При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Черцова Н.А.,
воспитатель МКДОУ д/с «Огонек», раб. пос. Линево Новосибирской обл.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Многолетний же опыт работы говорит об обратном — многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Недостаточно сформированная коммуникативная компетентность у дошкольников обусловливает недостаточную готовность ребенка к школе и успешное освоение образовательной программы.
Наиболее благоприятный период для социально-коммуникативного развития ребенка — дошкольное детство, когда зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми.
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. С 3—4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению (сверстник), который с возрастом становится все более значимым. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих в жизни ребенка.
Коммуникативные способности — важное условие развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности, это те способности, которые можно и нужно развивать. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.
Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника:
— желании вступить во взаимодействие;
— способности слышать собеседника и сопереживать ему;
— разрешать сложные вопросы взаимодействия;
— владеть правилами эффективного общения.
Другими словами, нужно учить детей умению общаться, воспитывать культуру общения.
А эти особенности, в свою очередь, и реализуются на одном из этапов формирования предпосылок к функциональной грамотности у дошкольников.
Обратимся к определению А.А. Леонтьева о функциональной грамотности с точки зрения коммуникативной компетенции: «это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Каковы же основные признаки наличия функциональной грамотности? Перечислим:
— знания о правилах, принципах, общих понятиях, составляющих познавательную основу для решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
— умение адаптироваться к изменяющемуся миру;
— решать конфликты, работать с информацией;
— применять правила личной безопасности в жизни;
— готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
— принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
— повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Наличие коммуникативной грамотности предполагает умение:
— работать в группе, команде;
— договариваться, согласовывать действия;
— располагать к себе других людей.
Научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Формами организации детского общения могут стать:
— непосредственно образовательная деятельность;
— речевые проблемные ситуации;
— составление рассказов, сказок, загадок;
— ситуативные разговоры;
— игры.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия детей — игра — ведущий вид деятельности дошкольника и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, а также основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера. Согласно ФГОС ДО игровая деятельность выступает как форма социализации ребенка. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и со взрослыми. Обогащается и эмоциональный мир ребенка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории — коммуникативные игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, слушать и слышать другого человека.
Коммуникативные игры делятся на группы:
— на развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
— на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
— на развитие навыков взаимодействия в группе;
— на телесный контакт.
После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно; о значимости жестов и мимики для выразительности речи. Желательно обсудить с ребенком содержание игры, выяснить, что произошло, были ли у него какие-то трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникли в игре конфликтные ситуации (если они были).
Кроме того, для формирования функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, субъект-субъектные, личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
— проблемно-диалогическая — освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе самостоятельно осуществлять деятельность познания;
— формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
— проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
— использования «проблемных ситуаций», являющаяся задачей творческого характера, требующая большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения;
— информационные и коммуникационные, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ, синтез, классификация;
— оценки достижений дошкольников, позволяющая создать ситуацию успеха и мотивировать детей на развитие новых способностей.
В современном, быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе формирования предпосылок к функциональной грамотности, т.е. в дошкольном возрасте, главное — развивать умение каждого ребенка мыслить, рассуждать, искать решение разного рода задач и проблемных ситуаций, стремиться к самостоятельности и самодостаточности, постоянному личностному развитию.
Обратимся к наиболее эффективным практикам формирования и оценки функциональной грамотности в плане коммуникативной компетенции дошкольников.
Игры-приветствия
Утро
Утро наступает — в сад идти пора!
С добрым утром, с добрым утром, просыпайся, детвора!
Просыпайтесь, девочки, просыпайтесь, мальчики!
Просыпайтесь все вокруг —
С вами самый лучший друг!
Дети при этом стоят по кругу и с помощью мимики, жестов стараются выразить друг к другу положительное эмоциональное отношение.
«Комплимент»
Дети передают мяч-смайлик по кругу и говорят друг другу комплименты — приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать рядом стоящему сверстнику. Данная игра способствует повышению уверенности в себе, а педагог способен оценить общую психологическую атмосферу в детском коллективе.
«Познакомь с соседом справа»
Дети сидят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч.
Такая игра создает доверительную обстановку в группе; формирует положительное отношение к себе самому и к сверстникам.
Организация трудовых поручений и приобщения воспитанников к труду
Помощник воспитателя предлагает детям принять участие в приготовлении «обеденной зоны» к приему пищи: они расставляют посуду по количеству детей, раскладывают столовые приборы с учетом их правильного расположения. При этом между взрослыми и детьми происходит как вербальное, так и невербальное общение. Заменяя полотенца, дошкольники также проявляют инициативность, активность и другие интегративные качества, связанные с формированием коммуникативных умений и навыков. В совместной деятельности с воспитателем оказывают посильную помощь в наведении порядка в учебно-игровых зонах и т.д.
Сотрудничество с педагогами и детьми старшей группы
Разработка и реализация проектов: «Такие разные растения вокруг нас», «Что мы Родиной зовем?», оформление совместных творческих выставок различной направленности, организация тематических прогулок и др.
Сотрудничество с Линевской детской библиотекой и художественной школой
Следует отметить, что дети легко вступают в контакт с педагогами и специалистами названных учреждений культуры.
Дополнительное образование детей в рамках работы кружка «Юный книголюб»
На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Каждый ребенок имеет возможность удовлетворить свои познавательные, эстетические, творческие запросы. Кроме того, кружковая работа выполняет социально-адаптивную функцию: дети имеют возможность получить социально значимый опыт взаимодействия, испытать «ситуацию успеха». К тому же, содержание занятий и методика работы кружка оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Метод полихудожественного воспитания дошкольников
Воспитание детей средствами искусства, воздействие на становление их духовных потребностей, формирование черт характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.п. Основная работа в данном направлении базируется на синтезе различных видов искусств: поэзия, музыка и живопись, что позволяет вызвать у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа, способствует воспитанию способности к сочувствию, сопереживанию. Тем самым, происходит интерсубъективное эстетическое общение. Ссылаясь на высказывание русского советского педагога В.Н. Шацкой: «Это должны быть моменты детской радости, моменты хороших переживаний, моменты чутких и интимных настроений и прекрасного общения детей с взрослым человеком».
Таким образом, коммуникативная компетентность подразумевает множество составляющих: это и умение говорить, и способность ориентироваться в различных темах, и адаптация к ситуации.
Образовательная среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы.
Сформированные коммуникативные способности — главнейший показатель готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности, а это своего рода — основа функциональной грамотности.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle