В статье представлен анализ работы ДОО по ранней проф- ориентации дошкольников. Описанные проекты и мероприятия способ- ствуют воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, повышают интерес к конкретным профессиям. Профориентационный проект для дошкольников «чадоград»
Барашкова О.А.,
воспитатель БДОУ «Детский сад № 30», г. Сокол Вологодской обл.
Цель детской профориентации в дошкольном образовании — расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Именно в дошкольном возрасте начинается первый этап становления профессионального самоопределения, заключающийся в развитии наглядных конкретных представлений о мире профессий. Создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности.
В практике ДОО наиболее распространенные комплексные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но косвенно и в ограниченном масштабе. Можно выделить следующие проблемы работы по данному направлению:
— не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
— потенциальные возможности дошкольников по освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;
— в предметно-пространственной развивающей среде группы имеется лишь традиционный набор оборудования иоснащения сюжетно-ролевых игр, дидактического материала и пособий, предполагающий поверхностное изучение специфики профессий;
— работа педагогов по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не всегда учитывает специфику местных условий.
В связи с вышеизложенным большое значение имеют определение задач, путей их реализации, создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирование у них положительного отношения к людям труда.
В нашей организации в качестве основного средства реализации профориентации выступает проектная деятельность. Разработан проект «Чадоград — детский город профессий».
Цель: создание образовательного пространства, способствующего ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
— популяризировать раннюю профориентацию детей дошкольного возраста;
— определить пути и способы обновления содержания ранней профориентации дошкольников с учетом особенностей местных условий;
— обеспечить формирование оптимальной среды, способствующей реализации образовательного и воспитательного содержания профориентационной деятельности.
Проект включает в себя ряд общих мероприятий, которые реализуются по трем уровням:
1) ознакомительный — первоначальное ознакомление с профессиями («Календарь профессий»);
2) приоритетный — выбор каждой группой приоритетной отрасли или профессии и реализация проектной деятельности в рамках изучения последней;
3) практический — мастерклассы старших дошкольников по презентации выбранной профессии.
Данный проект, прежде всего, практико-ориентированный, т.е. направлен на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста. Кроме того, в проекте заложены познавательная, творческая и игровая составляющие. Каждый месяц мы изучаем новую сферу профессий. Эту схему работы мы назвали «Календарь профессий».
«Календарь профессий»
Сентябрь — социальная сфера. Мы изучаем с детьми профессии сферы образования, государственной и социальной службы.
Октябрь — профессии, связанные с природопользованием, сельским хозяйством.
Ноябрь — сфера безопасности (военные, МЧС, полиция, охрана природы).
Декабрь — в предпраздничный месяц мы изучаем творческие профессии: кино, театр и т.д.
Январь и февраль — сфера «человек – техника». Изучаем через проектную деятельность профессии пап.
Март — в месяце, на который приходится главный женский праздник, мы взяли за основу сферу «человек – дизайн». Помимо профессий наших мам мы изучаем отрасли легкой промышленности, дизайна и красоты, бытового обслуживания.
Апрель — изучаем профессии «человек – наука»: научная сфера и технический прогресс в разных областях жизни.
Май — особый месяц в истории России. Мы изучаем профессии сферы «человек-герой», подвиги наших защитников в годы Великой Отечественной войны, трудовые династии, профессиональные достижения старших членов семьи.
Такое календарное планирование позволяет педагогам сгруппировать содержание образования по ознакомлению детей с профессиями взрослых (в том числе и профессиями жителей города).
Каждая группа в течение года самостоятельно изучает выбранную профессию. Внутри группы педагоги проводят мероприятия в рамках образовательной деятельности и тематические мероприятия по ней. Объем накопленного опыта транслируют между группами.
Представления о мире профессий форируем с учетом современных образовательных технологий. Востребованность рабочих и инженерных профессий в регионе способствует встраиванию технического контента в образовательную деятельность.
Содержание профориентации может быть представлено в виде нескольких тем проектной деятельности. Например, в ходе реализации проекта «Колобок от А до Я» старшие дошкольники познакомились с профессиями, связанными с производством хлеба. В Сокольском краеведческом музее узнали об истории хлебопечения. В «Счастливой пекарне» познакомились с процессом производства хлебобулочных изделий. Совместным продуктом сотворчества взрослых и детей стали разработанные схемы и модели конвейера, хлебопечи и тестомесильной машины.
С удовольствием дети включились в проект «Дача на окне» (создание системы для полива растений). Посетили магазин «Ваша дача», где его работники рассказали детям, какие семена лучше купить для посадки на подоконнике. Заглянули в теплицу, чтобы узнать секреты правильного выращивания овощей. Для нас провели экскурсию по всему комплексу, и дети увидели все этапы сельскохозяйственных работ.
Результатом проектов стало создание нашими воспитанниками «инженерных книг». Проект «Я б в рабочие пошел» — оформление фотовернисажа о рабочих специальностях родителей.
Мы создаем условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности. Познакомить дошкольников с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, помогает цифровая лаборатория «Наураша». Например, мы объясняем, как появляется электричество, как правильно померить пульс.
В детском саду проводится олимпиада «Мир профессий». Качество выполнения участниками заданий детской профориентационной олимпиады позволяет педагогам оценить знания старших дошкольников о профессиях родителей, способности детей в решении изобретательских задач.
Организация сюжетно-ролевых игр помогает на практике закрепить полученные знания. Дети с удовольствием играют в строителя, спасателя, художника. При реализации проекта используются информационнокоммуникационные технологии. Родители помогли нам провести виртуальные экскурсии по предприятиям.
Реализация проекта предполагает следующие направления деятельности.
1. Создание РППС. Профориентирующая среда стала неотъемлемым атрибутом группы. Педагоги обогащают предметное пространство материалами, которые несут информацию о профессиях, распространенных в нашем городе. В группах появились профориентационные уголки: «Уголок сварщика», «Уголок электрика», «Уголок строителя» и др. Они не теряют своей актуальности и продолжают обновляться. Созданы мобильные игровые модули, разработаны дидактические материалы, включающие настольно-печатные игры. В процессе непосредственно образовательной деятельности рассказ педагога сопровождается рассматриванием иллюстраций с изображениями инструментов, материалов, спецодежды представителей разных профессий. Созданы сборники авторских рассказов родителей о своих специальностях.
2. Создание условий для взаимодействия воспитанников с непосредственными носителями практического опыта — людьми различных профессий. К данному направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи со специалистами. Мы привлекаем социальных партнеров, родителей воспитанников, готовых приходить на встречу к детям и отвечать на детские вопросы. Посещение Сокольского телевидения, школы искусств, соседней школы и других организаций позволило детям получить конкретные впечатления, знания и представления о различных профессиях. В гостях у нас побывали преподаватели Сокольского лесопромышленного техникума и рассказали детям о профессиях химика и физика. Частыми стали виртуальные экскурсии с родителями. Все эти мероприятия выводят нас за пределы детского сада.
3. Создание условий для включения детей в моделирующие ситуации, в которых осваиваются отдельные виды профессиональной деятельности. Принять участие в совместной трудовой деятельности со взрослыми ребенок может в ходе мастер-класса, проводимого приглашенным представителем той или иной профессии. Например, совместно с поварами детского сада наши воспитанники пекут пироги, а в ходе мастер-класса с маляромштукатуром учатся пользоваться малярным валиком.
Проводятся детские мастерклассы. Дети самостоятельно рассказывают сверстникам о тех профессиях, которые они изучали при поддержке педагогов и родителей.
Мы обращаем внимание на проведение профессиональных праздников: «День дошкольного работника», «День художника», «День повара» и др.
Таким образом, педагоги детского сада успешно реализуют образовательную модель по освоению дошкольниками ранней профориентации. Созданная в организации образовательная среда расширила возможности для ознакомления детей с миром профессий, помогла повысить познавательный интерес к профессиям родителей и сокольчан. Детский сад стал открытым образовательным пространством для родительского сообщества и социальных партнеров.
Свой опыт работы наша ДОО в течение нескольких лет представляет на региональном конкурсе творческих профориентационных проектов «Шаг в будущее».
Проект продолжает свое развитие, педагоги ищут средства усиления практической направленности ранней профориентации дошкольников, включения их в пробную профессиональную деятельность.
Литература
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учеб.метод. пособие. Балашов, 2012.
Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Учеб. пособие. Ростов-н/Д., 2013.
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle