• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Профилактика заикания

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
09/2022
Профилактика заикания

Алимова Е.А., Ракитина А.Э.,

логопеды Речевого центра «Арлилия», Москва

В своей работе мы ежедневно сталкиваемся с людьми, судьбы которых в какой-то момент стали зависеть от заикания, и поэтому не понаслышке знаем, как эта проблема искажает жизнь человека, не позволяет реализовать его возможности и мечты и из речевой превращается в проблему личности в целом. Вот почему мы считаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить заикание или остановить его в самом начале.

Понятие «заикание» неоднозначно. В раннем возрасте оно включает в себя единственный симптом: спазматические задержки, поэтому между понятиями «заикание» и «запинки» можно поставить знак равенства. Но с течением времени заикание обрастает новыми симптомами: это логофобия, приспособительные уловки, навязчивые мысли и т.д. и становится сложной многосимптомной речевой патологией.

Вторичные симптомы начинают играть в картине заикания даже более опасную роль, чем спазматические задержки, поскольку разрушительно действуют на личность заикающегося человека. На их преодоление уходит больше времени и сил, чем на борьбу с речевыми неплавностями, с которых когда-то все началось.

Комплексная методика Л.З. Арутюнян, которую мы используем в своей практике, эффективно решает проблему заикания. С ее помощью можно достичь устойчивых положительных результатов независимо от этиологии и степени тяжести дефекта, но для этого потребуется длительная работа самого заикающегося и его близких в течение не менее 2 лет.

Когда мы имеем дело с остро возникшим, «детским» заиканием, усилия по его преодолению значительно уменьшаются. Программу для тех детей, кто только начал заикаться, мы назвали «Скорая помощь», потому что ее эффективность напрямую зависит от «стажа» заикания (скорости обращения за помощью). В этом случае работа обычно занимает 1—3 мес.

Ранняя диагностика и быстрая помощь — очень благоприятные факторы для решения проблемы заикания, но очевидно, что если можно не допустить его возникновения, нужно этой возможностью воспользоваться. В медицине такой подход называют первичной и вторичной профилактикой заболевания. Заикание не является исключением. Поэтому мы решили обобщить наш опыт и обозначить группу риска возникновения заикания, а также попытаться найти пути, чтобы не допустить этого.

Причины возникновения заикания можно разделить на две группы:

• предрасполагающие;

• «толчковые».

Во время первичной консультации мы задаем родителям вопрос: «Что именно, на ваш взгляд, послужило причиной заикания?» и чаще всего в ответ получаем рассказ о некой стрессовой ситуации. Родители уверены, что еще вчера ничего не предвещало беды, и испытывают чувство вины, что не предотвратили эту ситуацию. Но при детальном анализе обычно выясняется, что к стрессам родители причисляют не только объективно «страшные» моменты жизни ребенка (нападение собаки, пожар в доме, смерть близкого человека...), к счастью, случаются редко, но и ситуации, в которые каждодневно попадает большинство детей: впервые остался без родителей с бабушкой (с ней никогда не был); первый раз в жизни пошел в детский сад и «испугался остаться с чужой тетей»; получил желанные подарки на Новый год и пришел от них в восторг и т.п.

Эти ситуации можно назвать «малыми» (бытовыми, повседневными) стрессами, причем не всегда со знаком «минус». Например, восторг от подарков — это стресс, связанный с яркими положительными эмоциями. Такими «малыми» стрессами полна жизнь любого человека, и полностью предотвратить их невозможно.

Возникает вопрос: почему большинство детей, оказавшись в подобных условиях, адаптировались к ним, и перенесенный «малый» стресс не имел никаких последствий, а именно этот малыш не устоял и начал заикаться?

Можно предположить, что так случилось, потому что именно у этого ребенка уже было некое состояние готовности возникновения заикания (некие предрасполагающие причины), и «малый» стресс оказался лишь последней каплей («толчковой» причиной).

Доказательством этого предположения является тот факт, что не всем родителям удается вспомнить видимую («толчковую») причину возникновения заикания. Многие уверены, что проблема возникла на фоне полного однообразия и внешнего благополучия жизни ребенка, сама по себе («исподволь»), с незначительных еле заметных запинок, напоминающих физиологические итерации. Родители не воспринимают эти небольшие речевые неплавности всерьез, так как они не мешают общению, и ребенок их не замечает. И только позже, когда спазматические задержки обретают более заметную форму, родителям становится очевидно, что это заикание.

Видимой («толчковой») причины не было, однако на фоне кажущегося благополучия возникло заикание. Значит, имелись другие, скрытые от глаз, предрасполагающие причины, которые готовили почву для возникновения заикания. Именно в них так важно разобраться.

К сожалению, многие родители не считают нужным обращаться за помощью сразу, а приходят в наш центр, когда ребенок уже осознает заикание: в 5—7 лет, а в некоторых случаях и позже. Причина в том, что они воспринимают как начало заикания именно момент резкого ухудшения речи (чаще это случается около 7 лет в связи с началом школьного обучения или в пятом классе в связи с переходом в среднюю школу, где меняются условия обучения), хотя сами уточняют, что слышали небольшие запинки и раньше, когда ребенку было 2—5 лет.

В каких случаях следует волноваться по поводу возможности возникновения заикания? Как можно этому противостоять?

Основываясь на многолетнем практическом опыте, обозначим группу риска возникновения заикания.

«Наследственный» фактор

В первую очередь, в группу риска возникновения заикания попадают дети, в семьях которых уже есть заикающиеся. Более половины всех, кто к нам обращается, вспоминает о своих заикающихся родственниках. Причем это могут быть близкие люди, живущие вместе с ребенком, а могут быть и родственники, с которыми ребенок даже не знаком.

Однако факт возникновения заикания в одной и той же семье не означает, как мы полагаем, что заикание передается по наследству, ведь, как известно, генетически обусловленные наследственные заболевания нельзя преодолеть, а заикание можно.

К тому же речь сама по себе не может передаваться по наследству: ребенок рождается с умением видеть и слышать, а речь формируется только в социуме. По наследству передается только так называемая речевая способность (поэтому в данном случае мы взяли слово «наследственный» в кавычки).

Этот вопрос не изучен до конца, но можно предположить, что генетически передается не заикание, а некая предрасположенность к нему. Это могут быть особенности психики ребенка, или особенности его речевого развития, или неврологические особенности (генетически обусловленная судорожная готовность, например), или сочетание этих факторов.

Но, в любом случае, в таких семьях нужно быть предельно внимательными к речи детей и при появлении любых моментов, которые могут напоминать заикание (двойные повторы звука или слога как в начале слова: к-кошка, са-самокат, так и в конце: бегу-гу-гу-гу), не быть самонадеянными, считая, что «запинки — это еще не заикание» или что «само пройдет», а срочно обращаться к логопеду.

Важно быть уверенным, что даже если ребенок унаследовал все выше перечисленные характеристики своего заикающегося родственника, то в отличие от случаев с генетически обусловленными заболеваниями он не обречен быть заикающимся. Он, как и другие дети, может избавиться от проблемы. Главное в этом случае — ранняя диагностика.

Подражание

Малыш может начать подражать заикающемуся человеку, который живет в его семье или находится в близком окружении. Мы считаем причиной именно подражание, если этот человек не является кровным родственником (например, это отчим или ребенок из группы детского сада). Если же заикающийся — родной человек, сочетание «наследственного» фактора и подражания с еще большей вероятностью подтолкнут малыша к заиканию.

Что в этом случае делать? Первый вариант: конечно, желательно исключить общение, чтобы не было опасного примера для подражания. Но если это близкий человек, такой вариант невозможен. Второй: помочь справиться с проблемой тому взрослому, который заикается. Но и это не всегда возможно, если он смирился с заиканием и не планирует бороться с ним. Третий — предложить особую технику речи, пользуясь которой взрослый заикающийся сможет избегать заикания в присутствии ребенка. Это не избавит от проблемы самого взрослого, но поможет малышу из его семьи.

«Большой» стресс

Для любого ребенка опасен так называемый «большой стресс», после которого заикание может возникнуть внезапно, и проявления его обычно сразу достаточно тяжелы. К «большим» стрессам можно отнести события, вызывающие запредельно яркие переживания, возможно, шок или бурный восторг.

Конечно, понятие «большой» стресс относительно. То, что для одного ребенка слишком страшно, другой переживет более спокойно, но, тем не менее, нужно стараться не подвергать своего малыша серьезным испытаниям. Впечатлительному малышу могут навредить не только стрессы со знаком «минус», но и мероприятия, которые родители организовали, чтобы порадовать его: аттракционы, Дед Мороз на Новый год и необдуманный поход в кинотеатр или театр.

Неблагоприятный эмоциональный климат в семье

Когда мы говорим о неблагоприятной обстановке в семье, чаще всего имеем в виду семьи, где часты громкие ссоры и скандалы, но мы должны учитывать, что эмоциональное давление на детей оказывают не только открытые громкие конфликты.

Микроклимат в семье может быть тяжелым, даже если здесь не повышают голоса и внешне отношения между взрослыми сдержанные и спокойные, однако в «воздухе» ощущается напряжение. Ребенок становится заложником скрытых конфликтных отношений между близкими, каждый из которых любит его, но при этом все предъявляют к нему противоречивые требования. Здесь непонятно, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок живет в состоянии постоянной эмоциональной напряженности (растерянности, неопределенности, страха…).

К сожалению, без помощи семейного психолога вряд ли возможно разрядить обстановку.

Бывают и другие семьи, где существует моральное давление родителей на самого ребенка, когда он раздражает, не удовлетворяет их амбиции или просто не совпадает с ними по темпераменту: мать — деятельная, активная, торопливая, суетливая, а ребенок медлительный, флегматичный, рассеянный, мечтательный. Такая мать, скорее всего, начнет раздражаться, подгонять, «дергать» ребенка, а ребенок из-за несоответствия ожиданиям матери будет испытывать чувство стыда, вины и даже страха: « Я не нравлюсь маме. Меня не любят».

Такое постоянное психологическое давление может повлиять не меньше, чем кратковременный «большой» стресс, и приводить к различным проблемам, в том числе и к заиканию.

Личностные особенности (гиперчувствительность, тревожность и др.) детей и их родителей

В зависимости от врожденных личностных особенностей дети могут обладать разной степенью чувствительности. В этом случае «малые» стрессы вызывают у него такую же яркую гамму переживаний, как у другого ребенка «большой» стресс. Родители в таком случае вполне могут не заметить ситуацию, которая повлияла на речь.

Чаще гиперчувствительность, тревожность — качества, уже заложенные природой, но нередко эти природные особенности приумножаются последствиями воспитания такими же тревожными и гиперчувствительными близкими.

Если ребенок тревожится, но видит пример спокойной уверенной в себе матери, он наверняка, несмотря на свою собственную впечатлительность и умение преувеличить опасность, почувствует себя защищенным. Если же мама сама всего боится, это уже «тревога в квадрате». У такого ребенка появляется больше шансов начать заикаться.

Если взрослые достаточно осознанны и понимают, что такие проблемы в семье есть, то самостоятельно или с помощью психолога, они начинают работу в этом направлении. В результате ребенок постепенно получает эмоциональную закалку и заодно возможность избежать заикания и многих других проблем.

Заикание «на выходе из безречия»

Проблема заикания часто возникает у детей с задержкой речевого развития или с алалией «на выходе из безречия». Проблема может возникнуть в момент «запуска речи» как реакция на активную помощь нескольких специалистов одновременно (невролога, логопеда, дефектолога, психолога), которые форсируют речевое развитие.

Но «кто предупрежден, тот вооружен», и если специалисты знают об этой опасности, то будут действовать более осмотрительно, стараясь не перегружать занятия большим количеством новых сложных заданий, дольше закреплять предыдущие, чтобы вхождение в речь было не резким, а поступательным.

В противном случае, есть шанс взамен безречия получить другую не менее сложную проблему: заикание.

Ускоренное речевое и интеллектуальное развитие

Как ни парадоксально, но и слишком раннее речевое и интеллектуальное развитие может привести к проблеме заикания. Нередко это связано с амбициями взрослых, которые предъявляют ребенку непосильные требования, форсируют процесс его развития.

Мы не призываем отказаться от качественных развивающих занятий с детьми, но считаем, что до 5 лет нужно идти только за желаниями ребенка и предлагать познавательные и развивающие задания исключительно в игровой форме, поскольку до 5 лет игровая деятельность является естественной для ребенка.

Билингвы

Из-за современных реалий в научной литературе уделяют большое внимание детям, воспитывающимся в двуязычных семьях. Их тоже относят к группе риска возникновения заикания. (3). Вероятно, в этом случае заикание может спровоцировать состояние неопределенности, сложность выбора, какой языковой системой в данный момент воспользоваться. Мы встречались со случаями заикания, когда к билингвизму добавлялись другие факторы: билигвизм на фоне ЗРР или алалии, «наследственный» фактор в сочетании с билигвизмом и т.п.

Возрастные особенности

Поскольку в 99% случаев заикание возникает в момент формирования сложной фразы, а это дошкольный период (2—5 лет), важно учитывать возрастные особенности дошкольников.

Уровень их интеллектуального развития зачастую обгоняет их речевые возможности. Им хочется о многом спросить, многим поделиться, но активный словарь в силу возраста еще недостаточно богат, грамматический строй речи окончательно не сформирован, опыт «оречевления» своих мыслей и чувств совсем мал, поэтому общение на сложные захватывающие темы требует много эмоциональных сил, вызывает состояние эмоциональной напряженности.

К тому же в силу возрастных особенностей они легко переходят от одной гаммы чувств к другой: смех сменяет слезы, удивление и испуг вызывают привычные для нас, взрослых, предметы и явления.

Все это вместе (трудности «оречевления» мыслей + бурные эмоции) естественно приводит к эмоциональной напряженности, которая проявляется во время речи в виде:

— напряженного или суетливого тела;

— сбившегося дыхания (а значит, прерывистой речи);

— более высокого голосового регистра;

— убыстренного темпа речи;

— физиологических итераций (повторов слогов, которые считают возрастной нормой, но их не так просто отличить от начинающегося заикания).

Также выглядят и так называемые «предвестники заикания».

Поэтому даже если нет ни одной из вышеперечисленных причин, все дети дошкольного возраста, по большому счету, так или иначе находятся в группе риска возникновения заикания. Не случайно в подавляющем большинстве случаев заикание возникает именно у дошкольников.

Ситуация становится опасной, когда к возрастным особенностям добавляется один или несколько перечисленных выше факторов. Нередко так и бывает, что у одного ребенка можно наблюдать микс из таких моментов, как «наследственность», гиперчувствительность, леворукость или ЗРР + двуязычие + семья с неблагоприятным микроклиматом и т.п. Возможно, каждый из факторов не так уж велик, но способен играть роль «последней капли», которая и становится решающей при возникновении заикания.

Как нужно действовать, если родители услышали сбои в речи ребенка?

1. Нельзя паниковать: дети считывают эмоции близких (особенно матери!), и, если она в панике, тревога обязательно передастся малышу, что только усугубит проблему. Нужно помнить, что в настоящее время заикание уже не считается «неизлечимым», а значит нужно постараться как можно быстрее организовать помощь ребенку.

2. Нельзя впадать в другую крайность и игнорировать проблему («тебе показалось», «само пройдет») или ругать ребенка за запинки («не балуйся, ты же можешь нормально говорить»). Особенно непростительно такое отношение в тех семьях, где проблема заикания уже существует.

3. Нельзя заставлять ребенка повторять фразу, в которой он запнулся. Плавная речь при повторении не принесет ребенку избавление от заикания, но зато сыграет отрицательную роль: поможет ему зафиксировать внимание на речевых трудностях и ускорит появление более опасных вторичных симптомов заикания.

4. Нужно говорить с ребенком спокойно, четко, неторопливо, по возможности упростить речевое общение, исключить эмоциональную распространенную речь, стараясь в момент диалога задавать ребенку простые вопросы, на которые ему придется отвечать коротко (1—2 словами).

5. Нужно срочно обратиться к специалисту, чтобы с его помощью разобраться: заикание это или физиологические итерации и в случае необходимости оказать своевременную помощь.

Как желательно действовать специалистам, если они услышали сбои в речи ребенка или знают, что он относится к одной из групп риска?

6. Если при наблюдении семьи любой из специалистов, будь то педиатр, невролог, педагог детского сада, знает о вышеперечисленных факторах, особенно о «наследственном», нужно предупредить родителей о возможности возникновения заикания и рассказать о необходимости наблюдать за речью ребенка и быстро действовать, если появились опасные моменты.

Заикающиеся родители, которые сами не смогли избавиться от заикания, могут считать это бесполезной затеей, но это не так. В настоящее время уже есть эффективные способы быстрого восстановления речи в «острых» случаях.

7. Если родители сами обратились к неврологу, логопеду или психологу… по поводу речевых неплавностей ребенка, мы призываем доверять их жалобам. К сожалению, бывает так, что во время обследования заикание не проявляется. Это связано с тем, что дети 2—5 лет не расположены общаться свободно в условиях кабинета. В результате специалисты не слышат их запинок и, доверяя своим наблюдениям, отказывают родителям в своевременной помощи.

Нужно иметь в виду, что заикание, особенно «детское», «расцветает» только в свободном общении на эмоциональные темы. Нет смысла делать выводы о речи, задавая простые вопросы, предполагающие однословные ответы: «Как тебя зовут?» и т.п. Нужно постараться «разговорить» ребенка, предложив ему интересную тему (об игрушках, мультфильмах и т.п.), чтобы услышать спонтанную речь, а если сделать этого не получилось, подробно расспросить родителей, что они слышат в свободной речи дома, как давно их беспокоит речь ребенка и как можно быстрее оказывать ему всестороннюю помощь.

8. Нельзя успокаивать родителей, что заикание пройдет само, так как «у многих прошло». Да, действительно, есть случаи, когда заикание появляется и исчезает спонтанно. Однако это лишь отдельные случаи, поэтому ждать и надеяться на везение неправильно. Нужно помнить, что чем больше «стаж» заикания, тем больше времени и усилий придется потратить в борьбе с ним.

Важное наблюдение

Взрослые ученики РЦ «Арлилия», наученные горьким опытом жизни с заиканием, сразу обращались к нам, если их дети вдруг начинали заикаться. В результате 100% этих заикающихся малышей избавились от заикания благодаря программе «Скорая помощь», которая была впервые опробована Л.З. Арутюнян, а потом усовершенствована специалистами нашего центра и успешно используется в работе с малышами. Мы уверены, что решающим в этом случае был именно фактор срочности обращения и полного доверия специалистам.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению