• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Радость жизни Приемы работы по формированию толерантного отношения к особому ребенку

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
04/2022
Формировать сострадательное, заботливое отношение к сверстникам с нарушениями в развитии необходимо начинать уже с дошкольного возраста, когда закладываются нравственные установки и ценности. Радость жизни Приемы работы по формированию толерантного отношения к особому ребенку

Кремлякова А.Ю., педагог-психолог МАДОУ д/с № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан


Пытайся даже в хмурый день

Найти порхающую радость.

Г. Александров

Лучше всего учить ребенка общаться с детьми с ОВЗ через ведущую деятельность дошкольников — игру. Благодаря сказке и метафоре дети смогут взглянуть на ситуации общения и эмоциональной поддержки со стороны.

Цели:

—          формирование позитивного мировосприятия, адекватной самооценки;

—          развитие способности к сопереживанию, сочувствию к сверстникам с нарушениями в развитии, коммуникативных навыков, сплоченности детского коллектива;

—          профилактика асоциальных поведенческих нарушений.

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.

Возрастная категория: дети 6—8 лет, занятие проводится в группах по 10—12 чел.

Предварительная работа: прочтение и обсуждение сказок «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Осенняя сказка» А. Караличева, «Сказка про слона, про костер и про белую уточку» Д. Биссет, «Птичка» А. Нееловой, «Подружки», «Три товарища» В. Осеевой.

Оборудование: бумага, карандаши или фломастеры, «мешочек хорошего настроения» с конфетами, на которых приклеены позитивные пожелания-напутствия, аудиоаппаратура, записи лирических мелодий.

* * *

I.            Вводная часть

Логопед. Здравствуйте, друзья! Давайте дружно поприветствуем друг друга. Когда я хлопну в ладоши, вы все скажете: «Привет!» Итак... (Хлопает в ладоши.) Я рада вас всех видеть. У меня хорошее настроение, и мне хочется поделиться им с вами.

Игра «Передай по кругу»

Логопед. О любом настроении можно рассказать. Если мы не можем выразить наши чувства словами, как мы можем их показать?

Дети отвечают.

Ребята, наши мысли и чувства можно изобразить мимикой. Давайте встанем в круг и поиграем. Я буду называть то, что нужно передать друг другу. Начинаем!

Передайте другу улыбку по кругу.

Дети по кругу передают друг другу улыбку.

Передайте другу удивление (смех, «дразнилку» и т.д.).

Друзья, как можно передать радость?

Дети показывают.

II.          Основная часть

Логопед. Что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово?

Дети. Радость — когда человек радуется и у него хорошее настроение, как будто от какого-то хорошего сюрприза. День рождения — радость. Когда что-то получается, что раньше не получалось, — тоже радость. А еще радость — получать и дарить подарки, дружить, слушать увлекательную историю.

Логопед. Сегодня мне хочется рассказать вам интересную историю.

Чтение и обсуждение авторской сказки «Мальчик и корабль».

Логопед. Жил-был в одном городе семилетний мальчик Вадик. У него были синие глаза, веселые, но смирные. На вид обычный мальчик, очень симпатичный — сразу видно: не драчун. Только не мог он ходить с рождения. Его худенькие ножки в больших ботинках на толстой подошве были неподвижны. Часто он сидел в колясочном кресле с большими-большими колесами. Каждый день родители подвозили его кресло к окну. Вадик читал книжки, рисовал, строил из конструктора крепости или многоэтажные гаражи. А еще Вадик смотрел в окно и видел, как постепенно меняются времена года. На смену белой холодной зиме приходила журчащая, зеленолистная весна, пахнущая тополиными почками, цветом черемухи и сирени. Синичек, снегирей и свиристелей сменяли грачи и скворцы.

После весны в город приходило лето с яркими солнечными днями, теплыми дождиками. Под окошком расцветал куст жасмина, а ночи наполнялись соловьиными трелями. За летом приходила желтоглазая осень с букетами рябины и калины. От осенних утренних туманов оконные стекла покрывались маленькими капельками. На карнизе лежал желтый в зеленую крапинку кленовый лист. За поздними осенними заморозками в город снова приходила зима. И первые пушистые снежинки мягко укрывали землю, уснувшие деревья и кусты. Времена года сменяли друг друга, а Вадик все сидел и сидел у окна. И с каждым днем он становился все печальнее.

А еще Вадик видел, что внизу, на детской площадке, играли дети. Девочки возились в песочнице, прыгали через скакалку, качались на качелях. Мальчики строили штабы, играли в казаков-разбойников или гоняли мяч; а зимой — возводили снежные крепости и устраивали бои со снежками. Вадику так хотелось поиграть с ними, побегать, повозиться в снегу, но он не мог и пошевелить ногой. Ему становилось очень грустно, одиноко и горько. Книжки и конструктор совсем наскучили ему. Все больше Вадик сидел и просто смотрел в окно.

Мама с папой очень любили своего сыночка и сразу заметили, что Вадик загрустил. И, дождавшись выходного дня, папа поднял на руки сына, вынес его на улицу и посадил на лавочку. Вадик смотрел, как ребята играют в догонялки. Их веселые крики и улыбающиеся лица так и звали в игру. Мальчик заплакал от досады и ударил кулаками свои ножки. Потом отвернулся, чтобы не видеть ребят. Рядом со скамейкой он заметил тонкую веточку, поднял ее и стал что-то чертить на песке. Сначала это были просто линии, потом линии превратились в волны. И вот уже по волнам поплыл корабль с большими парусами. Вадик так увлекся рисованием, что и не заметил стоявшую рядом девочку. Вадику стало неловко, и он перестал рисовать. Девочка подняла с земли палочку и стала разрисовывать раздувающийся парус. Корабль получился, как настоящий!

— Меня зовут Валентинка. Давай дружить, — предложила девочка.

У Вадика перехватило дыхание от волнения и радости. Он не мог ничего ответить и только тихо улыбнулся.

Ребята, вспомните, что чувствовал Вадик, сидя у окна? Почему ему было грустно? Какое событие обрадовало мальчика? Вадик не может ходить, но может... Как вы думаете, что он может?

Необходимо побуждать детей давать как можно больше вариантов для продолжения фразы.

Арт-терапевтическое упражнение «Круги»

Логопед. Радость — это веселье, услада, утеха; энергия любви, света, тепла, жизни. Радость создана для тех, кто умеет радоваться жизни. И, конечно же, для тех, кто хочет научиться жить с радостью.

Сейчас я предлагаю вам не много порисовать. Давайте сядем за столы. Возьмите карандаш или фломастер темного цвета. Нарисуйте на листочке бумаги кружочек, наполните его мысленно грустью или злостью, обидой или досадой. Вспомните о Вадике, о его одиночестве. (Пауза.) Раскрасьте кружок темным цветом.

Отводится время на рисование.

К сожалению, ребята, не вся жизнь состоит из радостных событий, встречаются и грустные и обидные. Случаются дни, когда мы злимся и обижаем друзей и родных. Теперь закройте глаза и вспомните какое-нибудь радостное событие, какой-нибудь радостный день. Вспомните о радости Вадика. (Пауза.) А на что похожа ваша радость. Отройте глаза. Какого цвета была радость?

Дети отвечают.

У кого-то оранжевого, у кого- то голубого. Теперь возьмите карандаш или фломастер цвета вашей радости. И на том же листочке вокруг первого кружка нарисуйте еще один круг побольше. Раскрасьте его.

Отводится время на рисование.

Ребята, посмотрите на ваши рисунки. Что вы видите на них? Что можете о них рассказать?

Дети отвечают.

Правильно, друзья. Каким бы ни был грустным, обидным, тяжелым день сегодняшний, обязательно наступит день радости, света и добра. И мы сами можем сделать так, чтобы обиды перестали приносить боль, и обидчики стали друзьями.

Упражнение «Ласковое имя»

Логопед. Что мы можем сделать, чтобы поднять настроение другу или близкому человеку?

Дети отвечают.

Мы можем что-нибудь подарить, помочь в каком-нибудь деле, можем назвать ласковым словом.

Вспомните, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых? Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще.

Дети отвечают.

Часто ли вы делаете это? Если нет, то почему? Что вы испытываете, когда называете близких или друзей ласковыми именами? А как они реагируют на ваше ласковое обращение?

Дети отвечают.

Упражнение «Мое настроение»

Логопед. Ребята, а как можно поднять настроение себе?

Дети отвечают.

Можно пропеть песенку, съесть что-нибудь вкусненькое, позаниматься спортом, поболтать с мамой или другом, по смотреть смешной мультик или фильм, поиграть с собакой или кошкой.

II. Заключительная часть

Игра «Мы тоже»

Логопед. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поднимает настроение. Я буду говорить разные фразы, а вы после меня будете громко говорить: «Мы тоже!» Поняли? Тогда начнем.

Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Я дарю вам улыбку! Я радуюсь!

Я вас люблю!

Я вас обнимаю!

Давайте же вместе обнимемся.

«Мешочек хорошего настроения»

Логопед. Наше занятие подходит к концу. И у меня для вас есть еще один сюрприз — «мешочек хорошего настроения». Засуньте руку в мешочек и достаньте себе подарок.

Дети достают по очереди конфеты с пожеланиями.

Варианты пожеланий. Обязательно повезет! На удачу! Для полного счастья! Будь здоров! Смотри веселей! Для бодрости! Для храбрости! Везучая конфетка! Улыбнись! Отдохни! От усталости! Для творчества! Прекрасное начало! Взбодрит! Случится чудо! Для вежливости! Милашка! А просто так!

Пришла пора прощаться. Всего вам доброго, друзья.

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению