• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Раннее обучение английскому языку дошкольников в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
07/2022
В статье поднимается вопрос о необходимости и возможности обучения английскому языку детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей, практике организации таких занятий в ДОО и различных методических подходах, которые можно использовать в работе с дошкольниками при раннем обучении иностранному языку. Раннее обучение английскому языку дошкольников в ДОО Раннее обучение английскому языку дошкольников в ДОО

Семенова Т.А., канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного образования;
Початкова А.А.,студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

Знание иностранного языка становится все более востребованным как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Люди все чаще ездят за границу, участвуют в международных мероприятиях, читают книги и смотрят фильмы на иностранном языке, используют ресурсы Интернета и просто общаются между собой. Один из общераспространенных языков международного общения — английский. В связи с этим все чаще прослеживается тенденция к раннему изучению английского языка, поэтому сейчас обучение ему организовано во многих государственных и коммерческих образовательных школах и даже в дошкольных организациях.

Этап дошкольного детства — период, который характеризуется быстрым физическим, когнитивным и языковым развитием ребенка. Данный период считается сензитивным, чтобы начать обучение иностранному языку, поэтому это не является редкостью в рамках современной реалии, что связано с имеющимся социальным запросом. Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте имеет ряд преимуществ, поскольку представляет возможности для пробуждения интереса у ребенка к языковому и культурному многообразию мира.

Известный лингвист Л.В. Щерба считал, что значимость изучения иностранных языков состоит в успешном развитии мыслительных способностей детей. Более того, яркие и позитивные впечатления, связанные с успешным процессом изучения английского языка в детском саду, мотивируют ребенка к увлеченному обучению в школе. В целом, обучение английскому в дошкольном возрасте затрагивает всю личность ребенка, что способствует его нравственному формированию, развитию коммуникативных способностей, познавательной активности и расширению кругозора.

С каждым годом возраст начала обучения английскому языку становится все меньше и меньше. Во многих странах изучение второго языка раньше являлось прерогативой средней школы, тем не менее, в настоящее время прослеживается тенденция к обучению не только учеников начальной школы, но даже и детей дошкольного возраста. Эти изменения основаны на убеждении, что чем раньше начнется обучение, тем успешнее оно будет протекать.
Е.С. Сальникова объясняет начало изучения иностранного языка на ступени дошкольного образования возросшим социальным запросом, особенно в отношении английского языка, поскольку иностранные языки — немаловажный фактор социально-экономического развития общества. Она также упоминает тот факт, что введение данного предмета в развитие дошкольников является ответом на социальный заказ конкретно родителей, которые уже в полной мере осознают важность владения вторым языком.

Многие психологи и физиологи считают, что раннее обучение иностранным языкам продиктовано природной расположенностью детей к языкам и их готовностью к успешному овладению ими. Об этом свидетельствует период сензитивности у детей дошкольного возраста к овладению как родным, так и иностранным языком. Особенно интенсивно и успешно дошкольники овладевают безакцентным произношением иностранных звуков, слов, интонации, если маленький ребенок постоянно окружен аутентичной иноязычной речью.

Как в отечественной (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.), так и в зарубежной психологии (Т. Элиот, Б. Уайт, Р. Робертс и др.) ученые сходятся во мнении, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность периода сензитивности определяется учеными по-разному: Робертс и Пенфильд ставят рамки с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет.

Наиболее распространенное мнение заключается в том, что начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3—10 лет. «Золотая середина», вероятно, находится в промежутке от 5 до 8 лет, когда система родного языка достаточно укрепилась в сознании ребенка, и к новому языку он подходит более осознанно, нежели в возрасте 3—4 лет.

В период с 5 до 8 лет мозг ребенка обладает наибольшей пластичностью и своеобразными особенностями, необходимыми для овладения иностранным языком. Такие особенности заключаются в умении точно имитировать речь, звуки, ритм, интонацию, ударение и т.д., а также легко изучать языковые образцы и использовать их самостоятельно. Кроме того, у дошкольного возраста есть другое неоспоримое преимущество — это наличие игровой мотивации, которая позволяет максимально естественно и занимательно организовывать занятия по английскому языку.

И.Н. Сазанова упоминает ряд причин, по которым начало изучения второго языка наиболее благоприятно в дошкольном возрасте. Прежде всего ребенок любознателен в этом возрасте и готов изучать что-то новое, потому что мотивация заключается в интересе как таковом. Дошкольники еще не имеют языкового барьера и не боятся ошибаться, поэтому это идеальный период для развития разговорной речи на иностранном языке. Наконец, изучение иностранного языка позволяет развиваться таким психическим процессам, как внимание, память, восприятие и воображение, а также систематическое повторение иностранных слов необходимо для развития таких способностей у детей, как обобщение, анализ, систематизация материала.

Говоря о преимуществах изучения иностранного языка в дошкольном возрасте, следует упомянуть огромный потенциал для развития акцента и произношения, довольно приближенных к тем, что есть у носителя языка. Более того, у детей появляется больше времени для изучения второго языка, поскольку этот процесс начинается раньше: им не нужно спешить и запоминать как можно больше материала за короткий промежуток времени, развитие всех иноязычных умений идет умеренно и постепенно.

Таким образом, к началу школьного периода дети уже в некоторой степени владеют иностранным языком. Немаловажен и тот факт, что, изучая иностранный язык, ребенок также узнает о мире, иностранной культуре, традициях, природе и в целом расширяет свой кругозор. Разумеется, в раннем возрасте дети чрезвычайно мотивированы познавать мир и узнавать новое, поэтому при правильной организации занятий это может положительно повлиять на процесс обучения иностранного языка.

Как и взрослые, дети дошкольного возраста — личности со своими особенностями, предпочтениями и убеждениями. Однако есть несколько ключевых особенностей, в которых обучение детей кардинально отличается от обучения взрослых.

Во-первых, дети все еще развиваются когнитивно, лингвистически, социально, эмоционально и физически. Учащиеся в возрасте от 5 и даже до 12 лет все еще развивают свои навыки мышления, понимание своего родного языка, координацию рук и глаз и другие двигательные навыки. Они все еще открывают для себя правила взаимодействия с людьми и учатся понимать свои собственные реакции на других и на события, происходящие вокруг них. Объем и скорость этого развития также означают, что существуют значительные различия в способностях, интересах и характеристиках детей в этом возрасте. Могут быть существенные отличия в способности к обучению у учащихся, например, в возрасте 8—9 и детьми 10—11 лет.

Во-вторых, у детей часто нет очевидной мотивации для изучения английского языка в отличие от взрослых, которые, как правило, изучают его для определенной цели. Дети, напротив, начинают языковые курсы в большинстве случаев по инициативе родителей. Однако даже отсутствие четкой мотивации для изучения английского языка не беспокоит детей, которые очень часто открыты и любопытны ко всему новому.

Р.Х. Аллахверанова также отмечает, что у детей дошкольного возраста не развиты представления о мотивах изучения иностранного языка, что усложняется еще и необходимостью овладения в полной и достаточной мере своим родным языком. В связи с этим изучение второго языка становится, очевидно, не приоритетным, а второстепенным видом познавательной деятельности.

Следующая особенность состоит в том, что дети дошкольного возраста, как правило, не умеют читать и писать на своем родном языке, поэтому часто бывает так, что дети в возрасте примерно до 9 лет могут быть не в состоянии использовать чтение или письмо в обучении иностранного языка. Поэтому развитие навыков разговорной речи преобладает в обучении детей старшего дошкольного возраста английскому языку.

Психологические основы коммуникативно-деятельностного и личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку были рассмотрены С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым и И.А. Зимней. При данном подходе ребенок рассматривается как субъект учебной деятельности, чьи индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности максимально учитываются. В центре всего процесса обучения находятся ребенок, его цели и мотивы, а также уникальные и особые психологические особенности, т.е. учащийся, прежде всего, выступает как личность.

Педагог в данном случае — партнер по работе с содержанием урока, который ставит цели каждого из занятий и соответственно организует, регулирует действия детей и вносит поправки в течение всего учебного процесса, ориентируясь на круг интересов ребенка, его актуального уровня знаний, навыков и умений. В итоге цель каждого занятия формулируется с позиции каждого конкретного ребенка, всей группы детей или языковой подгруппы при реализации данного подхода.

Обучение иностранному языку требует от педагога не только знаний языка, но и понимание общих физиологических, педагогических и психологических особенностей развития детей. Говоря о физическом развитии детей старшего дошкольного возраста, можно отметить повышенную активность и хороший контроль над телом. Высокий уровень активности ведет к необходимости регулярно организовывать моменты отдыха и расслабления. Однако важно помнить, что длительное ограничение подвижности детей может привести к агрессии и потере внимания. Хорошего результата можно добиться путем чередования непосредственно занятий и перерывов, а также посредством физкультминуток в течение каждого занятия.

В старшем дошкольном возрасте социальное развитие характеризуется повышенным интересом к другим детям и совместной игре. Кроме того, дети дошкольного возраста стремятся помогать взрослому, так как нуждаются в его одобрении и симпатии, поэтому педагогу следует создавать ситуации, в которых дети могут проявить себя и добиться успеха.
В интеллектуальном и речевом развитии детей отмечается интерес к говорению, а письмо и чтение чаще даются с трудом. Поэтому важно обращать внимание именно на развитие иноязычных способностей к аудированию и говорению.

На ранней ступени обучения иностранный язык должен рассматриваться как средство всестороннего развития личности ребенка с непосредственным учетом его личных мотивов, увлечений и возможностей. Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте должно опираться на особенности, характерные для детей данной возрастной группы. В связи с этим один из наиболее распространенных и эффективных — путь естественного создания образа языка у ребенка, которое осуществляется с помощью многократного прослушивания определенных языковых структур. В данном случае особое внимание уделяется аудированию, через него дошкольники знакомятся с основами иностранной речи и усваивают их. Благодаря этому у детей формируется и развивается навык аудирования, что в свою очередь позволяет создать «образ» языковых структур иностранного языка и функционально использовать его с целью получения информации.

Слабость тормозного процесса и впечатлительность влияют на внимание детей дошкольного возраста, которое, в связи с этим, недостаточно устойчиво. Поэтому встает необходимость живого, энергичного и увлекательного обучения на ранней стадии изучения английского языка как обязательного условия для успешного формирования нужных знаний, умений и навыков, а также для развития произвольного внимания. Это можно обеспечить чередованием различных видов деятельности, среди которых необходима и подвижная деятельность, поскольку однообразие утомляет ребенка, соответственно его внимание начинает блуждать и притупляться.

Важно также помнить о том, что у детей дошкольного возраста доминирует наглядно-образная память, т.е. дети лучше всего запоминают конкретные предметы, явления, цвета. Отсюда можно сделать вывод о необходимости проведения ассоциаций слов с предметами и действиями для успешного усвоения языкового материала. Интересен тот факт, что лучше всего дошкольник усваивает иностранные слова, если они связаны с каким-либо действием, которое он по возможности выполняет сам. В связи с этим одним их наилучших вариантов ознакомления с языковым материалом и его закрепления является его сопровождение движениями и жестами.

В данном возрасте детям не нужно объяснять те или иные правила грамматики или фонетики традиционным способом. Среди способов и приемов обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста, безусловно, лидирует игра, которую необходимо поставить во главу процесса обучения, поскольку учебный процесс станет чем-то увлекательным, знаменательным, и ребята будут с нетерпением ждать занятия. Так, выдающийся теоретик Д.Б. Эльконин отмечает, что игра служит средством развития мотивационно-потребностной сферы, умственных действий, произвольного поведения и средством познания. В связи с этим игровая деятельность в дошкольном возрасте влияет на развитие многих важнейших психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение.

Игра для ребенка одновременно и развлечение и работа. Педагог имеет возможность выбирать между большим количеством разнообразных игр в соответствии с целями занятия и настроем детей: подвижные, полуподвижные, спокойные. Педагог может использовать такие игры при объяснении нового языкового материала, введении и закреплении лексики, формировании умений и навыков устной речи. Усложняя игру в процессе обучения иностранному языку, педагог должен соблюдать принцип постепенности, последовательности и доступности в обучении.

Наличие игровой мотивации в дошкольном возрасте выступает огромным преимуществом для педагога, так как она позволяет естественно и эффективно выстраивать работу с детьми по любому направлению, в том числе при обучении английскому языку. В ней дошкольник может приблизиться к использованию английского так же естественно, как в процессе повседневного использования своего родного.

В ходе игры закладываются, претерпевают изменения и закрепляются многие психические свойства и когнитивные процессы, а также активизируется в максимальной степени желание самостоятельно познавать мир.
При проведении лексических игр педагогу необходимо придерживаться принципа визуализации с использованием разнообразных игровых приемов для закрепления нового языкового материала. Нужно отметить, что лексические игры должны быть максимально простыми и понятными детям. Опора на предметно-манипулятивные игры, наглядно-действенный характер и создание образа слова через движение являются ведущими методами, необходимыми для формирования комфортной искусственной иноязычной среды.

Важно также отметить, что использование игры в процессе изучения иностранного языка означает, что детям необходимо предлагать игровые речемыслительные задачи, в которых содержатся цель и мотив речевого действия. В такой игровой деятельности заключается огромный мотивационный потенциал, необходимый для развития иноязычной речи.

Несмотря на то, что дети дошкольного возраста обладают жаждой к усвоению и открытию новых знаний, они малоусидчивы, поэтому начинают испытывать трудности, если долго сидят на одном месте и удерживают внимание на одном виде деятельности.

В связи с этим педагогу необходимо помнить, что деятельность должна быть сменяемой, разнообразной, а также вызывать эмоциональную вовлеченность детей. Одна из игровых технологий, позволяющих сохранять и укреплять как физическое, так и психическое здоровье дошкольников во время учебно-воспитательного процесса, — физкультминутка, которая обеспечивает разгрузку детей. Поэтому важно использовать на занятии различные подвижные игры и не забывать проводить физкультминутки. С их помощью можно закрепить лексический материал, быстро снять накопленное утомление, за счет чего повысить работоспособность детей и мотивацию к изучению иностранного языка.
На этапе дошкольного возраста процесс обучения английскому языку заключается в том, чтобы сформировать языковую и речевую способности. Рассмотрим сущность понятий «языковая способность» и «речевая способность», которые представляют собой фундамент для формирования способности детей к иноязычному общению. Иноязычная языковая способность трактуется как «способность, связанная с овладением языковыми средствами (фонетическими, лексическими и грамматическими) и их использованием как орудиями речевой деятельности».

Иноязычная речевая способность, в свою очередь, опирается на языковую способность и трактуется как «способность формировать и формулировать свои мысли, а также понимать (на слух и при чтении) мысли, высказанные другими людьми». Поскольку дети дошкольного возраста еще не умеют читать на родном языке, в этом возрасте понимание иностранной речи может быть только на слух.

Рассмотренные выше особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют выбирать подходящие методы и приемы работы по обучению детей иностранному языку. Существует множество различных подходов в методике преподавания английского языка. Рассмотрим некоторые наиболее популярные из них.

Подход является компонентом системы обучения языку, выступает как наиболее общая лингводидактическая основа овладения языком и дает представление о той выбранной стратегии знаний, которая служит основанием для выбора методов и приемов обучения. Современная методика преподавания иностранных языков не располагает единой классификацией подходов к обучению.

Если подход описывает, как используется язык, какие существуют зависимости между различными составляющими языка, как люди приобретают языковые умения и навыки, а также условия, способствующие успешному изучению языка, то метод — непосредственно практическая реализация подхода. Он включает в себя используемые виды деятельности и материалы, роли педагога и учащихся, модели организации учебной деятельности. Рассмотрим традиционные и современные подходы и методы преподавания иностранного языка.

Долгое время одним из самых популярных методов являлся грамматико-переводной (the Grammar-Translation Method), который проходил посредством последовательного и систематического выполнения грамматических упражнений, перевода иностранных текстов, поиска соответствий языка оригинала в родном языке. При использовании данного метода уделяется относительно мало внимания развитию способностей к говорению и аудированию на иностранном языке.

Метод погружения в языковую среду (the Immersion Method) подразумевает полное погружение учащихся в среду изучаемого языка, исключение перевода, поощрение за неиспользование родного языка на занятиях. Дети погружаются в изучение иностранного языка в течение всего дня и, как ожидается, общаются с помощью целевого языка.

Лексический подход предполагает изучение иностранного языка посредством коллокаций — лексических единиц, представленных в определенной грамматической форме. Таким образом, при данном подходе основным элементом обучения иностранному языку выступает развитие у детей способности сочетать лексические единицы.

В основном этими методами пользуются педагоги иностранного языка в школах, где дети уже имеют хороший уровень владения родным языком и способны переходить к изучению грамматики иностранного языка и формированию навыков чтения и письма. Дети дошкольного возраста находятся в процессе развития своего родного языка, поэтому имеются определенные проблемы в использовании, например, грамматико-переводного метода. В связи с этим для обучения детей данной возрастной группы часто выделяют методы: аудиолингвальный полного физического реагирования, естественный и коммуникативный.

Аудиолингвальный метод (the Audio-Lingual Method) основан на теории бихевиоризма. Этот метод предполагает многократное повторение лексических и грамматических структур, обучение через образцы диалогов на иностранном языке практически без объяснения педагога, а также изучение лексики в контексте.

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) предполагает обучение иностранному языку средствами опоры на органы чувств. В данном случае дети изучают иностранный язык по устным указаниям педагога на данном языке, поэтому подчеркивается важность понимания на слух. Педагог не переводит указания и команды на родной язык, а достигает их понимания путем демонстрации их исполнения. Ученики в свою очередь выполняют указания, а в случае готовности могут начинать сами воспроизводить эти команды в устной речи. Преимущество этого метода заключается в том, что дети могут не иметь начальных знаний в области иностранного языка и пережидать «период молчания» в своем собственном темпе.

Естественный метод (the Natural Approach) близок аудиолингвальному. Этот подход подчеркивает сходство между изучением родного и иностранного языков. В ходе обучения ошибки не исправляются, а учащиеся знакомятся с языком по тем же принципам, что и с родным (вижу-слышу-повторяю). Естественный метод предполагает использование иностранного языка на занятиях, достигая понимания со стороны детей с помощью интонации, мимики, жестов, опорных картинок, реальных предметов, игрушек. Большое внимание уделяется формированию устно-речевых умений.

Коммуникативный метод (Communicative Language Teaching of Communicative Approach) базируется на принципе, что обучение иностранному языку идет наиболее успешно при непосредственном, осознанном и интересном общении. Его часто противопоставляют грамматико-переводному методу, поскольку результатом применения первого является беглая речь с грамматическими ошибками. Результатом же последнего будут достаточное знание грамматики, но явно выраженный языковой барьер и трудности в общении.

Таким образом, дошкольники имеют ряд особенностей, которые нужно обязательно учитывать при выборе подходов и методов обучения иностранному языку.

Важно помнить об их быстрой утомляемости, желании к движению и разнообразию. Обучение иностранному языку должно проходить в игровой форме, движении и мотивирующей среде, благодаря чему дети будут иметь возможность всесторонне развиваться.

Литература

1. Asher J J. Learning Another Language Through Actions. California, 2012.
2. Larsen-Freeman D., Anderson M. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford, 2011.
3. Sattorova F.E. Modern methods in teaching foreign language // Science and Education. 2021. № 4. С. 297—302.
4. Аллахверанова Р.Х. Трудности при обучении дошкольников английскому языку // Достижения науки и образования. 2019. № 2.
5. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранных языков в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: Мат-лы I Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. Санкт-Петербург, 2012. С. 314—316.
6. Гальскова Н.Д., Василевич А.П. и др. Основы методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. М., 2017.
7. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: Учеб. пособие. М., 2010.
8. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. № 6. С. 167—171.
9. Копенина О.В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1459—1462.
10. Машинистова Н.В. Личностно-деятельностный метод обучения иностранному языку современных дошкольников // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 6—3.
11. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика раннего обучения иностранному языку: Учеб. пособие для вузов. М., 2021.
12. Прохорова М.Е., Зимина Е.И., Кондакова Н.Н. Вариативность методов и приемов обучения иностранному языку на раннем этапе // Вестник ТГУ. 2021. № 192. С. 78—86.
13. Сазонова И.Н., Коненко Е.А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 846—849.
14. Сальникова Е.С. Обучение дошкольников английскому языку // Science Time. 2015. № 6 (18). С. 446—451.
15. Сомина Е.О. Teaching English as a foreign language to different age groups in non-bilingual kindergarten // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 523—526.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению