В статье представлен опыт использования проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, отягощенными аллергопатологией, направленного на коррекцию речевых нарушений. Проектная деятельность учителя-логопеда в ДОО, направленная на коррекцию речи воспитанников с ОВЗ с аллергопатологией
Сидорова Н.И., учитель-логопед; Хлиманкова М.В., старший воспитатель ГБДОУ д/с № 10; Егорова Н.М., учитель-логопед ГБДОУ д/с № 91 Московского р-на, Санкт-Петербург
Изменения в социально-экономических отношениях в современном обществе привели к значительным сдвигам, проявляющимся в системе дошкольного образования. Принятый новый «Закон об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО утверждают основные принципы, в числе которых содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с социумом, культурой и окружающим миром, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
Появилась необходимость обновления и улучшения качества самого образовательного процесса, направленного в первую очередь на выявление и развитие творческих и познавательных способностей воспитанников дошкольных учреждений. ФГОС вносит изменения в характер и содержание педагогического взаимодействия педагогов с детьми, а именно не просто воспитание достойного гражданина общества со стандартным набором знаний, умений и навыков, но и воспитание социально-адаптированной личности, компетентной в разных сферах деятельности, умеющей ориентироваться в современном информационном поле, способной при необходимости аргументированно отстаивать свою точку зрения, легко и продуктивно взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
В связи с этим современный педагог должен быть хорошо ориентирован в зоне ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психологовозрастные и индивидуальные возможности и потребности. Профессиональные компетенции предполагают сбалансированную организацию видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости коррекционной, консультативной и иной помощи.
Деятельность учителя-логопеда группы коррекционной направленности в дошкольном учреждении имеет определенные трудности, связанные с рядом причин. В первую очередь это увеличивающееся с каждым годом количество воспитанников с ОВЗ, соматически ослабленных детей, детей с различными видами аллергий, что влияет на проявление сочетанных дефектов речи, уровень сформированности когнитивных процессов, индивидуальный темп усвоения материала и нестабильность в эмоционально-волевой сфере.
На сегодняшнийдень всебольше отмечается заболеваний аллергического характера у дошкольников с ОВЗ. Детей с аллергопатологией отличают повышенная утомляемость, головные боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность, психосоматические расстройства, наблюдаются незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития (заниженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфантилизм, пассивность либо чрезмерная активность, низкий коммуникативный статус). Как следствие, нарушается взаимоотношение с окружающей действительностью, что, в свою очередь, без необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной депривации. Поэтому для полноценного процесса образования, реабилитации ребенка с аллергопатологией крайне важен принцип преемственности, взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
В настоящее время логопедическая практика находится в постоянных изысканиях оптимальных способов совершенствования процесса обучения и развития детей разного возраста и в разных образовательных условиях, характерных для детей с различными речевыми нарушениями и видами аллергических проявлений. Наиболее перспективным для оптимизации коррекционно-образовательного процесса являются использование инновационных технологий, нетрадиционных форм работы, тесное сотрудничество с родителями (законными представителями). Сегодняшние дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, в том числе используя интернет-ресурсы, общаться и взаимодействовать со сверстниками и окружающими их взрослыми путем проб и ошибок. Умение ребенка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении его личности и залогом успешного обучения в школе.
Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, мы широко используем проектный метод, который занимает особое место в дошкольном образовании и успешно применяется в процессе непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ с аллергопаталогией и в работе с родителями. Суть проектного метода в образовании состоит в такой организации коррекционно-образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у дошкольников коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с ОНР осуществляется при непосредственном взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество, будучи умело направленное, способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Воспитанники с различными нарушениями речевого развития перестают быть объектами коррекционно-педагогического воздействия, становятся активными участниками творческой деятельности, цель которой — активизация их собственных ресурсов в процессе коррекции, обучения и развития в целом.
В логопедической практике проектный метод очень актуален и эффективен. Он дает детям возможность самостоятельно экспериментировать, затем синтезировать полученные знания, а также развивать творческие способности и навыки общения, таким образом подготавливает их к продуктивному школьному обучению. Проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с дошкольниками подвела нас к разработке логопедических проектов, направленных на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с детьми с аллергопатологией, имеющими нарушения речи, ведущие к полноценно развитой речи: формированию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.
Довольно просто, и это уже повсеместно практикуется, организовать проектную деятельность по темам, касающимся речевого развития в специализированных детских садах, где система работы направлена на коррекцию и развитие речи детей, поэтому и учитель-логопед и воспитатели имеют все возможности организовать такую форму работы. Внедряя в коррекционно-образовательный процесс как кратко-, так и долгосрочные проекты, мы не только увеличили объем коррекционного воздействия и способствовали успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, но и объединили усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовали родительский потенциал.
Основная составляющая нашей деятельности — работа над звуковой культурой речи: звукопроизношением, фонематическим и речевым слухом, восприятием, формированием аналитико-синтетической активности. Поскольку без помощи родителей сложно справиться с этой задачей, им было предложено совместное участие в долгосрочном информационном проекте «Закрепляем, играя!», вызвавшем активный интерес, потому что родители заинтересованы в повышении результативности логопедических занятий, но при этом не обладают достаточными педагогическими знаниями и достаточным количеством свободного времени. В ходе реализации проекта у детей повысилась самостоятельность, появился интерес к познанию, сформировались начальные навыки самоконтроля, а у родителей повысилось чувство ответственности, сформировался навык совместного сотрудничества, понимание необходимости закрепления знаний, полученных ребенком во время совместной деятельности с учителем-логопедом.
Общение с родителями происходит как лично, так и по электронной почте или интернет-мессенджерам, что не ограничивает время общения и дает свободу выбора контакта. Родители знакомятся с индивидуальным коррекционно-развивающим планом работы со своим ребенком, получают для закрепления речевых навыков индивидуально разработанные материалы и рекомендации по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи, могут не только очно, но и дистанционно присутствовать на занятии, узнавая на наглядном практическом материале методы и приемы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза.
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе и увлекать этим родителей помогли нам такие проекты, как «Трудные звуки», «Любимая буква», «Говоруши в стране Правильной речи».
Проект «Трудные звуки» направлен на самостоятельное выявление ребенком органов, участвующих в образовании звуков речи, исследование и осмысление им положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков, а также осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука, что обеспечивает качественное исправление дефекта произношения. Изучая комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука, ребенок изготавливает собственную папку «Говори правильно», привлекая к этому родителей и повышая тем самым их заинтересованность.
Проект «Любимая буква» помогает формировать представление о звуках и буквах родного языка, знакомить с буквами в интересной и доступной форме, формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ, что, бесспорно, повышает интерес детей к образовательной деятельности по обучению грамоте. Совместное творчество родителей и детей при изготовлении букв из различных материалов и различными способами увлекает и тех и других, создавая дух соперничества.
Проект «Говоруши в стране Правильной речи» направлен на углубление знаний детей об окружающей среде, расширение словарного запаса и построение правильных грамматических форм речи, формирование у дошкольников умения оперировать обобщающими понятиями, развитие фонематического слуха и правильного речевого дыхания, плавной воздушной струи, навыков рассказывания по сюжетной картине, чтения рассказов по мнемотаблицам. Улучшению коммуникативных навыков детей и повышению интереса родителей к коррекционному процессу также способствует совместное изготовление дидактических игр по связной речи.
Тесное взаимодействие педагогов, ребенка и семьи создает условия, когда ребенок испытывает удовлетворение от общения, не избегает его, что значительно обогащает его словарный запас, учит правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать, получать положительные эмоции. В результате проектной деятельности ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками, улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, повышается уровень речевого развития.
В целом использование проектного метода способствует проявлению большего интереса родителей к коррекции речи у своих детей, активизирует их совместную деятельность, ведет к более тесному сотрудничеству с учителем-логопедом, что дает только положительные результаты. Исходя из этого, работа с использованием проектной деятельности с детьми с речевыми нарушениями и семьями, воспитывающими детей с ОВЗ с аллергопатологией, является максимально результативной.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008.
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М., 2010. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
ФГОС ДО: комментарии и рекомендации //Дошкольное воспитание. 2017. № 6.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., 2003.
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle