• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие культурно-ценностного восприятия живописного искусства

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
08/2023
Статья направлена на совершенствование методической компетентности педагогов ДОО в вопросах формирования и развития культурно-ценностного восприятия детьми дошкольного возраста национальной живописи как неотъемлемой части многонационального искусства России. Раскрываются задачи, содержание образования (обучения и воспитания), способы и методы ознакомления с жанрами живописи на каждом возрастном этапе. В основу содержания положены национальные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития региона. Развитие культурно-ценностного восприятия живописного искусства

Шаехова Р.К., 

канд. пед. наук, доцент, отделение дошкольного и начального образования, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Сегодня общество осознает важность сохранения культурного наследия. Смысловые ценности прошлых поколений органически вплетаются в культуру нового времени. И уже в новой культуре путем переосмысления появляется что-то новое, значимое, но сугубо уникальное и национальное, что должно понять, принять, сохранить и в будущем преобразовать подрастающее поколение. Сохранение национальных культурных ценностей необходимо для духовного и культурного развития народа. К национальным ценностям относится собрание живописных полотен Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Коллекция живописи татарских художников послужила основой для проекта развития культурно-ценностного восприятия живописного искусства у детей дошкольного возраста.

Развитие культурно-ценностного восприятия у дошкольников

Известно, что живопись — один из уникальных видов изобразительного искусства, передающий естественную красоту и поэтичность окружающего мира. В зависимости от сюжета произведения живописного изобразительного искусства делятся на пять традиционных жанров: историческая живопись (включающая мифологическую), портретная, жанровая, пейзаж и натюрморт. Каждый из жанров имеет свои направления и подвиды. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Портрет — изображение одного человека или группы людей. Делится на индивидуальный, парадный, групповой и автопортрет. Задача художника — правдиво изобразить внешность и внутренний мир натурщика.

Пейзаж — изображение природы в первозданном в преображенном человеком виде, допускает присутствие людей, но не определяет их главными героями сюжета.

Марина — морские виды и события, происходящие на море, в том числе морские сражения и круизы.

Исторический (мифологический) — описание реальных событий современности и прошлого, имеющих социальную значимость в истории одного народа или всего человечества.

Батальный — сцены морских и сухопутных сражений, военных походов и военного быта. Характерные особенности жанра: внимание к деталям, реалистичность сюжета, информативность и смысловая ценность. Многие батальные произведения написаны очевидцами конкретных событий.

Анималистика (анимализм) — одно из самых древних направлений живописи, изображающее диких и домашних животных, птиц, пресмыкающихся. Первые изображения животных появились на стенах пещер древнего человека, холстах в Древнем Китае.

Бытовой — изображение приватной и общественной жизни человека, народного быта. Через описание повседневной жизни художники доносят социальные проблемы общества.

Натюрморт — «мертвая» натура (неодушевленные предметы): дичь, выловленная рыба, фрукты, овощи и букеты цветов, предметы быта (инструменты или посуда).

Архитектурный — ландшафт, причем не только городские виды или отдельно стоящие здания, но и интерьер помещений.

Ню — стиль, воспевающий эстетику обнаженного тела, преимущественно женского. Изначально ограничивался рамками исторических и мифологических сюжетов. Со временем художники начали отображать в таких картинах собственные представления об идеале женской красоты.

Как приобщить подрастающее поколение к живописи, расскажем на примере реализации региональной образовательной программы «Куаныч» («Радость познания») и живописи Республики Татарстан.

Сила искусства в способности удивлять и тревожить

Пейзаж — один из наиболее популярных жанров в работе с детьми дошкольного возраста. Все произведения этого жанра отличает одна общая особенность — непосредственность и поэтичность отображения живой природы, умение передать своеобразие красок и форм, увидеть красоту даже там, где природа не отличается великолепием и красочностью. И в прошлые века, и в настоящее время сложных взаимоотношений человека и природы и поиска путей сближения цивилизации и окружающей среды, педагогика уделяет особое внимание именно пейзажной живописи, часто предстающей мудрым учителем.

По мнению Т.А. Копцевой, важна способность чувствовать характер и изменчивость природы, выражать свое настроение в пейзажах-настроениях, готовность эмоционально переживать образную форму произведения искусства. Поэтому рекомендуется знакомить детей с биографией талантливых художников-пейзажистов, продуктами их изобразительного искусства, раскрывая значимость произведения в жизни общества.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан — один из крупнейших художественных музеев Российской Федерации. Среди мастеров изобразительного искусства Республики выделился пласт художников, воплощающих красоты пейзажного жанра.

Среди них — выдающийся живописец Иван Шишкин, чье имя тесно связано с Казанью и краем, всю жизнь посвятивший воспеванию природы, с необыкновенной реалистичностью передавая ее величественный дух, а также наши современники — художники-пейзажисты, Шамиль Якупов, Айрат Гайфуллин и др.

Так, на полотнах «Озеро Голубое», «Озеро Глубокое», «Утро», «Осень» Айрата Гайфуллина природа представлена в разное время года, суток и погоды. При этом она является источником эмоционального воздействия, формируя чувства восхищения, наслаждения, радости, желания отразить в рисунке, сохранив ее первозданную красоту.

Из исследования А.В. Запорожца прослеживается, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается, когда ребенок — не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы, либо в плане воображения при восприятии произведений искусств, либо на листе бумаге. По мнению Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

Рекомендации по искусствоведческой работе с дошкольниками Пейзаж.

Восприятие ребенком пейзажа должно начинаться с младшего дошкольного возраста. Каждое ознакомление ребенка с природой, отраженной на холсте, служит уроком развития его чувств. Детей учат умению внимательно рассматривать (вглядываться), видеть цветовое разнообразие, детали, элементы; точному устному описанию увиденного; передаче своего отношения к картине.

Отбирая пейзажи для занятий педагог должен придерживаться рекомендаций Т.А. Котляковой:

— для детей младшей группы следуетя выбирать картины, изображающие знакомые объекты природы в родном краю;

— средней — пейзажи, передающие яркие сезонные изменения в природе;

— старшей — пейзажи, ярко демонстрирующие разнообразие средств выразительности в разных видах пейзажной живописи;

подготовительной к школе группы — картины с линией горизонта, тенями, контрастом, разнообразием оттенков и художественных стилей, чтобы в беседе с детьми акцентировать внимание на индивидуальной манере изображения художниками неповторимых уголков природы.

Восприятие произведений живописи требует от детей не только умения пользоваться соответствующими терминами, но и интонационно выражать свои мысли, чувства, отношения, логично излагать их. Поэтому перед тем как познакомить детей с произведением, педагог изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чем картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, определяет, что в картине изображено наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для очередного рассказывания.

Жанр натюрморт помогает ознакомить детей с предметами быта, национальной кухней, традициями и обычаями и т.д. Среди мастеров изобразительного искусства Республики Татарстан можно выделить художников, активно работающих над воплощением красоты национального быта, среди которых: Евгений Зуев, Зуфар Гимаев, Сергей Неустроев и др.

Натюрморты рекомендуется рассматривать с детьми, начиная со средней группы. Детальное рассматривание предметов быта, угощений из национальной кухни, растительных букетов, фруктов, овощей должно способствовать формированию эмоционально-личностного отношения к картине, характеризующегося развернутостью высказывания ребенка, его эмоциональными ассоциациями. В этом случае возможно использование рассказа-образца педагога к понравившейся картине. Рассказ-образец имеет определенную структуру, его содержание эмоционально окрашено, богато интонациями, строиться на типовых, понятных старшим дошкольникам, вопросах: Кто написал картину? Как она называется? Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)? Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали? Как в ней переданы предметы быта татарского народа (цвет, построение, расположение)? Какие краски использовал художник? Какой цвет преобладает? Что особенно понравилось? Какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на очередную картину?

Отмечено, что после однократного (возможны 2—3 повтора) применения педагогом рассказа-образца речь детей значительно обогащается. Но длительное его применение может привести к пассивному восприятию произведения, поэтому его следует заменять расчлененными вопросами, активизирующими мыслительную активность ребенка: Что нравится на картине? Почему она понравилась?

На этапе завершения дошкольного образования можно ввести прием сравнения. Вначале сравниваются две картины одного жанра разных художников, но с абсолютным контрастом. Например, картины Евгения Зуева «Капуста. Октябрь» и Баки Урманче «Сирень». Следующим этапом будет сравнение картин одного художника, но, возможно, разного колористического решения. К примеру, картины Дамира Хафизова «Аромат лета» и «Натюрморт с черешней» или картины Сергея Неустроева «Рэхим итегез»*и «Натюрморт с самоваром». Вначале репродукции картин сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем возможно выделение общего признака.


*Добро пожаловать (тат.)


Анималистика заслуживает отдельного внимания. Яркие образы домашних птиц и животных привлекают внимание особенно маленького ребенка. Картины этого жанра рекомендуется рассматривать с детьми, начиная со второй младшей группы. Несложный сюжет можно найти в работах Рашита Газеева «Акбай», Константина Лепилова «Лошади у воза с травой», Р. Якупова «Дворик» и многих других художников.

Искусствоведческая деятельность педагога в работе с младшими дошкольниками должна быть направлена на формирование у них умения понимать содержание произведения. В старшем дошкольном возрасте – на развитие умения видеть средства выразительности, многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время суток или время года, но и состояние животных, свое отношение к увиденному в репродукции.

Стремление педагога к развернутым качественным детским рассказам может подвигнуть его к использованию мотивирующих игровых приемов: «Кто расскажет лучше, интереснее?» Необходимо обучать детей умению правильно задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них взглядах определенной направленности, интереса к ярким представителям живой природы родного края.

Практически все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно затрагивают мир человека.

И только портрет — изображение конкретного или созданного воображением человека. Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти (Н.П. Костерин). Портретная живопись — не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней (Н.А. Курочкина).

Познавая другого человека, ребенок глубже осознает себя, через опыт чувств и отношений учится осознавать их и регулировать свои эмоции, у него формируется умение понимать окружающих людей, он начинает проявлять интерес, чувства гордости за проявленный подвиг, действия (поступки), уважение к ним. В этом смысле приобщение ребенка к портретной живописи таит поистине безграничные возможности развития разносторонней личности, а базируясь на источниках, содержащих этнокультурную составляющую, этот процесс формирует представление о преемственности поколений, культурно-исторических ценностях малой родины.

Современные психолого-педагогические исследования подтверждают, что портрет как жанр живописи доступен восприятию детей в возрасте 4 лет, когда они уже имеют некоторые представления о созвучных опыту детей жанрах живописи (натюрморт и пейзаж). В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета, проявляя к нему интерес, некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека на портрете главным для малыша является общее выражение его лица, реже — глаз. В этом возрасте он определяет и называет его эмоции: «улыбается», «смеется», «плачет», «грустит», так как пока еще не имеет представления о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.

При первых беседах для уточнения представлений детей о портрете чаще всего применяется пояснение. Для понимания детьми портрета как жанра требуется длительная работа в двух направлениях. Первое — формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, отношении к жизни, выражаемое в действиях и поступках. Второе — понимание детьми языка живописного образа портрета, происходящее в процессе ознакомления с портретом и средствами его выразительности.

К 5 годам дети проявляют осознанный интерес к портрету, более эмоционально откликаются на портреты героев, знакомых людей, известных из иллюстрированных книг, журналов. Детям больше нравятся люди с положительными эмоциями, вместе с тем, они проявляют и сочувствие к героям, изображенным в печали, грусти, страхе. Пятилетний ребенок уже в состоянии видеть не только лицо и мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пятилетнего возраста формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности, они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация пока еще бедна и зачастую несущественна.

Задача педагога на этапе завершения дошкольного возраста направлена на более детальное выделение и анализ средств выразительности художественного произведения. Необходимо способствовать пониманию детьми художественного образа портрета как единства содержания и средств выразительности, умению видеть и выделять особенности характера героя через единство позы, выражения лица, жестов, цветовых решений автора.

Один из самых важных моментов в работе с портретной живописью — ознакомление детей с портретами выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, героев Великой Отечественной войны.

Наиболее популярными полотнами из коллекции «Музей — детям» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан считаются: «Портрет матери», «Портрет Девятаева» Хариса Якупова, «Портрет Муниры Булатовой», «Портрет Шары Жандарбековой» Баки Урманче, «Тукай в детстве» Мандалины Мавровской и др. Педагог целенаправленно дает детям знания о художниках-портретистах, героях их произведений, интересных фактах, сопровождающих процесс замысла и создания продукта творчества. Необходимо научить детей видеть портрет в целом, детально его анализировать, побуждать к обоснованным суждениям, использовать в оценке несложные искусствоведческие термины: жанр, портрет, автопортрет, колорит, контраст, оттенок, свет, тень, форма, цвет, пространство и др. Таким образом, портретный жанр живописи раскроет мир чувств и познакомит с жизнью выдающихся личностей нашего региона. Это чрезвычайно важно для познания истории родного края, сохранения культурного наследия нашей республики.

Бытовой жанр живописи позволит педагогу познакомить детей с народным бытом через описание его повседневной жизни, интерьером, предметами быта, национальной одеждой, украшениями, традициями и обычаями татарского народа. Среди мастеров изобразительного искусства выделены работы художников, активно работающих над воплощением красоты сельского интерьера и национального быта. Наиболее известные картины, привлекающие внимание зрителей: «Бабушке письмо пришло» Зуфара Гимаева, «В гости» Искандера Рафикова, «Голубое утро» Владимира Акимова, «Накануне праздника» Михаила Кугача, «Татарская невеста» Анвара Сайфутдинова, «В трудные годы» Аллы Ширяевой и др. Детей следует побуждать к самостоятельному рассматриванию картин, способствовать развитию любознательности, помочь различать специфику и своеобразие бытового жанра.

Рассматривая с детьми старшего дошкольного возраста картины исторического жанра, педагог знакомит их с историей татарского народа, событиями прошлого и настоящего, народными героями, их именами, подвигами, вкладами в развитие республики. Исторический жанр, как и иные виды искусства, свидетельствует о способности и потребности человека передавать в художественной форме свое восприятие мира, понимание истории. Для этого используются главные элементы изобразительных искусств — форма, цвет, пространство. Изобразительное искусство исторического жанра обладает своим языком, выражающим чувства художника и его отношение к прошлому.

Среди мастеров изобразительного искусства Татарстана работают художники, воплощающие историю, среди них: Фиринат Халиков, Равиль Загидуллин. Яркие примеры исторического жанра — картина «Прощание с Сююмбике» Фирината Халикова, «Гости приехали. (В Старотатарской слободе)», «Сбор призов перед сабантуем» Равиля Загидуллина и др. Не уступают им по популярности знаменитые картины «Муса Джалиль». «Перед приговором» Хариса Якупова.

В образовательном процессе существенную роль играет словесный метод — искусствоведческий рассказ педагога. Структура рассказа содержит название картины, имя автора, общее содержание, описание композиционного центра, особенностей изображения основных объектов (цвет, расположение, построение и пр.), описание и детализация второстепенных объектов, значение картины в художественной культуре и истории родного края, изложение своих чувств и ощущений от ее восприятия. Данная структура повествования используется на начальных этапах работы, пока дети не освоили навык точного и развернутого ответа на поставленные вопросы и не приобрели умения составлять монолог-описание.

 Обычно искусствоведческий рассказ используется после самостоятельного рассматривания картины детьми. Через некоторое время им дают возможность повторно насладиться картиной, после чего задаются конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного и детализацию отдельных объектов, средств выразительности, чтобы подвести детей к пониманию исторического события.

Например: «Кто изображен на картине? Что делает? Где расположены изображенные на картине предметы (люди)? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это главное изобразил художник? Что на картине сразу бросается в глаза? Какие краски использовал художник? Что хотел этим выразить? Какое настроение передал? Докажите, что именно это настроение отражено? О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?

Следует отметить, что искусствоведческий рассказ формирует навык «чтения» картины, позволяет дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено) и, главное, понимать культурно-историческую ценность картины. Восприятие картины, познание исторических событий невозможно без эмоций, поэтому в процессе ознакомления возможно использование приема «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию исторических событий.

Искусствоведческий рассказ используется до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

Современная теория и практика формирования и развития культурно-ценностного восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства еще нуждается в исследовании, создании новых методик и технологий, поиске эффективных приемов и средств. Несомненно, одно из таких средств — изобразительное искусство Татарстана как неотъемлемая часть многонационального искусства России. Изобразительное искусство в своих лучших проявлениях несет в себе познавательную, художественно-эстетическую и воспитательную функцию.При ознакомлении с жанровой живописью активизируется интерес к культурно-историческим событиям, национальным ценностям, традициям, художественному творчеству, что стимулирует сохранение и приумножение представителями молодого поколения культурного наследия Республики Татарстан.

Литература

Котлякова Т.А., Абдрахимова Э.Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников: Метод. пособие по реализации регионального компонента образовательной организации «Художественно-творческое развитие дошкольников». Ульяновск, 2014.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению