодействию семьи и ДОО. Раскрывается ряд концептуальных положений, определяющих подходы к проектированию системы сопровождения родителей (законных представителей)дошкольников в ДОО, представлен опыт работы Академической гимназии №56 Проектирование новых Форматов сопровождения родителей воспитанников в ДОО Подписаться на журнал

Гермогенова Е.В., руководитель дошкольного отделения, коуч международного уровня PCC ICF, ментор, тренер;
Меттус Е.В., канд. пед. наук, руководитель психолого-педагогического медико- социального центра гимназии;
Тенютина Е.Д., канд. пед. наук, заместитель директора по УВР, Академическая гимназия № 56 Петроградского р-на, Санкт-Петербург

Модернизация системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья — уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты-практики, и ученые, занимающиеся проблемами в области семьи (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, И.В. Лапицкая, Т.А. Маркова и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка — источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и развитие. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать вопрос формирования общественного опыта ребенка сообща: детский сад, семья, школа, общественность. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что ключевая роль в воспитании отводится семье: именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Важнейшая составляющая деятельности образовательного учреждения — работа с родителями как субъектами образовательного процесса, партнерами в реализации образовательных проектов и программ, в том числе программ индивидуально и системно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения. Особенно значима эта работа на этапе дошкольного образования.

Влияние родителей на процесс развития и образования ребенка сложно переоценить, однако очевидно, что в быстро меняющемся информационном обществе семье не всегда хватает собственных ресурсов и компетенций для обеспечения эффективной поддержки и сопровождения процессов его личностного становления и самоопределения. Родители в настоящее время сами остро нуждаются в психологической и информационной поддержке.

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждая ДОО не только обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, но и организует процесс психолого-педагогического просвещения родителей по разным вопросам воспитания, социализации, здоровья детей дошкольного возраста.

Педагог — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Вместе с тем, налицо сегодня и ряд противоречий, препятствующих эффективному взаимодействию семьи и ДОО, в частности:

— противоречие между признанием необходимости сопровождения родителей (законных представителей) дошкольников в ДОО и отсутствием комплексных программ такого сопровождения, учитывающих, в том числе, и запросы родителей;

— между признанием необходимости «командного взаимодействия» ДОО и семьи в решении актуальных вопросов развития ребенка и неготовностью (недостаточной готовностью) и родителей и сотрудников ДОО к такому взаимодействию;

— между признанием необходимости расширения «предложений» консультативного сопровождения родителей (законных представителей), в том числе, за счет использования дистанционных форматов, и узостью круга активно используемых форм, преобладанием таких «классических» форм, как родительское собрание и индивидуальная консультация специалиста.

Названные противоречия обусловливают необходимость проектирования новых форматов сопровождения родителей (законных представителей) в ДОО и по переоценке содержания ряда

«классических» подходов к взаимодействию семей дошкольников и специалистов ДОО, созданию, апробации и внедрению программ дистанционного взаимодействия ДОО и родителей.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Для успешного взаимодействия и работы с родителями воспитанников требуется и более современная система изучения семьи. Методы изучения последней представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Анализ психолого-педагогических источников по рассматриваемой проблеме позволил сформулировать ряд концептуальных положений, определяющих подходы к проектированию системы сопровождения родителей (законных представителей) дошкольников в ДОО.

• Современная система сопровождения и поддержки родителей, которая должна включать в себя:

— анализ проблемного поля (диагностика, анализ полученной информации, определение актуального проблемного поля в работе с родителями);

— информационную поддержку родителей по вопросам развития, воспитания и образования ребенка;

— взаимодействие с родителями по предупреждению и преодолению проблем в детско-родительских отношениях, проблем в социальном, эмоционально-волевом, интеллектуальном, личностном и физическом развитии ребенка на разных образовательных этапах;

— психологическую и социальную поддержку и сопровождение родителей и семьи в целом;

— сопровождение семьи в кризисных ситуациях;

— консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и образования ребенка.

• План изучения опыта семейного воспитания, который должен быть реализован с помощью различных методов, среди них наиболее эффективными выступают методы структурированной беседы, наблюдения, моделирования ситуаций.

• Положительный результат взаимодействия семьи и ДОО может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (далее — ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

• Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.

• Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

• Важным признаком и одновременно условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Сказанное выше ставит перед образовательным учреждением задачу построения такой системы взаимодействия с родителями, которая бы позволяла, с одной стороны, постоянно повышать уровень родительской компетентности, а с другой — включать семью в жизнь дошкольной организации, максимально опираясь на родительский потенциал.

Концептуальная основа системы деятельности всех подразделений Академической гимназии

№ 56 — педагогика успеха, что предусматривает объединение и координацию усилий педагогов и родителей с целью создания ситуаций успеха ребенка в процессе его развития. Педагогика успеха направлена на развитие сильных сторон личности ребенка.

Концепция педагогики успеха эффективна и в работе с родителями, поскольку направлена на поиск, осознание и использование собственных ресурсов и возможностей взрослыми в процессе взаимодействия и обмена опытом: между педагогом и родителем, между родителями, между родителями и психологом. Организация такого взаимодействия — методологическая основа деятельности по разработке новых (в том числе, дистанционных) форматов в рамках ОЭР.

Вместе с тем, современность ставит перед дошкольным образовательным учреждением достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов, реализующих комплексное сопровождение родителей (законных представителей) дошкольников.

В дошкольном отделении создан учебно-методический комплекс «Детский сад с доставкой на дом», являющийся частью программы комплексной системы дистанционного сопровождения семей дошкольников и взаимодействия ДОО и родителей воспитанников.

Основные задачи работы по проектированию новых форматов взаимодействия с родителями, а также реализации работы региональной инновационной площадки следующие.

• Определение теоретических основ сопровождения родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, уровня компетентности родителей (законных представителей) в психолого-педагогических вопросах, характера запросов родителей (законных представителей) на повышение компетентности и информационной поддержки по психолого-педагогическим проблемам дошкольников.

• Разработка методического обеспечения для реализации системы работы по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО.

• Апробация системы работы (новых дистанционных форматов) по сопровождению родителей (законных представителей) дошкольников по вопросам взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО.

• Разработка программы курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы дистанционной работы по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей.

• Разработка системно-ориентированных модельных программ сопровождения семей воспитанников на основе психолого-педагогических медико-социальных диагностик.

Вместе с тем, мы наблюдаем то, что изменения, происходящие в настоящее время в обществе и в системе образования, предъявляют новые требования в целом к взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений, которые мы объединили в принципы эффективного взаимодействия: сотрудничество, безоценочность, партнерство, поддержка инициативы и самостоятельности, экспертность всех воспитывающих взрослых, опора на сильные стороны.

Данные принципы поддерживаются всеми, однако мы наблюдаем то, что реализовать их на деле оказывается невозможным из-за отсутствия истинного доверия. На страницах данного сборника вы сможете познакомиться ближе с тем, каким образом данные принципы могут быть реализованы.

Мы внедрили системно-ориентированную модель взаимодействия, включающую в себя комплексное сопровождение, информационную и психолого-педагогическую поддержку родителей (как очную, так и дистанционную), которая будет способствовать построению качественно новых, эффективных взаимоотношений с родителями в едином образовательном пространстве.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению