• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
В статье с опорой на научные исследования раскрываются значение и особенности коммуникативного развития детей. Одним из средств такого развития выступает сюжетно-ролевая игра. Автором обосновываются ее возможности в формировании навыков общения, и приводится пример игр для детей старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Невская А.А.,

воспитатель ГБОУ № 1562 «Школа им. А. Боровика», д/о «Забавушка», Москва

Одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО, выступает социально-коммуникативное развитие, которое ориентировано:

— на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

— развитие общения и успешное, плодотворное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

— социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;

— позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Умение общаться — важный фактор правильного развития ребенка. Уже родившись, маленький ребенок является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию развиваются сознание и высшие психические функции [3].

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Эффективность данной деятельности часто зависит от особенности обмена информацией, что обеспечивается существованием нужного и достаточного социально-коммуникативного опыта субъектов взаимоотношений. Следовательно, чем раньше постигается этот опыт и богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее осуществится взаимодействие [4].

Коммуникативное развитие — одна из важнейших сторон и результатов развития ребенка, иными словами, коммуникативная компетентность формируется в общении детей со взрослыми и сверстниками [4]. Важно отметить, что коммуникативные навыки развиваются только исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками. Актуальность социального и коммуникативного развития возрастает в нынешних условиях, зависящих от особенностей социальной среды ребенка, в которой во взаимоотношениях людей часто отсутствуют воспитанность, доброта, доброжелательность, речевая культура. В связи с чем, в практике дошкольной организации формирование социальной и коммуникативной компетентности дошкольников — процесс, который дает возможность ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного его члена.

Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека. Одной из главных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где способность ребенка к общению ведущая, т.е. умению строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. И воспитателю доверена ответственная работа по формированию у воспитанников коммуникативных навыков, которые помогут ребенку состояться во взрослой жизни.

Формы общения дошкольников

Напомним, что выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет их жизни (2—7 лет). Первая — эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2—4 года жизни ребенка). Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игр, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность общения. Вторая — ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (4—6 лет) и третья — внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6—7 лет) [3].

Далее рассмотрим более подробно вторую и третью формы общения. В ситуативно-деловой форме, контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Эта направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Потребность в игровом сотрудничестве определяется в деловых мотивах общения детей. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей в процессе занятий, игр, выполнения бытовых работ и пр. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам товарищей и еще более — об их желании привлечь внимание к себе. Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас и здесь» — вот что принимает в расчет ребенок.

Для общения между собой дошкольники используют все три категории средств: выразительные, изобразительные и знаковые. По-прежнему преобладают эмоциональная окраска всех контактов, легкость перехода от одних эмоций к другим, часто с противоположным знаком.

Ситуативно-деловая форма общения сверстников — основная для дошкольного детства разновидность коммуникативного взаимодействия. Для нее характерна потребность в сотрудничестве и признании, реализуемая в коллективной сюжетно-ролевой игре. Эта потребность опредмечивается в деловых мотивах, имеющих выраженный ситуативный характер и нацеленность на самопознание и самооценку.

Ситуативно-деловое общение сверстников благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле этого слова. Неблагополучие в сфере общения со сверстниками мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно. Становление ситуативно-деловой формы общения требует контроля и заботы со стороны взрослых, особенно в случаях задержки ее развития, бедности содержания.

Внеситуативно-деловая форма общения складывается в самом конце дошкольного возраста (6—7 лет). Она наблюдается у немногих детей. Но в то же время тенденции к ее развитию намечаются довольно ясно, и элементы формирующего контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Да и сама логика движения детей от одних форм общения к другим предрекает преобразование контактов сверстников именно в направлении внеситуативно-деловых взаимоотношений.

В старшем дошкольном возрасте, в основном, можно говорить о становлении определенного уровня социальной зрелости, согласно возрастным особенностям, проявляющегося в психофизических, личностных достижениях развития, относительной автономности и самостоятельности детей в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступных ребенку видов деятельности, а также в характере взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как коммуникативные навыки.

Есть другая отличительная особенность общения сверстников, которая выражается в преобладании инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, распадающийся из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети этого возраста принимают и поддерживают примерно в 2 раза чаще.

Очень важно понимать, что коммуникативные навыки дошкольника формируются исключительно в процессе реального взаимодействия со взрослыми и совместной деятельности со сверстниками. Границы социального пространства в дошкольном возрасте расширяются, в первую очередь, за счет того, что с 4 лет в жизни ребенка, кроме значимых взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, поскольку именно с этого возраста последний является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников для детей дошкольного возраста становится референтной [2]. Вот почему в выборе средств развития коммуникативных навыков ведущая роль принадлежит игре.

Роль игровой деятельности игр в развитии детей

Социальная природа ролевой игры изучалась и изучается многими исследователями. Важная роль, отводимая игровой деятельности в развитии детей, обусловлена тем, что игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, представляющий собой наиболее естественный и эффективный способ не только воспитания, но и обучения детей, где различные знания и умения усваиваются в привлекательной для дошкольников деятельности. Все знания и умения, которые дети получают в разных видах деятельности, находят отражение в играх. Важно то, что источник, питающий сюжетно-ролевую игру, это реальный опыт — разнообразные знания об окружающем. В ходе необходимой для всестороннего развития дошкольника сюжетной игры ребенок реализует свое стремление к совместной социальной жизни со взрослыми. В процессе развития сюжетной игры разрешаются противоречия между неподготовленностью ребенка к этой деятельности и его растущей самостоятельностью. Как отмечают ученые, игра — прекрасное средство социального развития и коммуникации [1].

Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх рассматривался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, Е.О. Смирновой и др. [2; 3; 4] Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково: одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру, вежливо, без конфликтов общаться, уступать, взаимодействовать на равных, доброжелательно выражать свои мысли, позицию, желания и требования [3]. В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также приобретают различные социально значимые качества, идентифицируя себя с выполняемой ролью, учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами, способствует усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта.

В старшем дошкольном возрасте игровой репертуар активно пополняется, разнообразными становятся сюжетно-ролевые самодеятельные игры. В основе сюжетно-ролевой игры находятся окружающий ребенка мир и деятельность взрослых и сверстников. Ее особенность — формирование воображаемой ситуации, которая состоит из сюжетов и ролей. В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает воспринимать себя как взрослый, примеряет на себя эту роль, воспроизводит события жизни окружающих его взрослых людей, их деятельность и взаимоотношения, развивает навыки коммуникации и социализации.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Более того, сам процесс развития сюжета игры способствует эффективному формированию коммуникативных навыков дошкольников. При этом игра есть подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников [4]. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является задача использования игры в целях всестороннего воспитания, в первую очередь формирования нравственной стороны личности [1]. Для примера рассмотрим некоторые из сюжетно-ролевых игр.

«Строители»

Цель: научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; использовать атрибуты в соответствии с сюжетом (конструкторы, строительные материалы и пр.); справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры; выражать свои мысли, обясняя ход стрительства; в доброжелательной форме договариваться о постройке и замысле игры; отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Предметно-игровая среда (оборудование): планы строительства, различные строительные материалы, инструменты, униформа, строительная техника, каски, образцы материалов, журналы по дизайну.

Примерные игровые действия: выбор объекта строительства, строительного материала, способа его доставки на строительную площадку, строительство зданий, дизайн постройки; сдача объекта.

«Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

Цели:

— формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в один коллектив;

— отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины;

— учить выражать свои мысли в форме делового этикета, вежливо, спокойно, контролировать эмоции;

— воспитывать уважение к труду медицинских работников;

— закреплять правила поведения в общественных местах.

Предметно-игровая среда (борудование): халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления, наборы «Маленький доктор»,«лекарства», телефон, компьютер, носилки.

Примерные игровые действия: приход в поликлинику, регистратура, прием у врача, выписка лекарства, вызов бригады «скорой помощи», госпитализация, размещение в палате, назначения лечения, обследования, посещение больных, выписка.

«Телевидение»

Цели:

— закрепить ролевые действия работников телевидения;

— показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива;

— закрепить представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей;

— научить выражать свои мысли четко, слаженно, эмоционально выразительно, вежливо, соблюдая деловой этикет.

Предметно-игровая среда (оборудование): детские компьютеры, рации, микрофоны, фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты), символика различных программ, элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии.

Примерные игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами, составление текстов для новостей, других программ, подготовка ведущих, зрителей, оформление студии, работа осветителей и звукооператоров, показ программы.

* * *

В настоящее время перед специалистами дошкольного образования стоят задачи дальнейшего изучения и использования игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста; наполнение игры новыми сюжетами из современной жизни; обогащение детского опыта новыми впечатлениями; расширение словарного запаса и совершенствование навыков связной речи.

Таким образом, самореализация и самоактуализация личности в социуме непосредственно зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры и развития коммуникативных навыков. Развитие сферы общения — необходимое условие как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

Литература

1. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5—7 лет: Учеб. пособие. М., 2015.

2. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 4.

3. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1988.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

5. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению